отказано в удовлетворении заявления



Дело № 2-239/12                                ....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2012 года г.Владимир

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Фоминой А.В.,

при секретаре Танаевой А.Н.,

с участием:

помощника прокурора города Владимира Марковой Н.А.,

заявителя Музыки С.В.,

представителя заявителя Павлинова А.Б., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованных лиц УИК избирательного участка №378, ТИК Ленинского района гор. Владимира Смирновой Е.А., действующей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованных лиц УИК избирательного участка №378, ТИК Ленинского района гор. Владимира, ТИК Октябрьского района г.Владимира, Избирательной комиссии по Владимирской области Рамишвили К.С., действующей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Музыки С.В. о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке №378 Ленинского района г. Владимира,

У С Т А Н О В И Л:

Музыка С.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17, обратился в суд с заявлением, с учетом его уточнения (л.д.103), о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке № 378 Ленинского района г.Владимира.

В обоснование заявления указывает, что 04.12.2011 года состоялись дополнительные выборы депутатов Законодательного собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1,10,17. Заявитель участвовал в выборах в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания по избирательному округу № 17 от регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области. Согласно протоколу УИК № 378 за заявителя проголосовали 238 избирателей. В дальнейшем проведен повторный подсчет голосов и составлен повторный протокол об итогах голосования на избирательном участке № 378, который подписан 05.12.2011 года. При повторном подсчете кандидаты и наблюдатели от партий не приглашались, в связи с чем контроль за данной процедурой отсутствовал.

Заявитель просит отменить решение УИК № 378 о результатах выборов на избирательном участке № 378 Ленинского района г. Владимира.

В судебном заседании заявитель Музыка С.В., его представитель Павлинов А.Б. заявление поддержали в полном объеме, по изложенным в нем доводам.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира и участковой избирательной комиссии избирательного участка №378 Смирнова Е.А., с заявлением не согласилась, по основаниям изложенным в письменном отзыве (л.д.21-24). Указала, что каких-либо нарушений, влекущих отмену результатов выборов на избирательном участке №378, допущено не было.

Представитель Избирательной комиссии Владимирской области, ТИК Октябрьского района г.Владимира Рамишвили К.С. с заявлением также не согласилась, указав, что отсутствуют основания для признания недействительными итогов голосования по избирательному участку №378. Выявленные нарушения были устранены при повторном подсчете голосов, протокол об итогах голосования составлен надлежащим образом. Указала, что при повторном подсчете голосов заявитель Музыка С.В. присутствовал.

Привлеченные в качестве заинтересованных лиц Желанков М.А., Захарчук Е.Е., Павлов Д.А., Хабибуллин Ш.Р., Колпакова Л.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено соответствующее определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, заслушав мнение прокурора Марковой Н.А., полагавшей заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Музыки С.В. не подлежащим удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно п.1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктами 1.1,1.2, 2,3 стать 77 вышеназванного закона после установления итогов голосования вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 25.08.2011 №203 на 04.12.2011 года назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатным избирательным округам №1,10,17.

Постановлением ТИК Ленинского района г.Владимира от 08.11.2011 года №419 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №378.

Судом установлено, что 04 декабря 2011 года Музыка Сергей Васильевич принимал участие в выборах в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 от Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия во Владимирской области.

Согласно п.1 ст.67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного Федерального закона.

Следовательно, результаты выборов определяются только на основании протоколов об итогах голосования, составленных с соблюдением установленной законом процедуры.

Пунктом 26 статьи 68 вышеприведенного закона предусмотрено, что после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего ФЗ. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляется дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушениями этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Из протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка №378 об итогах голосования на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 1,10,17 04 декабря 2011г. следует, что указанный протокол подписан 5 декабря 2011г. в 0 час.10 мин. одиннадцатью членами указанной избирательной комиссии (в том числе: председателем, заместителем председателя и секретарем) (л.д.59-60).

Согласно пункту 21. «Избирательный кодекс Владимирской области» после ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования.

Пунктом 9 ст. 69 «Избирательного кодекса Владимирской области» предусмотрено, что при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей соответствующий протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 4 статьи 21 настоящего Кодекса, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет соответствующий протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 4 статьи 21 настоящего Кодекса. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

В судебном заседании было установлено, что при проведении проверки, правильности заполнения протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка №378 у Территориальной комиссии Ленинского района г. Владимира возникли сомнения в правильности его составления.

