Дело №2-269/12 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2012 года
Ленинский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Фирсовой И.В.
при секретаре Баларченко П.С.,
с участием:
прокурора Жарковой Ю.М.,
представителя заявителя Грачева Е.И., действующего на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ;
представителей участковой избирательной комиссии избирательного участка № Смирновой Е.А., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, Рамишвили К.С., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира Смирновой Е.А., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ; Рамишвили К.С., действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя Избирательной комиссии Владимирской области Рамишвили К.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по заявлению Владимирского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене решения участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 04 декабря 2011г. и признании недействительными итогов голосования по избирательному участку №,
У С Т А Н О В И Л:
Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», кандидат, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутый политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», ФИО1 обратились в суд с заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации 4 декабря 2011г. и признании недействительными итогов голосования на этом избирательном участке. В обоснование указали, что при проведении голосования 04 декабря 2011г. участковой избирательной комиссией № были допущены грубейшие нарушения Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": члену участковой избирательной комиссии № ФИО2 кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутому политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО3, наблюдателю от КПРФ ФИО4 было отказано в допуске на территорию избирательного участка.
Отсутствие независимого наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Результаты голосования на данном избирательном участке существенным образом отличаются от средних результатов голосования избирателей по Владимирской области.
В ходе судебного разбирательства заявителями дополнены основания заявления (т.1 л.д.134-137): дополнительно указано, что при формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № были нарушения требования законодательства о порядке ее формирования, а именно, требования ст.21 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о количественном составе членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса: при количестве избирателей свыше 2000 состав комиссии был утвержден в составе 5 членов комиссии с правом решающего голоса, в то время как данной нормой предусмотрено, что при указанном количестве избирателей участковая избирательная комиссия должна быть сформирована из 7 - 16 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Также при формировании участковой избирательной комиссии нарушены требования пункта 5 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, однако все члены участковой избирательной комиссии избирательного участка № являются военнослужащими, то есть государственными служащими.
Определением Ленинского районного суда г.Владимира ДД.ММ.ГГГГ. прекращено производство по настоящему делу в части требований кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутый политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», ФИО1 (т.1 л.д.212-213).
Определением Ленинского районного суда г.Владимира ДД.ММ.ГГГГ заявление политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» оставлено без рассмотрения (т.1 л.д.214-215).
В судебном заседании представитель Владимирского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Грачев Е.И. заявление поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Дополнительно указал, что приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части .... для организации голосования военнослужащих» и постановлении территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира № от ДД.ММ.ГГГГ «О начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка № на территории войсковой части .... для организации голосования военнослужащих» были опубликованы на сайте Избирательной комиссии Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, что лишило заявителя возможности внести свои предложения по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии.
Смирнова Е.А., представляющая интересы Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира и участковой избирательной комиссии избирательного участка № с заявлением не согласилась, ссылаясь на его необоснованность. Указала, что заявителем не представлено доказательств, что имели место какие-либо нарушения избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей. Территория воинской части ...., на которой был сформирован избирательный участок №, является режимной территорией, на которой предусматривается пропускной режим. Дежурной службой воинской части .... в каждом случае обращения за допуском на территорию воинской части до сведения обращающихся лиц доводился порядок получения пропусков. К командованию войсковой части за получением разрешения на проход на территорию в/ч .... в установленном порядке никто не обращался. Порядок формирования участковой избирательной комиссии не нарушен, поскольку участковая избирательная комиссия была сформирована в составе 7 человек. В постановлении территориальной избирательной комиссии №, устанавливающем количественный состав участковой избирательной комиссии 5 человек, допущена техническая ошибка. При этом комиссия была сформирована более чем на две трети, и, в соответствии с положениями ст.28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, была правомочна приступить к работе. Требования п. 5 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также не нарушены, поскольку указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Факт нахождения воинской части в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности установлен вступившим в законную силу решением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Рамишвили К.С., представляющая интересы Избирательной комиссии Владимирской области, Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира и участковой избирательной комиссии избирательного участка № с заявлением не согласилась, ссылаясь на те же доводы.
