Дело № 2-253/12 ....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2012 года г.Владимир
Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Фоминой А.В.,
при секретаре Танаевой А.Н.,
с участием:
помощника прокурора города Владимира Марковой Н.А.,
представителей заявителя Павлинова А.Б., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыковой М.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованных лиц УИК избирательного участка №380, ТИК Ленинского района гор. Владимира Смирновой Е.А., действующей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованных лиц УИК избирательного участка №380, ТИК Ленинского района гор. Владимира, ТИК Октябрьского района г.Владимира, Избирательной комиссии по Владимирской области Рамишвили К.С., действующей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Музыки С.В. о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка №380 об итогах голосования, понуждении к проведению повторного подсчета голосов избирателей и составлению нового протокола об итогах голосования на избирательном участке №380 Ленинского района г. Владимира,
У С Т А Н О В И Л:
Музыка С.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17, обратился в суд с заявлением о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии № 380 об итогах голосования, понуждении к проведению повторного подсчета голосов избирателей и составления нового протокола об итогах голосования на избирательном участке № 380 Ленинского района г.Владимира.
В обоснование заявления указывает, что 04.12.2011 года состоялись дополнительные выборы депутатов Законодательного собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1,10,17. Заявитель участвовал в выборах в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания по избирательному округу № 17 от регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области. Согласно протоколу УИК № 380 число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования – 1025, число бюллетеней, выданных избирателям вне помещения для голосования – 28. общее количество бюллетеней – 1053. Вместе с тем, сведения, содержащиеся в протоколе УИК, не соответствуют действительности и противоречат сведениям, представленным в ТИК Октябрьского района г.Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии. Кроме того, после подписания протокола об итогах голосования были выявлены неточности и ошибки, в связи с чем внесены соответствующие уточнения. При этом наблюдатели от партий и кандидаты в депутаты не были проинформированы об исправлениях в протоколе. Повторный подсчет голосов не проводился, протокол об этом не составлялся. Данные нарушения являются основанием для признания протокола об итогах голосования недействительным.
Заявитель просит признать протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка №380 недействительным, обязать участковую избирательную комиссию провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке № 380 и составить новый протокол об итогах голосования.
В судебное заседание заявитель Музыка С.В. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Его представители Павлинов А.Б. и Кадыкова М.А. заявление поддержали в полном объеме, по изложенным в нем доводам.
Представитель Участковой избирательной комиссии избирательного участка №380 Смирнова Е.А., с заявлением не согласилась, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.22-24). Указала, что отсутствуют основания для проведения повторного подсчета голосов и составления нового протока.
Представитель ТИК Ленинского района г.Владимира, Избирательной комиссии Владимирской области, ТИК Октябрьского района г.Владимира Рамишвили К.С. с заявлением также не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных дополнения к отзыву (л.д.100-103).
Привлеченные в качестве заинтересованных лиц Желанков М.А., Захарчук Е.Е., Павлов Д.А., Хабибуллин Ш.Р., Колпакова Л.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено соответствующее определение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и неявившихся заинтересованных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, заслушав мнение прокурора Марковой Н.А., полагавшей заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Музыки С.В. не подлежащим удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно п.1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктами 1.1,1.2, 2,3 стать 77 вышеназванного закона после установления итогов голосования вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 25.08.2011 №203 на 04.12.2011 года назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатным избирательным округам №1,10,17.
Постановлением ТИК Ленинского района г.Владимира от 08.11.2011 года №423 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №380.
Судом установлено, что 04 декабря 2011 года Музыка С.В. принимал участие в выборах в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 от Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области.
Согласно п.1 ст.67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного Федерального закона.
Следовательно, результаты выборов определяются только на основании протоколов об итогах голосования, составленных с соблюдением установленной законом процедуры.
Пунктом 26 статьи 68 вышеприведенного закона предусмотрено, что после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего ФЗ. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляется дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушениями этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Из протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка №380 об итогах голосования на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 1,10,17 04 декабря 2011г. следует, что указанный протокол подписан 04 декабря 2011г. в 22 час.40 мин. десятью членами указанной избирательной комиссии (в том числе: председателем, заместителем председателя и секретарем). Протокол не содержит исправлений и помарок. (л.д.59-60)
В соответствии с пунктом 29 ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
Согласно п. 2.18.3 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» ответственность за своевременную выдачу копий протокола УИК об итогах голосования несет председатель УИК либо лицо, его заменяющее, ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
Копию протокола УИК об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола, заверяет председатель, заместитель председателя или секретарь УИК, предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола УИК об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер избирательного участка, адрес помещения для голосования, заполненные по всем строкам протокола числовые данные - при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью), после чего в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу проставляет надпись «Копия», затем, после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола, делает запись «Верно» или «Копия верна», указывает свои фамилию, имя, отчество, должность в избирательной комиссии, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать УИК. На лицевой стороне рядом со словом «Копия» указывается номер копии «N ___», соответствующий номеру, указанному в реестре выдачи копий протокола. В случае если копия протокола об итогах голосования составляется более чем на одном листе, каждый ее лист заверяется в вышеуказанном порядке.
Оспаривая результаты голосования на избирательном участке №380, заявитель ссылается на то, что сумма числа бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования (строка 3 протокола), и числа бюллетеней, выданных избирателям вне помещения для голосования (строка 4 протокола), за вычетом числа утраченных бюллетеней (строка 10 протокола), не равна сумме числа действительных бюллетеней (строка 9 протокола) и числа недействительных бюллетеней (строка 8 протокола). Сведения о числе бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования (строка 3 протокола), указанные в протоколе об итогах голосования УИК № 380, принятом ТИК Ленинского района г.Владимира, не соответствуют аналогичному показателю в копии протокола, имеющейся в распоряжении заявителя. УИК не проводила повторного подсчета голосов и не составила повторного протокола об итогах голосования. О внесении изменений в соответствующие строки протокола об итогах голосования УИК № 380 не были проинформированы члены УИК с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители СМИ.
