Дело № 2-1307/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владимир 23 мая 2012 года
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Барабина А.А.,
при секретаре Холуяновой К.М.,
с участием
представителя истца Головач Т.В.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Сидорцевой М.Ю.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Кузина И.С.,
действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Государственному бюджетному учреждению Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г.Владимира» о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями обратился в Ленинский районный суд г. Владимира (с учетом уточнений) с иском к Государственному бюджетному учреждению Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г.Владимира» о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.
В обосновании указано, что Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» и Департаментом здравоохранения администрации Владимирской области не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – зданиям ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира».
Здания ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» не оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов или оборудованы приспособлениями, не соответствующими требованиям Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73 и ГОСТ Р 51261, что является невыполнением предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством требований о создании необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель истца Головач Т.В. поддержала заявленные требования со ссылкой на указанные в иске обстоятельства с учетом уточнений.
Представитель ответчика Сидорцева М.Ю. исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время ведутся работы с проектировщиками.
Представитель третьего лица – Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Кузин И.С. поддержал исковые требования.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ следует, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественными производственным зданиям, строениями соображениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с п.3.13 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.
Установлено, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> входе которой выявлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 15 см каждая. Однако в нарушение требований СНиП пандус отсутствует.
Пунктом 3.23 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.
Однако в нарушение указанных норм, ширина дверного проема равна .... см.
Согласно п.3.23 СНиП 35-01-2001 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
В нарушение требований СНиП, высота порога входной двери равна .... см.
В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 15 см каждая. Однако в нарушение требований п. 3.9 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться с пандусами, а при необходимости - другими средствами подъеме, пандус отсутствует.
В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 10 см каждая. Однако в нарушение требований п. 3.9 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться с пандусами, а при необходимости - другими средствами подъеме, пандус отсутствует.
Согласно п.3.23. СНиП 35-01-2001, дверные проемы, как правило не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад не должен превышать 0,025 м.
В нарушение требований СниП, высота порога входной двери снаружи равна 5 см, изнутри- 4 см, высота порога внутренней двери снаружи равна 3 см, изнутри-4,5 м.
В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что при входе в здание имеется лестничный марш из 6 ступеней, высотой по 10 см каждая. Однако в нарушение требований п. 3.9 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться с пандусами, а при необходимости - другими средствами подъеме, пандус отсутствует.
Согласно п.3.23. СНиП 35-01-2001, дверные проемы, как правило не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад не должен превышать 0,025 м.
В нарушение требований СниП, высота порога входной двери равна 8 см, высота порога внутренней двери снаружи равна 8 см, изнутри-4 см.
Пунктом 3.23. СНип 35-01-2001 предусмотрено, что ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.
Однако в нарушение указанных норм, ширина дверного проема равна 80 см.
В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что в нарушение требований п. 3.29 сНиП 35-01-2001 из которого следует, что ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно, при входе в здание расположен пандус, шириной 91 см.
Из п. 3.14 СНиП 35-01-2001 следует, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В частности, п. 5.1.9 указанного ГОСТ предусматривает, что опорные устройства, используемые в условиях низкой температуры окружающей среды, должны быть изготовлены из материалов или покрыты материалами, которые обладают низкой теплопроводностью.
Из п. 3.32 СНиП 35-01-2001 следует, что вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
Однако в нарушение указанных норм перила сделаны из металла и не покрыты материалами, которые обладают низкой теплопроводностью. Завершающие части поручня не выходят за пределы пандуса.
Согласно п.3.23 СНиП 35-01-2001, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
В нарушение требований СНиП, высота порога входной двери равна 6 см.
При входе на первый этаж имеется лестничный марш из 5 ступеней, высотой по 16 см каждая. Однако, в нарушение требований п.3.9 Снип 35-01-2001, который предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, пандус отсутствует.
Из п.3.12 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73, следует, что на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике.
В нарушение требований СНиП, места для парковки автомашин инвалидов не определены и специальным знаком не обозначены.
В ходе проверки здания филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что в нарушение требований п.3.29 СНиП 35-01-2001 из которого следует, что ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, а в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно, при входе в здание расположен пандус шириной 74 см.
В нарушение требований п.3.14 СНиП 35-01-2001, который предусматривает, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, пандус перил не имеет.
Согласно п.3.23 СниП 35-01-2001, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
В нарушение требований СНиП, высота порога входной двери снаружи равна 7 см, высота порога входной двери снаружи равна 5 см, изнутри – 10 см.
В соответствии с Распоряжением Губернатора Владимирской области от 29.12.2011 г. № 527-р муниципальные учреждения здравоохранения переданы из собственности муниципального образования город Владимир в государственную собственность. Владимирской области. На основании указанного распоряжения полномочия учредителя ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» поручено осуществлять Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области.
Поэтому обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – к зданиям ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» возложена на юридическое лицо ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника №1 г. Владимира» и Департамент здравоохранения администрации Владимирской области.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 указанного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественными производственным зданиям, строениями соображениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Нарушение по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов подтверждаются актами проведения проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ (л.д.8-32).
Анализ обстоятельств дела и приведенных норм права позволяет суду придти к выводу о том, что несоблюдение требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает их права на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, в связи с чем полагает исковые требования Прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить Государственному учреждению здравоохранения Владимирской области «Детская городская поликлиника №1 г. Владимира» срок для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира» в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу:
- привести имеющиеся при входе в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> пандусы в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261, а именно увеличить их ширину до 10 м;
- привести имеющиеся при входе в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> перила в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261, а именно покрыть материалами, которые обладают низкой теплопроводностью, удлинить завершающие части поручня таким образом, чтобы они выходили за пределы пандуса на 0,3 м;
- привести высоту порогов входных дверей в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес>, в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> в здание филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенное по адресу: <адрес> соответствии с п. 3.23 СНиП 35-01-2001, а именно уменьшить до 2,5 см;
- привести ширину дверных проемов в здании филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенном по адресу: <адрес> в здании филиала ГБУЗ Владимирской области «Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира», расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 3.23 СНиП 35-01-2001, а именно увеличить до 0,9 м.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Барабин