Определением Ленинского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены политические партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», «Либерально-демократическая партия России», «ПАТРИОТЫ РОССИИ», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «ПРАВОЕ ДЕЛО» (т.1 л.д.105-106). Представители политических партий в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (т.1 л.д.236,237,238,232).
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, мнение прокурора Жарковой Ю.А., полагавшей заявление Владимирского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичные требования содержатся в ст.92 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 1-П от 15 января 2002 года, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст. 3, 32, 46 Конституции РФ не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатов выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
Согласно ч.1 ст.78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
В судебном заседании установлено, что протоколом участковой избирательной комиссии избирательного участка № утверждены итоги голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 4 декабря 2011г. (т.2 л.д.14-15). Указанный протокол подписан 4 декабря 2011г. в ..... пятью членами указанной избирательной комиссии (в том числе: председателем, заместителем председателя и секретарем). Голоса избирателей при проведении голосования на указанном избирательном участке распределились следующим образом:
политическая партия ««СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» -22 (0,75%);
политическая партия «Либерально-демократическая партия России» -7 (0,24%);
политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - 1 (0,034%);
политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» - 1 (0,034%);
Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 2910 (98,778%);
Всероссийская политическая партия «Правое дело» - 1 (0,034%).
Количественные данные, отраженные в строках 1-25 протокола, полностью совпадают с соответствующими данными в сводной таблице территориальной избирательной комиссии Владимирской области Ленинского района г.Владимира (т.1 л.д.181).
Вместе с тем, при проведении голосования на указанном избирательном участке допущены существенные нарушения избирательного процесса, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", со следующим количеством членов в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
1) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;
2) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;
3) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части .... обратился с заявлением в избирательную комиссию Владимирской области о необходимости создания избирательного участка на территории воинской части (т.1 л.д.138). В данном заявлении указано, что исходя из количества военнослужащих, проходящих доподготовку, избирательный участок попадает в категорию свыше 2000 избирателей.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № «О начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка № на территории войсковой части .... для организации голосования военнослужащих» (пункт 3) состав комиссии утвержден в составе 5 членов комиссии с правом решающего голоса (т.1 л.д.95-96).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка №» утвержден количественный и персональный состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № - 5 членов с правом решающего голоса (т.1 л.д.97).
Суд критически относится к доводам представителей избирательных комиссий о том, что в постановлении Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № допущена техническая ошибка в части указания количества членов комиссии с правом решающего голоса -5.
В обоснование данного довода суду представлена копия протокола заседания Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная председателем Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира, из которого усматривается, что состав избирательной комиссии утвержден в составе 7 членов комиссии с правом решающего голоса (т.2 л.д.11-13).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что в средствах массовой информации (электроном средстве массовой информации «Вестник Избирательной комиссии Владимирской области) было опубликовано именно Постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указан количественный состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № - 5 членов с правом решающего голоса (т.2 л.д.23-24). Исправления, уточнения в данное постановление не вносились и не публиковались.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о том, что именно в Постановлении Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № допущена техническая ошибка, суду не представлено. В Постановлениях Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира №, № последовательно отражается количество членов избирательной комиссии избирательного участка № с правом решающего голоса – 5. Как выше указывалось, протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка № об утверждении итогов голосования также подписан пятью членами избирательной комиссии. Кроме того, довод о технической ошибке представителями избирательных комиссий был озвучен лишь после уточнений заявителем оснований настоящего заявления.
Ссылку представителей избирательных комиссий на п.2 ст.28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд считает несостоятельной, поскольку указанная норма определяет критерий легитимности деятельности комиссий: комиссия правомочна осуществлять деятельность только при условии, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава, т.е. назначено две трети и более членов комиссии с правом решающего голоса. В рассматриваемом деле состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № с правом решающего голоса изначально был утвержден в количестве 5 членов и сформирован в том же количестве (100%).
Вместе с тем, суд считает несостоятельным довод представителя заявителя о нарушении Территориальной избирательной комиссией требования п. 5 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Согласно указанной норме государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.