В этой связи, постановлением ТИК Ленинского района г. Владимира от 05.12.2011 года №480 от 05.12.2011 года постановлено: УИК избирательного участка №378 провести повторный подсчет голосов избирателей на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Владимирской области по одномандатному избирательному округу №17 на избирательном участке №378. (л.д.61)

По итогам повторного подсчета голосов участковой избирательной комиссией избирательного участка №378 составлен протокол об итогах голосования на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 1,10,17 04 декабря 2011г. из которого следует, что указанный протокол подписан 5 декабря 2011г. в 19 час.00 мин. девятью членами указанной избирательной комиссии (в том числе: председателем, заместителем председателя и секретарем). Протокол имеет соответствующую отметку «Повторный подсчет голосов», не содержит исправлений и помарок. (л.д.62-63).

Постановлением УИК №378 от 05.12.2011 года №9 об итогах голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 04.12.2011 года на территориальном избирательном участке №378 установлено, что голоса избирателей при проведении повторного подсчета голосов на территории избирательного участка №378 распределились следующим образом:

1. Желанков М.А. – 151 голос;

2. Захарчук Е.Е. – 38 голосов;

3. Колпакова Л.М. – 556 голосов;

4. Музыка С.В. – 249 голосов;

5. Павлов Д.А. – 40 голос;

6. Хабибуллин Ш.Р. – 194 голоса.

Данное постановление оформлено надлежащим образом, подписано председателем, заместителем председателя и секретарем УИК №378, заверено печатью.

В соответствии с пунктом 29 ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Согласно п. 2.18.3 Инструкции ответственность за своевременную выдачу копий протокола УИК об итогах голосования несет председатель УИК либо лицо, его заменяющее, ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Копию протокола УИК об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола, заверяет председатель, заместитель председателя или секретарь УИК, предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола УИК об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер избирательного участка, адрес помещения для голосования, заполненные по всем строкам протокола числовые данные - при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью), после чего в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу проставляет надпись «Копия», затем, после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола, делает запись «Верно» или «Копия верна», указывает свои фамилию, имя, отчество, должность в избирательной комиссии, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать УИК. На лицевой стороне рядом со словом «Копия» указывается номер копии «N ___», соответствующий номеру, указанному в реестре выдачи копий протокола. В случае если копия протокола об итогах голосования составляется более чем на одном листе, каждый ее лист заверяется в вышеуказанном порядке.

Оспаривая результаты голосования на избирательном участке №378, заявитель ссылается на несоответствие копий протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования первому экземпляру, полагая недостоверными сведения о количестве избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования в помещении УИК избирательного участка №378.

В обоснование своих доводов заявителем представлена копия протокола, подписанная председателем, секретарем и членами участковой избирательной комиссии. (л.д.7) Данная копия протокола не содержит номера, даты и время (часы, минуты) заверения.

Вместе с тем, суд не может принять в качестве допустимого доказательства представленную заявителем копию протокола с учетом нижеследующего.

Во-первых, представленная заявителем копия протокола не заверена надлежащим образом, что не соответствует требованиям п. 2.18.3 вышеприведенной Инструкции.

Во-вторых, в судебном заседании, состоявшемся 10.01.2012 года Пешехонцев В.В., представляя интересы УИК избирательного участка №378, одновременно являющийся председателем УИК №378, пояснил, что копию протокола, представленную заявителем, заполняли наблюдатели Музыки С.В. лично, а он лишь проверял цифры и ставил печать. Однако, отметку о копии ему поставить не дали. В последующем неточности протокола были устранены путем повторного подсчета голосов.

Действительно, как было установлено ранее, допущенные ошибки были устранены путем вынесения постановления ТИК Ленинского района г.Владимира о повторном подсчете голосов.

В ходе судебного разбирательства заявителем не оспаривалось, что при повторном подсчете голосов он лично присутствовал в помещении ТИК, однако ушел, не дождавшись результатов.

По мнению заявителя, что при повторном подсчете голосов имели место нарушения его прав, поскольку в списках избирателей были внесены сведения о выдаче бюллетеней неустановленным лицам, а также не были приглашены кандидаты и наблюдатели от партий, в связи с чем контроль за данной процедурой отсутствовал.

