№ 2-772/2012 о взыскании денежных средств



Дело № 2-772/2012 ....

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» марта 2012 года

г. Владимир, Владимирской области

Ленинский районный суд г.Владимира в составе:

председательствующего судьи Рассадкиной И.С.

при секретаре Стародубцевой А.В.

с участием истца Артамоновой И.А.

представителя ответчика Юферовой А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Юдиной Д.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамоновой И.А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Артамонова И.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств.

Исковые требования мотивированы тем, что она (Артамонова И.А.) работает в медицинской части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области в должности фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» она (истица) имела право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности. Однако с 2005 года в предоставлении указанной льготы ей (Артамоновой И.А.) было отказано, поскольку Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанная часть статьи утратила силу.

Однако в Определении от 05.02.2009 г. № 149-О-П Конституционный Суда РФ указал, что установленное п.50 ст.35 вышеуказанного ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников больниц, относящихся к ведению ФСИН РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. До установления порядка предоставления медицинским работникам мер социальной поддержки на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01 января 2005 года.

Истица указывает, что все расходы, понесенные ею на оплату отопления и технического обслуживания дома с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока исковой давности в 3 года, являются ее (Артамоновой И.А.) прямыми убытками.

Поэтому, ссылаясь на ст.ст.16, 1069 ГК РФ, Артамонова И.А. просит суд взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ сумму в возмещение убытков в размере .... руб. .... коп., судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере .... руб. .... коп. и расходы по составлению искового заявления в размере .... рублей.

В судебном заседании истец Артамонова И.А. поддержала исковые требования, ссылаясь на изложенные выше доводы.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ Юферова А.Г. исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность. Возражения мотивировала тем, что в соответствии с пунктом 9 ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утратившей силу с 01.01.2005 года, медицинские и фармацевтические работники государственной и муниципальной систем здравоохранения имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Исходя из буквального толкования статьи, в ней не закреплено право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения на предоставление льгот по оплате услуг по содержанию жилого помещения и по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, указала, что лечебные исправительные учреждения, входящие в систему органов исполнения наказаний, не являются учреждениями системы здравоохранения в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. В связи с этим льгота, установленная ч.2 ст.63 вышеуказанного закона, на врачей, провизоров, работников со средним медицинским образованием, работающих в лечебных исправительных учреждениях системы исполнения наказаний и проживающих в сельской местности и поселках городского типа не распространяется. В Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 149-О-П указано лишь право на жилищно-коммунальные льготы медицинских работников больниц, относящихся к ведению ФСИН РФ, а не работников исправительных колоний и учреждений, каким является Артамонова И.А..

Заявила о пропуске срока исковой давности о взыскании расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Свою позицию обосновала также тем, что законодательством РФ не предусмотрено предоставление льгот в денежном выражении, просила суд Артамоновой И.А. в иске к Министерству финансов РФ отказать (л.д.42-47).

Представитель третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области Юдина Д.С. полагала исковые требования Артамоновой И.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действовавшего до 01.01.2005 г., а, напротив, обеспечивает их сохранность после 01.01.2005 г. при возможном изменении способа социальной защиты этих лиц, в том числе путем предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса РФ (л.д.49-50).

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Артамонова И.А. была принята на должность медицинской сестры ДМР учреждения ОД 1/1 УИТУ УВД Владимирской области.

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Артамонова И.А. работает в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области в должности фельдшера медицинской части. (л.д.12-14, 15).

Место работы и фактического проживания истца Артамоновой И.А. находится в сельской местности, что подтверждается справкой администрации муниципального образования Головинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Действительно, согласно ч.2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

До 1 января 2005 года истец пользовалась мерами социальной поддержки в виде жилищно-коммунальных льгот, предоставляемых ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области, выделявшихся на указанные цели ФСИН России из средств федерального бюджета.

С 01 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть вторая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу, то есть отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам, работающими и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Истец Артамонова И.А., заявив настоящие требования, просит взыскать с Министерства финансов РФ в качестве убытков оплаченные ею и членами ее семьи плату за отопление и плату за техобслуживание за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по основаниям ст.ст. 16,1069 ГК РФ.

Между тем, не оспаривая право Артамоновой И.А. на получение данных льгот, в целях недопущения ущемлений ее социальных прав, оснований для удовлетворения исковых требований Артамоновой И.А. суд не находит.

Действительно, в соответствии со справкой ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ учреждению не выделялись денежные средства из федерального бюджета на реализацию льгот за коммунальные услуги медицинским работникам учреждения на 2009 год и по март 2012 года (л.д.51).

В период с января 2009 года по декабрь 2011 года коммунальные платежи начислялись ФИО1, являющимся мужем истицы Артамоновой И.А. (л.д.24), в полном объеме без учета каких-либо льгот (л.д.9).

Задолженности по внесению коммунальных платежей не имеется, что подтверждается справкой ОРГ1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Постановлением Правительства РФ № 839 от 17 октября 2011 года « О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках ( поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» предусмотрено осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения ( в том числе лицам, уволившимся до 1 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году. ( пункт 2 Постановления).

Согласно п.п.3,5 данного постановления, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до 1 января 2012 года.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках) поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.

В силу п.6 указанного Постановления, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов РФ предписано определить порядок осуществления выплат в соответствии с настоящим Постановлением.

Приказом № 1556 ан Министерства здравоохранения и социального развития РФ, № 174 н Министерства финансов РФ от 16 декабря 2011 года «Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках ( поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», утвержден Порядок осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения ( в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный выше Порядок установил правила осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения.

Согласно данному Порядку, право на получение единовременной денежной выплаты имеют работники учреждений при условии, что по состоянию на 31 декабря 2004 года они имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3 Порядка, единовременная денежная выплата работникам назначается по месту их работы в учреждениях, а лицам, являвшимся работниками учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года _ в учреждении по последнему месту работы за весь период, в котором работник имел право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанным Порядком регламентирован прядок выплаты единовременной денежной выплаты и перечень документов, необходимых для производства такой выплаты.

Согласно п.10 Порядка, единовременная денежная выплата, начисленная за отработанное в учреждении время в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года, производится учреждением способом, указанным работником в заявлении, в течение двух месяцев со дня подачи работников заявления с документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.

В силу п.11 Порядка финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением учреждением единовременных денежных выплат, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органом исполнительной сласти, к ведению которых относятся    находятся учреждения, являющиеся:

казенными учреждениями – путем доведения им лимитов бюджетных обязательств;

бюджетными или автономными учреждениями- путем предоставления им субсидий на иные цели.

Согласно п.12 Порядка Учреждения ежеквартально не позднее 25 числа месяца, предшествующего началу квартала, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение расходов, по единовременной денежной выплате медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения.

Таким образом, в порядке, установленном действующим законодательством, предусмотрено предоставление льгот компенсационного характера категории граждан, к которой следует отнести истицу Артамонову И.А. в виде единовременной денежной выплаты учреждением по месту работы работника, имеющего право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

В соответствии с таким порядком на Министерство финансов Российской Федерации не возложено обязанности компенсировать таким лицам фактическим понесенные расходы на отопление и техническое обслуживание.

Данными о том, что Артамонова И.А. в соответствии с изложенным выше Порядком обращалась за получением единовременной денежной выплаты, и ей в этом было отказано по причине отсутствия финансирования, в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При таких обстоятельствах, исковые требования Артамоновой И.А. к Министерству финансов РФ о взыскании .... руб. .... копеек являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца не подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины и по составлению искового заявления.    

Следовательно, с учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Артамоновой И.А. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Артамоновой И.А. в иске к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной суммы в размере .... руб. .... коп., возмещении судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: И.С. Рассадкина