Решением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № по заявлению Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» о признании незаконными и отмене постановлений избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании избирательного участка на территории .... для организации голосования военнослужащих», № «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части .... для организации голосования военнослужащих», № «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части .... для организации голосования военнослужащих», № «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части .... для организации голосования военнослужащих», № «Об образовании избирательного участка на территории .... для организации голосования военнослужащих» (т.2 л.д.30-42) установлен факт нахождения указанных воинских частей .... в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (лист 9-10 решения).
Также суд считает не нашедшим достаточного подтверждения довод заявителя о том, что выписка из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части ...., для организации голосования военнослужащих» и постановление территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира № от ДД.ММ.ГГГГ «О начале формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка № на территории войсковой части .... для организации голосования военнослужащих», были опубликованы на сайте Избирательной комиссии Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование данного довода заявителем представлены копия распечатки постановления Территориальной избирательней комиссии Ленинского района г.Владимира № от ДД.ММ.ГГГГ с сайта http://www.vladizbirkom.ru (т.2 л.д.6) и копия распечатки выписки из приказа командира войсковой части .... № от ДД.ММ.ГГГГ с сайта http://www.vladizbirkom.ru (т.2 л.д.7).
Также судом с участием специалиста ФИО8 .... осмотрены: PDF файл под названием «prikaz_882», размещенный на сайте http://www.vladizbirkom.ru; PDF файл под названием «len_467», размещенный на сайте http://www.vladizbirkom.ru.
Из данных файлов усматривается, что последние изменения указанных файлов были произведены ДД.ММ.ГГГГ При этом, из пояснений специалиста следует, что по указанным файлам точно определить, когда они были впервые опубликованы на данной странице, невозможно.
Представителями избирательных комиссий представлены распечатки программы «Лог-анализатора», из которых следует, что вышеуказанные документы были опубликованы на сайте http://www.vladizbirkom.ru ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.20).
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО9 .... показал, что постановление Территориальной избирательней комиссии Ленинского района г.Владимира № от ДД.ММ.ГГГГ и выписка из приказа .... войсковой части .... № от ДД.ММ.ГГГГ были размешены им на сайте «Вестник избирательной комиссии Владимирской области» ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № с количественным составом 5 членов с правом решающего голоса, что является нарушением ст.21 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Иных нарушений порядка формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка № не установлено.
Кроме того, при проведении голосования на избирательном участке № также был нарушен один из основных принципов проведения в России выборов и референдума, установленный в п.5 ст.3 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Согласно ст.30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
п.1: На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
п.3: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
п.5: Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям.
Постановление Центризбиркома РФ от 28.04.2011 N 8/54-6 "О Методических рекомендациях по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" также предусматривает, что командир воинской части в соответствии со статьей 61 Федерального закона о гарантиях выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в эти помещения всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченному представителю политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидату из указанного списка, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном статьей 29 Федерального закона. При этом должны соблюдаться предписания других законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность воинских частей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на избирательный участок № не были допущены член участковой избирательной комиссии избирательного участка № с правом совещательного голоса ФИО10, наблюдатель от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО11, полномочия которых документально подтверждены (т.1 л.д.141.142,143), а также ФИО12, являющийся депутатом Государственной Думы Российской Федерации и кандидатом, включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутым политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО10 показал, что постановлением бюро областного комитета Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ он был назначен членом избирательной комиссии избирательного участка №, расположенного на территории войсковой части №, с правом совещательного голоса. ДД.ММ.ГГГГ в .... он прибыл на КПП указанной войсковой части с целью осуществления своих прав и обязанностей члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. На КПП он предоставил все необходимые документы. Дежурный по КПП отказался пропустить его на территорию войсковой части, мотивируя наличием Приказа командира дивизии о запрете допуска на территорию данной войсковой части посторонних лиц. Затем к нему подошел подполковник, представившийся начальником штаба, который сообщил, что без приказа командира дивизии, находящегося в <адрес>, он не может разрешить пройти на территорию части. В тот же день в .... он обратился к председателю Избирательной комиссии Владимирской области с жалобой на нарушение законодательства о выборах, в которой просил принять меры к допуску его на избирательный участок, однако ответа на жалобу 04 декабря он не получил, на территорию избирательного участка № он не попал.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО12 показал, что по состоянию на 04 декабря 2011г. он являлся депутатом Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва и кандидатом, включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутым политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации». 04 декабря 2011г. ему сообщили, что на избирательный участок №, образованный на территории войсковой части ...., не допускают наблюдателя и члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, направленных на данный участок от КПРФ. Около ..... он прибыл в данную войсковую часть, чтобы посетить избирательный участок. На КПП предъявил удостоверение депутата Государственной Думы, однако не был пропущен на территорию войсковой части. Ему было разъяснено, что без приказа командира дивизии, он не может разрешить пройти на территорию части. В связи с необходимостью посещения иных избирательных участков, он был вынужден отъехать. Повторно он приехал на КПП .... в промежутке между ....., но также не пропущен на избирательный участок, при этом ему было сообщено, что голосование на участке завершено, подсчет голосов закончен и участок закрыт.
