2-1307/2012 об обязании проведения строительных работ



Дело № 2-1307/12                                

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владимир                            23 мая 2012 года

    Ленинский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи                Барабина А.А.,

при секретаре                            Холуяновой К.М.,

с участием

представителя истца                        Головач Т.В.,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика                    Сидорцевой М.Ю.,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица                    Кузина И.С.,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Государственному бюджетному учреждению Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г.Владимира» о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями обратился в Ленинский районный суд г. Владимира (с учетом уточнений) с иском к Государственному бюджетному учреждению Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г.Владимира» о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.

В обосновании указано, что Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» и Департаментом здравоохранения администрации Владимирской области не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – зданиям ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира».

Здания ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» не оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов или оборудованы приспособлениями, не соответствующими требованиям Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73 и ГОСТ Р 51261, что является невыполнением предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством требований о создании необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

    В судебном заседании представитель истца Головач Т.В. поддержала заявленные требования со ссылкой на указанные в иске обстоятельства с учетом уточнений.

    Представитель ответчика Сидорцева М.Ю. исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время ведутся работы с проектировщиками.

Представитель третьего лица – Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Кузин И.С. поддержал исковые требования.

    Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ следует, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

    Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественными производственным зданиям, строениями соображениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п.3.13 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.

Установлено, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> входе которой выявлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 15 см каждая. Однако в нарушение требований СНиП пандус отсутствует.

Пунктом 3.23 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Однако в нарушение указанных норм, ширина дверного проема равна .... см.

Согласно п.3.23 СНиП 35-01-2001 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

В нарушение требований СНиП, высота порога входной двери равна .... см.

В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 15 см каждая. Однако в нарушение требований п. 3.9 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться с пандусами, а при необходимости - другими средствами подъеме, пандус отсутствует.

В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 10 см каждая. Однако в нарушение требований п. 3.9 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться с пандусами, а при необходимости - другими средствами подъеме, пандус отсутствует.

Согласно п.3.23. СНиП 35-01-2001, дверные проемы, как правило не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад не должен превышать 0,025 м.

В нарушение требований СниП, высота порога входной двери снаружи равна 5 см, изнутри- 4 см, высота порога внутренней двери снаружи равна 3 см, изнутри-4,5 м.

В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 10 см каждая. Однако в нарушение требований п. 3.9 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться с пандусами, а при необходимости - другими средствами подъеме, пандус отсутствует.

Согласно п.3.23. СНиП 35-01-2001, дверные проемы, как правило не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад не должен превышать 0,025 м.

В нарушение требований СниП, высота порога входной двери равна 8 см, высота порога внутренней двери снаружи равна 8 см, изнутри-4 см.

Пунктом 3.23. СНип 35-01-2001 предусмотрено, что ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Однако в нарушение указанных норм, ширина дверного проема равна 80 см.

В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что в нарушение требований п. 3.29 сНиП 35-01-2001 из которого следует, что ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно, при входе в здание расположен пандус, шириной 91 см.

Из п. 3.14 СНиП 35-01-2001 следует, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В частности, п. 5.1.9 указанного ГОСТ предусматривает, что опорные устройства, используемые в условиях низкой температуры окружающей среды, должны быть изготовлены из материалов или покрыты материалами, которые обладают низкой теплопроводностью.

Из п. 3.32 СНиП 35-01-2001 следует, что вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Однако в нарушение указанных норм перила сделаны из металла и не покрыты материалами, которые обладают низкой теплопроводностью. Завершающие части поручня не выходят за пределы пандуса.

Согласно п.3.23 СНиП 35-01-2001, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

В нарушение требований СНиП, высота порога входной двери равна 6 см.

При входе на первый этаж имеется лестничный марш из 5 ступеней, высотой по 16 см каждая. Однако, в нарушение требований п.3.9 Снип 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, пандус отсутствует.

Из п.3.12 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73, следует, что на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике.

В нарушение требований СНиП, места для парковки автомашин инвалидов не определены и специальным знаком не обозначены.

В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что в нарушение требований п.3.29 СНиП 35-01-2001 из которого следует, что ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, а в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно, при входе в здание расположен пандус шириной 74 см.

В нарушение требований п.3.14 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, пандус перил не имеет.

Согласно п.3.23 СниП 35-01-2001, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

В нарушение требований СНиП, высота порога входной двери снаружи равна 7 см, высота порога входной двери снаружи равна 5 см, изнутри – 10 см.

В соответствии с Распоряжением Губернатора Владимирской области от 29.12.2011 г. № 527-р муниципальные учреждения здравоохранения переданы из собственности муниципального образования город Владимир в государственную собственность. Владимирской области. На основании указанного распоряжения полномочия учредителя ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» поручено осуществлять Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области.

Поэтому обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – к зданиям ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» возложена на юридическое лицо ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника №1 г. Владимира» и Департамент здравоохранения администрации Владимирской области.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 указанного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественными производственным зданиям, строениями соображениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Нарушение по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов подтверждаются актами проведения проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ (л.д.8-32).

Анализ обстоятельств дела и приведенных норм права позволяет суду придти к выводу о том, что несоблюдение требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает их права на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, в связи с чем полагает исковые требования Прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить Государственному учреждению здравоохранения Владимирской области «Детская городская поликлиника №1 г. Владимира» срок для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    исковые требования Прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями удовлетворить.

    Обязать Государственное учреждение здравоохранения Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу:

    - привести имеющиеся при входе в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> пандусы в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261, а именно увеличить их ширину до 10 м;

    - привести имеющиеся при входе в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> перила в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261, а именно покрыть материалами, которые обладают низкой теплопроводностью, удлинить завершающие части поручня таким образом, чтобы они выходили за пределы пандуса на 0,3 м;

    - привести высоту порогов входных дверей в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес>, в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> соответствии с п. 3.23 СНиП 35-01-2001, а именно уменьшить до 2,5 см;

    - привести ширину дверных проемов в здании филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенном по адресу: <адрес> в здании филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 3.23 СНиП 35-01-2001, а именно увеличить до 0,9 м.    

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                     А.А. Барабин