Дело № 2- 1924/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09» июля 2012 года
г.Владимир, Владимирской области
Ленинский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Рассадкиной И.С.
при секретаре Глушковой Л.И.
с участием заявителя Коннова Н.Б.
представителя заинтересованного лица Васина А.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коннова Н.Б. об оспаривании и признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в государственной регистрации права собственности, понуждении к регистрации права на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Коннов Н.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании и признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее – Управление Росреестра по Владимирской области), в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать заинтересованное лицо зарегистрировать за ним право собственности на вышеуказанный земельный участок.
Указывает на то, что оспариваемый отказ в государственной регистрации нарушает его права и полагает, что представил на регистрацию все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у него права собственности на земельный участок. Сослался также на то, что длительное время пользуется спорным земельным участком, оплачивает налоги на него.
В судебном заседании заявитель Коннов доводы заявления поддержал.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Владимирской области Васин А.С. возражал против удовлетворения заявления Коннова Н.Б., полагая его необоснованным, а оспариваемый отказ соответствующим Закону о регистрации и не нарушающим прав заявителя Коннова Н.Б..
В государственной регистрации права собственности на земельный участок (кадастровый номер ....), расположенный по адресу: <адрес> Коннову Н.Б. было отказано на основании абзацев 10,13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, поскольку не были представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя и ответь органа государственной власти или органа самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу норм гражданского процессуального законодательства, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. (далее - Закон о регистрации), государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (п.1). К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей; выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
Согласно разделу I «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.10.2010 N 878, от 06.04.2011 N 246, от 03.11.2011 N 904).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. ( п.4)
Таким образом, судом установлено, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области обладает полномочиями по вопросам принятия решения о регистрации (отказе в регистрации) спорного объекта недвижимости- прав на земельный участок, и осуществляет указанные действия в соответствии с процедурой, установленной Законом о регистрации (Глава III).
В силу положений ст. 13 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав (п.1). Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом, а ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений - не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых для государственной регистрации, ипотеки жилых помещений не позднее чем в течение пяти дней с указанного дня (п.3).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Владимирской области обратился Коннов Н.Б. с заявлением № о государственной регистрации права собственности (доля в праве ....) на земельный участок ( кадастровый номер ....), расположенный по адресу: <адрес>.
В качестве правоустанавливающего документа была представлена архивная выписка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная администрацией Суздальского района Владимирской области.
Из содержания Архивной выписки следует, что по адресу: <адрес> проживали: ФИО1, ФИО2 и Коннов Н.Б..
В отметках о членах семьи, выбывших из хозяйства, значатся: ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, Коннов Н.Б., выбывший в г.Владимир ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, выбывшая в г.Владимир ДД.ММ.ГГГГ.
Земли, находящейся в личном пользовании хозяйства, на ДД.ММ.ГГГГ из похозяйственной книги значится .... га.
Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером ...., изготовленного ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, следует, что данный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь .... кв.м. и предоставлен Коннову Н.Б. на праве аренды, имеет разрешенное использование «огороды».
В соответствии с пунктом 1 ст. 18 Закона о регистрации ( № 122-ФЗ) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение ( обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьями 28 и 29 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам на основании актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 30.06. 2006 года № 93-ФЗ в редакции ФЗ от 28.02.2012 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» предусмотрен упрощенный порядок регистрации права собственности, в том числе и на земельные участки.
Между тем, из представленных на регистрацию документов, было установлено, что описание объекта недвижимого имущества, содержащееся в Архивной выписке, не отражает информации, необходимой для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав и имеет разночтение с описание объекта недвижимого имущества, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка.
В силу п.9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.2001 года, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного ( бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельный участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может представляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно пункту 1 ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного ( бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании пункта 2 указанной выше ст.25.2 Закона о регистрации, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт ( свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок ( в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В связи с тем, что описание объекта недвижимости, содержащегося в Архивной справке не отражает информации, необходимой для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП и разночтениями с описанием объекта недвижимого имущества, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, в соответствии с п. 2.1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С целью получения необходимых для государственной регистрации прав документов в администрацию Ленинского района г.Владимира, администрацию Суздальского района Владимирской области, управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира были направлены запросы.
Коннову Н.Б. было предложено самостоятельно представить такие документы по собственной инициативе.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок также была приостановлена на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с неполучением документов и ответов на направленные запросы.
Из ответов, поступивших из администрации Ленинского района г.Владимира ( исх. От ДД.ММ.ГГГГ №), из комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района ( исх. от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №) следует, что правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на заявленный земельный участок, данные органы местного самоуправления предоставить не могут ввиду их отсутствия.
Из документов, поступивших из управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира ( исх. от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> администрацией г.Владимира Коннову Н.Б. предоставлен в пользование на условиях аренды.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.Владимира и Конновым Н.Б.был заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого земельный участок ему предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ. Срок аренды неоднократно продлялся дополнительными соглашениями, последний раз- дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ « и п.п.1,2 ст. 25.2 Закона о регистрации, упрощенный порядок оформления прав граждан не распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам на праве аренды. В этих случаях требуется получение решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии со ст.ст. 28 и 29 Земельного кодекса РФ.
Кроме этого, из описания земельного участка, содержащегося в Архивной выписке, не представилось возможным идентифицировать земельный участок ввиду отсутствия указания его кадастрового номера, месторасположения, вида разрешенного использования.
Сведения, позволяющие установить идентичность объекта, указанного в Архивной выписке и объекта, указанного в кадастровом паспорте, отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ Коннову Н.Б. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области за исх. № было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> ввиду непредоставления документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации, для регистрации прав.
В силу абзацев 10, 13 пункта 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Поскольку в процессе приостановления государственной регистрации не были устранены причины, препятствующие ее проведению, что подтверждается представленными заинтересованным лицом доказательствами, Коннову Н.Б. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Управлением было обоснованно отказано.
В связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Оспаривая действия заинтересованного лица, Коннов Н.Б. ссылается на наличие у него прав в отношении спорного земельного участка, однако основанием для регистрации прав являются правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие права, поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним- юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество ( ч.1 ст. 2 ФЗ). Поскольку таких документов заявитель в регистрационную службу не представил, оспариваемый отказ Управления Росреестра является законным и обоснованным.
При наличии спора о праве на земельный участок вопрос может быть решен в судебном порядке, путем подачи в суд соответствующего иска.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия осуществлены в пределах полномочий заинтересованного лица, соответствуют требованиям Закона о регистрации, являются правомерными и не нарушают прав заявителя.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина нарушены не были.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Коннову Н.Б. в удовлетворении заявления об оспаривании и признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.С. Рассадкина