Вместе с тем, доказательств тому в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ заявителем в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Так, допрошенный в качестве свидетеля ФИО1, пояснил, что являлся членом УИК №378. После окончания голосования на избирательном участке №378 произвели подсчет бюллетеней, заносили сведения в черновик, затем составили протокол. На следующий день, 05.12.2011 года его вызвали в ТИК Ленинского района для проведения повторного подсчета голосов, поскольку от кандидата Музыки С.В. поступила жалоба. При повторном подсчете голосов Музыка С.В. присутствовал лично, присутствовали наблюдатели и члены УИК. Протокол был подписан после проведения итогового заседания председателем и всеми присутствовавшими членами УИК лично.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 пояснила, что являлась членом ТИК Ленинского района с правом решающего голоса. После того, как председатель УИК №378 приехал в ТИК были выявлены несоответствия в протоколе, в связи с чем было вынесено постановление о проведении повторного подсчета голосов. Кроме того, от заявителя Музыки С.В. поступила жалоба о том, что в списках избирателей порядка 20-25 отсутствовали их данные. При повторном подсчете голосов данные нарушения выявлены не были. Заявитель был извещен, при проведении повторного подсчета голосов он присутствовал лично, со своим представителем. После подсчета был оформлен протокол, подписан всеми присутствующими членами УИК, и было вынесено постановление об утверждении итогов.

Оснований не доверять показаниям вышеперечисленных свидетелей суд не усматривает.

Свидетель Кадыкова М.А., пояснила, что присутствовала в ТИК Ленинского района, при повторном подсчете голосов вместе с Музыкой С.В. Ими были выявлены нарушения в заполнении списков избирателей, о чем была подана соответствующая жалоба, после чего они ушли.

Таким образом, из показаний, допрошенных свидетелей следует, что при повторном подсчете голосов Музыка С.В. лично присутствовал в ТИК Ленинского района, никаких препятствий для его присутствия до окончания подсчета голосов ему никто не создавал. Следовательно, покинув помещение ТИК Ленинского района до окончания процедуры повторного подсчета голосов, заявитель тем самым выразил свою волю.

Данные обстоятельства, по мнению суда, опровергают доводы заявителя о том, что он не был извещен о проведении повторного подсчета голосов.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в копии протокола об итогах голосования, представленной заявителем, имеются ошибки.

Действительно в действиях участковой избирательной комиссии имеется нарушение, выразившееся в том, что председатель участковой избирательной комиссии заверил копию протокола об итогах голосования до проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии.

Вместе с тем, выявленные нарушения были устранены надлежащим образом путем проведения повторного подсчета голосов и по его результатам оформления соответствующего протокола.

По мнению суда, выявленные нарушения не могли повлиять на итоги голосования избирателей и не препятствуют выявлению действительной воли избирателей, проголосовавших на данном избирательном участке. Иных нарушений на избирательном участке №378 в ходе судебного разбирательства судом выявлено не было.

Заявителем в ходе судебного разбирательства заявлено о подложности доказательств, о фальсификации протокола УИК об итогах голосования, представленного в материалы дела стороной заинтересованного лица. (л.д. 59-60)

Между тем, каких-либо допустимых и относимых доказательств тому заявителем суду не представлено, в ходе судебного разбирательства судом не добыто.

Согласно положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года №1-П, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3,32,46 Конституции РФ не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатов выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на избирательном участке №378 произошло нарушение порядка выдачи копии итогового протокола №1. Однако иных нарушений избирательного законодательства на избирательном участке №378 и в ТИК Ленинского района г. Владимира, выразившихся в подсчете голосов избирателей без надлежащего оформления, фальсификации итогов выборов, в том числе фальсификации итогового протокола, выявлено не было. Утверждения заявителя об имевших место подобных фактах не нашли своего подтверждения.

При таких обстоятельствах, хотя нарушение порядка выдачи наблюдателям копии протокола об итогах голосования и имело место на избирательном участке №378, оно не представляется суду тем нарушением, которое могло бы повлиять на итоги голосования избирателей или воспрепятствовать выявлению действительной воли проголосовавших в городском избирательном округе граждан.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что решение участковой избирательной комиссии №378 об итогах голосования оформлено в соответствии с действующим законодательством, проведен повторный подсчет голосов избирателей на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Владимирской области по одномандатному избирательному округу №17 на избирательном участке №378, по результатам которого, оформлен протокол. Какие-либо основания для признания решения участковой избирательной комиссии №378 об итогах голосования на указанном участке недействительным отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Музыке С.В. в удовлетворении заявления о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке №378 Ленинского района г. Владимира - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

    

Председательствующий судья. ....

....

....                                А.В. Фомина

....

Решение в окончательной форме принято 02.03.2012 года.