В обоснование своих доводов заявителем представлена копия протокола, подписанная председателем ФИО1 и секретарем ФИО2 участковой избирательной комиссии избирательного участка №380. (л.д.8) Данная копия протокола не содержит номера, даты и время (часы, минуты) заверения.
Вместе с тем, суд не может принять в качестве допустимого доказательства представленную заявителем копию протокола с учетом нижеследующего.
Представленная заявителем копия протокола не заверена надлежащим образом, что не соответствует требованиям п. 2.18.3 вышеприведенной Инструкции, ее изготовление не соответствует требованиям п.12 ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в силу которого лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии. Верность представленной копии документа оригиналу не подтверждена соответствующей записью и не содержит ряда обязательных реквизитов.
В соответствии с п.21 ст. 68 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» после ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам соответствующего протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в соответствующий протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления.
Из представленной заявителем копии протокола следует, что контрольное соотношение «2 равно 3+4+5+10-11» «2000=1053+28=947+0-0» «2000=2028» не выполняется. Строка 3 протокола (число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования) было суммировано число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования, в связи с чем изначальная цифра 28 превышала действительную.
В первом экземпляре протокола указанное контрольное соотношение выполняется.
Допрошенная в качестве свидетеля председатель участковой комиссии избирательного участка №380 ФИО1 показала, что наблюдатель кандидата Музыки С.В. торопил ее с выдачей копии протокола, поэтому копия была выдана только за ее подписью, до заседания итоговой комиссии. Однако при подсчете голосов была допущена техническая ошибка, а именно цифра 28 – число лиц, проголосовавших вне помещения для голосования, была приплюсована к числу лиц, проголосовавших в помещении для голосования. Для проведения повторного подсчета голосов оснований не было, поэтому был заполнен новый бланк протокола. Увеличенная копия протокола была заполнена до подведения итогов голосования, никаких изменений в нее не вносилось.
Допрошенная в качестве свидетеля заместитель председателя участковой комиссии избирательного участка №380 ФИО3., показала, что сведения, отраженные в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, являются достоверными и полностью отражают итоги голосования. Ошибку в цифре 28, которая была приплюсована к числу избирателей, проголосовавших в помещении для голосования, выявили до подписания итогового протокола. При подсчете голосов присутствовали наблюдатели от каждого кандидата, в том числе и от Музыки С.В., который лично обозревал каждый бюллетень в пользу кандидата Музыки С.В. По окончании подсчета голосов каких-либо замечаний от него, не последовало.
Свидетель ФИО4 показала, что являлась членом комиссии УИК №380 от КПРФ. Заседание комиссии было одно, она лично подписывала один протокол по итогам заседания.
Оснований не доверять показаниям вышеперечисленных свидетелей суд не усматривает.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в копии протокола об итогах голосования, представленной заявителем, имеются ошибки.
Действительно в действиях участковой избирательной комиссии имеется нарушение, выразившееся в том, что председатель участковой избирательной комиссии заверил копию протокола об итогах голосования до проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии.
Вместе с тем, выявленные нарушения были устранены надлежащим образом путем заполнения нового протокола до момента его подписания в помещении участковой избирательной комиссии №380, в присутствии лиц, воспользовавшихся правом наблюдения за подсчетом голосов избирателей и установления результатов выборов на избирательном участке до момента подписания протокола об итогах голосования.
Таким образом, оснований для проведения повторного подсчета голосов и составления повторного протокола об итогах голосования, установленных п.8 ст. 69 Избирательного кодекса и п.9 ст. 69 Избирательного кодекса не имелось.
По мнению суда, выявленные нарушения не могли повлиять на итоги голосования избирателей и не препятствуют выявлению действительной воли избирателей, проголосовавших на данном избирательном участке. Иных нарушений на избирательном участке №380 в ходе судебного разбирательства судом выявлено не было.
Согласно положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года №1-П, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3,32,46 Конституции РФ не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатов выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на избирательном участке №380 произошло нарушение порядка выдачи копии итогового протокола №1. Однако иных нарушений избирательного законодательства на избирательном участке №380 и в ТИК Ленинского района г. Владимира, выразившихся в подсчете голосов избирателей без надлежащего оформления, фальсификации итогов выборов, в том числе фальсификации итогового протокола, выявлено не было. Утверждения заявителя об имевших место подобных фактах не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, хотя нарушение порядка выдачи наблюдателям копии протокола об итогах голосования и имело место на избирательном участке №380, оно не представляется суду тем нарушением, которое могло бы повлиять на итоги голосования избирателей или воспрепятствовать выявлению действительной воли проголосовавших в городском избирательном округе граждан.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания недействительным протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка №380 об итогах голосования, понуждении к проведению повторного подсчета голосов избирателей и составлению нового протокола об итогах голосования на избирательном участке №380 Ленинского района г. Владимира. Следовательно, в удовлетворении заявления надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Музыке С.В. в удовлетворении заявления о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка №380 об итогах голосования, понуждении к проведению повторного подсчета голосов избирателей и составлению нового протокола об итогах голосования на избирательном участке №380 Ленинского района г. Владимира ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий судья. ....
....
.... А.В. Фомина
....
Решение в окончательной форме принято 05.03.2012 года.