Дело № 2-1343/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владимир 11 мая 2012 года
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Барабина А.А.,
при секретаре Холуяновой К.М.,
с участием
представителя истца Стигеевой К.С.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Лябиной А.Ю.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ставр-Центр» о понуждении к получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд г. Владимира с иском к ООО «Ставр-Центр» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В обоснование иска указано, что в собственности ООО «Ставр-Центр» находится газовая котельная, которая размещена в одном из помещений здания, расположенного по адресу: <адрес>. Котельная оборудована двумя котлами модели Ellprex-340, один из которых в резерве. Топливом для котлов служит природный газ. Котельная эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В процессе эксплуатации в атмосферный воздух от стационарного источника выброса - дымовой трубы котельной - поступают вредные (загрязняющие) вещества: оксид углерода, оксид азота и др.
Какие-либо разрешительные документы на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ООО «Ставр-Центр» отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца Стигеева К.С. поддержала заявленные требования со ссылкой на указанные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика Лябина А.Ю. исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время проводятся необходимые работы по устранению недостатков.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
С учетом мнения сторон судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация, зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании статьи 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно частей статьи 23 указанного Федерального закона, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечиваются юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.
Установлено, что Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности ООО «Ставр-Центр», в собственности которого находится газовая котельная, размещенная в одном из помещений здания, расположенного по адресу: <адрес>. Котельная оборудована двумя котлами модели Ellprex-340, один из которых в резерве. Топливом для котлов служит природный газ. Котельная эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В процессе эксплуатации в атмосферный воздух от стационарного источника выброса - дымовой трубы котельной - поступают вредные (загрязняющие) вещества: оксид углерода, оксид азота и др.
В ходе проверки выявлено, что какие-либо разрешительные документы на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ООО «Ставр-Центр» отсутствуют.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Ставр-Центр» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.... ст. .... КоАП РФ, в виде штрафа в размере .... руб.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Статьей 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при размещении сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 79 данного Федерального закона вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Согласно ст. 22 ГПК РФ иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции.
Нарушения требований по охране окружающей среды подтверждаются объяснениями .... ООО «Ставр-Центр» ФИО5, которая пояснила, что основным видом осуществляемой Обществом деятельности является сдача помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в аренду. Кроме того, в собственности ООО «Ставр-Центр» находится газовая котельная, которая размещена в одном из помещений здания, расположенного по адресу: <адрес>. Котельное оборудование представлено двумя котлами модели Ellprex-340, один из которых в резерве. Топливом для котлов служит природный газ. Котельная эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В процессе эксплуатации в атмосферный воздух от стационарного источника выброса – дымовой трубы котельной - поступают загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота и др.
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу ООО «Ставр-Центр» до настоящего времени не получено. Никаких мер, направленных на получение разрешения, Обществом не предпринималось. В ближайшее время планируется консультация со специалистами по указанному вопросу и заключение договора на разработку проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух. (л.д. 6).
Анализ обстоятельств дела и приведенных норм права позволяет суду придти к выводу о том, что деятельность Общества создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией Российской Федерации, в связи с чем полагает исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает установить ООО «Ставр-Центр» срок для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – до ДД.ММ.ГГГГ, полагая данный срок разумным.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец на основании ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, таковая в размере .... руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ставр-Центр» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ставр-Центр» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ....) руб.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Барабин