В деле также имеются копии жалоб ФИО10и ФИО12 председателю Избирательной комиссии Владимирской области, в которых изложены вышеуказанные нарушения (т.1 л.д.186,187).
Допрошенные в качестве свидетелей председатель участковой избирательной комиссии № ФИО13 (помощник командира в/ч ....), заместитель председателя участковой избирательной комиссии № ФИО14 (помощник командира батальона в/ч ....), секретарь участковой избирательной комиссии № ФИО15 (помощник командира батальона в/ч ....) пояснили, что голосование на избирательном участке № закончилось в ...., поскольку проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. Голосование было четко организовано: избиратели заранее выстраивались по алфавиту и подходили к соответствующему члену избирательной комиссии. На избирательном участке не было наблюдателей, членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и иных лиц, которые имели право присутствовать при голосовании, подсчете голосов и подведении итогов голосования. В участковую избирательную комиссию жалоб не поступало.
Таким образом, достоверно установлено, что на избирательный участок № не был обеспечен беспрепятственный доступ лиц, которые вправе были присутствовать при проведении голосования, при подсчете голосов избирателей, а также при проведении заседания комиссии по подведению итогов голосования.
Доводы представителей избирательных комиссий о том, что к командованию войсковой части .... за получением разрешения на проход на территорию части никто не обращался, ограничений, касающихся присутствия уполномоченных лиц в помещении избирательного участка № не имелось, суд считает несостоятельными, поскольку ни Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не возлагает на наблюдателей, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, депутата Государственной Думы Российской Федерации обязанности оформления пропуска для посещения избирательного участка, сформированного на территории воинской части. Напротив, указанными законами, а также Постановлением Центризбиркома РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8/54-6 предусмотрена обязанность именно участковой избирательной комиссии и командира воинской части обеспечить беспрепятственный доступ указанных лиц на избирательный участок, сформированный на территории воинской части.
Кроме того, в силу ч.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" удостоверение депутата Государственной Думы является документом, дающим право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части...
Отсутствие независимого наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов ставит под сомнение результаты волеизъявления избирателей на данном участке, о чем косвенно свидетельствует и тот факт, что результаты голосования на избирательном участке № существенно отличаются от средних результатов голосования по Ленинскому району г.Владимира.
Из сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Владимирской области Ленинского района г.Владимира об итогах голосовании, следует, что голоса избирателей в Ленинском районе г.Владимира ( всего 50254) распределились следующим образом:
политическая партия ««СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» -11604 (23,09%);
политическая партия «Либерально-демократическая партия России» -6821 (13,57%);
политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - 787 (1,57%);
политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» - 3194 (6,36%);
Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 15345 (30,54%);
Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» - 507 (1%).
Согласно п.3 ст.92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г.Владимира нарушен порядок формирования избирательной комиссии избирательного участка №, избирательная комиссия избирательного участка № не была правомочна приступать к работе. Кроме того, имело место воспрепятствование наблюдению за проведением порядка голосования и подсчета голосов на указанном избирательном участке.
Данные грубые нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, и являются основаниями для отмены судом решения участковой избирательной комиссии № об итогах голосования и признания итогов голосования недействительными.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Владимирского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» удовлетворить.
Отменить решение участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ
Признать недействительными итоги голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке №.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья.подпись.
Верно.
Судья И.В.Фирсова
Секретарь П.С.Баларченко