Дело № 2-792/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» мая 2012 года
гор. Владимир, Владимирской области
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Потаповой Н.В.
при секретаре Изъяниной Е.И.
с участием истца Козловой Т.В.,
представителя ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Никишовой С.В.,
представителя третьего лица УФСИН России по Владимирской области Подгорновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседание в г.Владимире гражданское дело по иску Козловой Т.В. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области о возмещении убытков, связанных с оплатой коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств в сумме .....
В обоснование иска указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ она (Козлова Т.В.) работала в медицинской части ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области в должности акушерки, а с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности медицинской сестры. ФКУ ИК-.... УФСИН России является бюджетным учреждением, предназначенным для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин, его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Медицинская часть находится на режимной территории учреждения и является структурным подразделением ФКУ ИК-.... УФСИН России. Медицинская часть предназначена для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным женщинам, а также детям, содержащимся в Доме ребенка учреждения. Должности врачей замещаются лицами начальствующего состава, имеющими высшее медицинское образование и необходимую квалификацию. Должности фельдшеров, акушерок, медицинских сестер замещаются лицами вольнонаемного состава, имеющими среднее медицинское образование.
Согласно ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» она (истица) имела право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности. До 2005 года компенсация льгот производилась в порядке, предусмотренном постановлением ВЦИК и СНК РСФР от ДД.ММ.ГГГГ «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках».
В связи с изменениями, внесенными в законодательство об охране здоровья граждан Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, она (истец Козлова Т.В.) с 2005 года ей (Козловой Т.В.) было отказано в предоставлении указанной льготы, с ДД.ММ.ГГГГ все расходы по отоплению дома несет самостоятельно, плата за указанный период составила ..... Данную сумму считает прямыми убытками.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указанная часть статьи утратила силу, в том числе и закреплявшая права медицинских работников на предоставление квартир с отоплением и освещением.
Однако в Определении от 05 февраля 2009 года № 149-О-П Конституционный Суда РФ указал, что установленное п. 50 ст. 35 вышеуказанного ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения мер социальной поддержки, не предполагает лишение медицинских работников больниц, относящихся к ведению ФСИН РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. До установления порядка предоставления медицинским работникам мер социальной поддержки на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01 января 2005 года.
Поэтому, ссылаясь на ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, Козлова Т.В. просит суд взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ сумму в возмещение убытков в размере ....., судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере ..... и расходы по составлению искового заявления в размере .....
В судебном заседании истец Козлова Т.В. поддержала исковые требования, ссылаясь на изложенные выше доводы. При этом в окончательном варианте Козлова Т.В., уточнив расчет, просит взыскать в ее пользу убытки в сумме ....., в том числе: расходы по оплате отопления за период с марта 2009 года по июль 2011 года, а также расходы по оплате за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года в общей сумме .....; судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере ..... и расходы по составлению искового заявления в размере ..... (л.д.83).
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Никишова С.В. исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность. Возражения мотивировала тем, что в соответствии с пунктом 9 ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утратившей силу с 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ в ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, ч. 2 данной статьи, закреплявшая право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в нее была введена ч. 4, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ.
Вступившим в законную силу Федеральным Законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (п. 2 ст. 72). В соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями Правительством РФ в Постановлении от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках» предусмотрено следующее:
- в целях осуществления социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
Представитель ответчика также указала, что пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 839 предусмотрена единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета .... руб. в месяц в 2005 году, .... руб. в месяц в 2006 году, .... руб. в месяц в 2007 году, .... рублей в месяц в 2008 году, .... руб. в месяц в 2009 году, .... руб. в месяц в 2010 году и .... руб. в месяц в 2011 году. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 16.12.2011 г. № 155ан/174н «Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Правительством РФ от 17.10.2011 г. № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях»».
По утверждению представителя ответчика, все компенсационные выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 839, установлены в фиксированном размере и в настоящее время определен и действует порядок, регламентирующий указанные компенсации, а также определяющий перечень документов, необходимых для производства выплат. В связи с чем на Министерство финансов РФ не возложено обязанности компенсировать данной категории граждан расходы, произведенные по оплате коммунальных услуг. Указала, что совместный приказ четко предусматривает осуществление выплат за счет бюджетных ассигнований при направлении ежеквартально заявок со всем пакетом необходимых документов.
Кроме того, истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, Козлова Т.В. не обращалась в установленном порядке за получением компенсационных выплат.
Просила суд отказать Козловой Т.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 85-89).
Представитель третьего лица - ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, суд о причинах неявки в известность не поставили.
Ранее в материалы дела представителем ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области был направлен письменный отзыв, в котором представитель третьего лица полагал исковые требования Козловой Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель ФКУ ИК-...., ссылаясь на Федеральный Закон РФ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в своем отзыве указал, что Закон не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действовавшего до 01 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает их сохранность после 01 января 2005 года при возможном изменении способа социальной защиты этих лиц, в том числе, путем предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ. Просили исковые требования Козловой Т.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области удовлетворить (л.д.25-26).
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - УФСИН России по Владимирской области Подгорнова Е.Н., также полагала исковые требования Козловой Т.В. подлежащим удовлетворению. Пояснила, что ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет лимитов денежных средств, указала, что финансирование по статьям, предусматривающим льготы для медицинских работников и компенсационные выплаты, отсутствует.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Козлова Т.В. была принята на должность акушерки медицинской части ДМР учреждения ОД .... УИТУ УВД Владимирской области.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Козлова Т.В. работает в ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области в должности медицинской сестры (л.д.13, 14-15).
