2-699/2012 об оспаривании предписания Государственной инспекции труда во Владимирской области



Дело № 2-699/12                                        ....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владимир                                07 марта 2012 года

    Ленинский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи                    Барабина А.А.,

при секретаре                                Холуяновой К.М.,

с участием

представителя заявителя                        Правдухина С.В.,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица                        Гашенко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 3 УФСИН России по Владимирской области об оспаривании предписания Государственной инспекции труда во Владимирской области,

УСТАНОВИЛ:

    ФКУ ИК № 3 УФСИН России по Владимирской области обратилось в Ленинский районный суд г. Владимира с заявлением, в котором с учетом уточнений поставило вопрос о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ

    В обоснование указано, что приказом начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ прекращены начисление и выплата доплаты за вредность медицинским работникам хирургического отделения: врач анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра анестезист; медицинская сестра палатная, медицинская сестра процедурной, старшая медицинская сестра, медицинская сестра перевязочной, на основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ .

    По результатам рассмотрения обращения группы работников заявителя .... Бойко С.Г. вынесено оспариваемое предписание, из текста которого следует, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области при принятии приказа от ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение ст. 74 ТК РФ – работники не предупреждены о предстоящем изменении условий трудового договора в письменной форме не позднее, чем за два месяца. Работодателю предписано произвести перерасчет и доплатить работникам заработную плату на прежних условиях за два месяца со дня, когда работники фактически узнали об изменении определенных сторонами условий трудового договора, а также начислить и выплатить работникам денежную компенсацию за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы в порядке ст. 236 ТК РФ.

    Заявитель не согласен с предписанием Инспекции в связи с тем, что трудовыми договорами с работниками такая надбавка не оговорена, соответственно ее отмена не являлась изменением трудового договора. Кроме того, отмена надбавки не явилась следствием причин, связанных с изменением организационных или технологических условий труда, как указано в ст.74 ТК РФ. Из-за несвоевременно отмененной надбавки рассматриваемой категории работников произведен переплата более чем за три года.

    В судебном заседании представитель заявителя Правдухин С.В. поддержал требования со ссылкой на указанные в заявлении обстоятельства.

    Заинтересованное лицо Гашенко В.И. возражала против удовлетворения заявления, полагая, что она и другие работники имеют право на получение надбавки.

    Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда во Владимирской области – Бойко С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заинтересованные лица Смирнова М.Н., Андреева Н.В., Запорожец В.И., Курова Ю.В., Лобанова Т.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств и заявлений не представили.

    Судом с учетом мнения сторон определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

    Установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области и Лобановой Т.Н. заключен трудовой договор, по условиям которого последняя принята на должность ..... Работнику установлены: должностной оклад согласно штатного расписания, надбавка за работу в исправительной колонии в размере ....%, надбавка за строгий режим содержания в размере ....%, увеличение тарифной ставки на ....% согласно приказа МВД от ДД.ММ.ГГГГ

    ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области и Смирновой М.Н. заключен трудовой договор, по условиям которого последняя принята на должность ..... Работнику установлены: должностной оклад согласно штатного расписания, надбавка за работу в исправительной колонии в размере ....%, надбавка за строгий режим содержания в размере ....%, увеличение тарифной ставки на ....% согласно приказа МВД от ДД.ММ.ГГГГ

    ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области и Куровой Ю.В. заключен трудовой договор, по условиям которого последняя принята на должность ..... Работнику установлены: должностной оклад согласно штатного расписания, надбавка за работу в исправительной колонии в размере ....%, надбавка за строгий режим содержания в размере ....%, увеличение тарифной ставки на ....% согласно приказа МВД от ДД.ММ.ГГГГ

    ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области и Запорожец В.И. заключен трудовой договор, по условиям которого последняя принята на должность ..... Работнику установлены: должностной оклад согласно штатного расписания, надбавка за работу в исправительной колонии в размере ....%, надбавка за строгий режим содержания в размере ....%, увеличение тарифной ставки на ....% согласно приказа МВД от ДД.ММ.ГГГГ

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 трудового договора после слов «в должности» изложен в следующей редакции «медицинской сестры палатной хирургического отделения больницы для осужденных».

    ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области и Алёкиной (Андреевой) Н.В. заключен трудовой договор, по условиям которого последняя принята на должность ..... Работнику установлены: должностной оклад согласно штатного расписания, надбавка за работу в исправительной колонии в размере ....%, надбавка за строгий режим содержания в размере ....%, увеличение тарифной ставки на ....% согласно приказа МВД от ДД.ММ.ГГГГ

    ДД.ММ.ГГГГ между ФБУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области и Гашенко В.И. заключен трудовой договор, по условиям которого последняя принята на должность ..... Работнику установлены: должностной оклад согласно штатного расписания, надбавка за работу в исправительной колонии в размере ....%, надбавка за строгий режим содержания в размере ....%.

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ пункт 1 трудового договора после слов «в должности» изложен в следующей редакции «старшей медицинской сестры хирургического отделения больницы для осужденных», пункт 9 после слов «должностной оклад (тарифная ставка) согласно штатного расписания» изложен в следующей редакции «.... рублей».

    Все вышеприведенные договоры содержат возможность изменения условий оплаты труда в соответствии с Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ и локальными нормативными актами.

    Приказом исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено начисление и выплата доплаты за вредность медицинским работникам хирургического отделения: врач анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра анестезист; медицинская сестра палатная, медицинская сестра процедурной, старшая медицинская сестра, медицинская сестра перевязочной, на основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4).

    ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда во Владимирской области поступило заявление Гашенко В.И., Смирновой М.Н., Андреевой Н.В., Лобановой Т.Н., Запорожец В.И., Куровой Н.В. о проверке законности отмены доплаты (надбавки) за вредность.

    Распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка в отношении ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области.

    ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки .... Бойко С.Г. направлено и.о. начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области предписание Из текста указанного предписания следует, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области при принятии приказа от ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение ст. 74 ТК РФ – работники не предупреждены о предстоящем изменении условий трудового договора в письменной форме не позднее, чем за два месяца. Работодателю предписано произвести перерасчет и доплатить работникам заработную плату на прежних условиях за два месяца со дня, когда работники фактически узнали об изменении определенных сторонами условий трудового договора, а также начислить и выплатить работникам денежную компенсацию за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы в порядке ст. 236 ТК РФ.

    Данное предписание получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» предписано Федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации до 1 сентября 2008 г. утвердить:

а) порядок утверждения штатных расписаний (штатов) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений;

б) размеры окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров;

в) условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;

Приказом ФСИН РФ от 13.11.2008 N 624 (в редакции ФЗ от 15.10.2009 г.) «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» (Приложение № 3) медицинские сестры фактически исключены из перечня работников, имеющих право на получение компенсации за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, в размере 15%.

    Таким образом, имело место изменение нормативно-правовым актом действующей у работодателя системы оплаты труда в части компенсационной выплаты.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

    Представленные суду трудовые договоры, являющиеся в силу ст. 135 ТК РФ в рассматриваемом случае единственными основанием для установления работнику заработной платы, не содержат положений, предусматривающих выплату заинтересованным лицам компенсации за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

    Таким образом, суд соглашается с позицией заявителя, что в период с 2009 по 2011 годы в отсутствие изменений условий трудовых договоров не имелось оснований для начисления и выплаты такой компенсации заинтересованным лицам, а действия работодателя в данной части носили ошибочный характер.

    Соответственно, каких-либо изменений в трудовые договоры заинтересованных лиц не вносилось, а имело место лишь устранение ранее возникших упущений администрации учреждения.

    Кроме того, суд не может согласиться с позицией представителя Государственной инспекции труда во Владимирской области относительно наличия на момент издания приказа руководителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ изменений организационных или технологических условий труда, поскольку техника, технология и условия труда, структура учреждения, особенности рабочего процесса, остались прежними, что подтверждено заинтересованным лицом Гашенко В.И. в судебном заседании.

Сам по себе Приказ ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ изменил существовавшую систему оплаты труда, однако не явился в сложившейся ситуации основанием для изменения трудовых договоров. Соответственно, причин для уведомления работодателем работников об изменений условий трудовых договоров не имелось, как не имелось оснований для выплаты денежных средств в порядке ст. 236 ТК РФ.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

    В связи с тем, что судом в настоящем случае не установлено нарушений трудового законодательства со стороны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, равно как и нарушения прав заинтересованных лиц, требующих восстановления таким способом, предписание Государственной инспекции труда во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ представляется необоснованным и подлежащим отмене.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 3 УФСИН России по Владимирской области удовлетворить.

    Признать незаконным и отменить Предписание Государственной инспекции труда во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ выданное .... Бойко С.Г.

    Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

....

....

Председательствующий                        А.А. Барабин

....