Место работы и фактического проживания истца Козловой Т.В. и членов ее семьи находится в сельской местности, что подтверждается справкой администрации муниципального образования Головинское сельское поселение № 3926 от 28 ноября 2011 года (л.д. 16).
Действительно, согласно ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
По утверждению истца, она до 01 января 2005 года пользовалась мерами социальной поддержки в виде жилищно-коммунальных льгот, предоставляемых ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области, выделявшихся на указанные цели ФСИН России из средств федерального бюджета.
С 01 января 2005 года, согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - часть вторая ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, признана утратившей силу. То есть отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам, работающими и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Истец Козлова Т.В., заявив настоящие требования, просит взыскать с Министерства финансов РФ в качестве убытков оплаченные ею и членами ее семьи плату за отопление за период с марта 2009 года по декабрь 2011 года по основаниям ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
Между тем, не оспаривая право Козловой Т.В. на получение данных льгот, в целях недопущения ущемлений ее социальных прав, оснований для удовлетворения ее исковых требований суд не находит.
Действительно, в соответствии со справкой ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, учреждению не выделялись денежные средства из федерального бюджета на реализацию льгот за коммунальные услуги медицинским работникам учреждения на 2009 год и по март 2012 года (л.д. 28).
В период с марта 2009 года по декабрь 2011 года коммунальные платежи начислялись Козловой Т.В. в полном объеме без учета каких-либо льгот (л.д.18, 19, 68, 84).
Задолженности по внесению коммунальных платежей у Козловой Т.В. не имеется, что подтверждается справками ООО «ОРГ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17, 69).
Постановлением Правительства РФ № 839 от 17 октября 2011 года «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» предусмотрено осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, уволившимся до 01 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета .... руб. в месяц в 2005 году, .... руб. в месяц в 2006 году, .... руб. в месяц в 2007 году, .... руб. в месяц в 2008 году, .... руб. в месяц в 2009 году, .... руб. в месяц в 2010 году и .... руб. в месяц в 2011 году (п. 2 Постановления).
Согласно п. п. 3, 5 данного Постановления, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до 01 января 2012 года.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках) поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
В силу п. 6 указанного Постановления, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов РФ предписано определить порядок осуществления выплат в соответствии с настоящим Постановлением.
Совместным Приказом № 1556ан Министерства здравоохранения и социального развития РФ и № 174н Министерства финансов РФ от 16 декабря 2011 года «Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», утвержден Порядок осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный выше Порядок установил правила осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения.
Согласно данному Порядку, право на получение единовременной денежной выплаты имеют работники учреждений при условии, что по состоянию на 31 декабря 2004 года они имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка, единовременная денежная выплата работникам назначается по месту их работы в учреждениях, а лицам, являвшимся работниками учреждений и уволившимся до 01 января 2012 года - в учреждении по последнему месту работы за весь период, в котором работник имел право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Порядком регламентирован порядок выплаты единовременной денежной выплаты и перечень документов, необходимых для производства такой выплаты.
Согласно п. 10 Порядка, единовременная денежная выплата, начисленная за отработанное в учреждении время в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года, производится учреждением способом, указанным работником в заявлении, в течение двух месяцев со дня подачи работников заявления с документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
В силу п. 11 Порядка финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением учреждением единовременных денежных выплат, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органом исполнительной сласти, к ведению которых относятся учреждения, являющиеся:
казенными учреждениями – путем доведения им лимитов бюджетных обязательств;
бюджетными или автономными учреждениями – путем предоставления им субсидий на иные цели.
Согласно п. 12 Порядка Учреждения ежеквартально не позднее 25 числа месяца, предшествующего началу квартала, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение расходов, по единовременной денежной выплате медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения.
Между тем, представителем третьего лица - ФКУ ИК-.... УФСИН России по Владимирской области, не опровергнуты доводы представителя ответчика – Министерства финансов Российской федерации, о том, что заявок со всем пакетом необходимых документов для осуществление выплат за счет бюджетных ассигнований, как предусмотрено совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 16.12.2011 г. № 155ан/174н, в Министерство финансов не направлялось. Истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, Козлова Т.В. не обращалась в установленном порядке за получением компенсационных выплат.
Таким образом, в порядке, установленном действующим законодательством, предусмотрено предоставление льгот компенсационного характера категории граждан, к которой следует отнести истицу Козлову Т.В. в виде единовременной денежной выплаты учреждением по месту работы работника, имеющего право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
В соответствии с таким порядком на Министерство финансов Российской Федерации не возложено обязанности компенсировать таким лицам фактически понесенные расходы на отопление и техническое обслуживание.
Данными о том, что Козлова Т.В. в соответствии с изложенным выше Порядком обращалась за получением единовременной денежной выплаты, и ей в этом было отказано по причине отсутствия финансирования, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При таких обстоятельствах, исковые требования Козловой Т.В. к Министерству финансов РФ о взыскании убытков – о взыскании расходов по оплате за отопление в сумме ....., являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца не подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины и по составлению искового заявления.
Следовательно, с учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Козловой Т.В. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Козловой Т.В. в иске к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области о возмещении убытков, понесенных на оплату коммунальных услуг – отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Потапова