П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 27 июня 2011 года
Судья Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области Кадиева Е.В.
с участием государственного обвинителя– старшего помощника прокурора Ленинского АО г. Тюмени Филипповой Н.Н.,
подсудимого Кирьянова И.В.,
защитника – адвоката Черных О.С., представившей удостоверение № и ордер №,
при секретаре – Плеханове Н.С.,
а также с участием потерпевшего ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-346/ 2011 г. в отношении:
Кирьянова И.В., <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Кирьянов И.В. умышленно причинил ФИО1 тяжкий вред здоровью, при превышении пределов необходимой обороны при следующих обстоятельствах.
3 марта 2011 года около 22 часов 20 минут Кирьянов И.В., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находился в <адрес>, где проживал с семьей, куда пришли ранее незнакомые лично Кирьянову И.В. ФИО1 и ФИО2, также находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, с которыми ранее у Кирьянова И.В. произошла словесная ссора по телефону, в ходе которой ФИО1 и ФИО2 оскорбляли Кирьянова И.В. и высказывали угрозы в его адрес. Когда Кирьянов И.В. открыл дверь указанной квартиры, ФИО1 нанес Кирьянову И.В. удар рукой в лицо, а ФИО2 стал бить его по голове, таким образом ФИО1 и ФИО2 применили к Кирьянову И.В. насилие, чем причинили последнему физическую боль. Находясь на входе в <адрес>, пресекая преступные действия ФИО1 и ФИО2 и осознавая, что явно превышает пределы необходимой обороны и его оборонительные действия не соответствуют действиям последних, Кирьянов И.В. взял в руку нож и, действуя умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, нанес ножом ФИО1 один удар в живот и один удар в грудную клетку слева, чем причинил ему колото –резаную рану на передней брюшной стенке, проникающую в брюшную полость с ранениями тонкой кишки, причинившую тяжкий вред здоровью, как опасная для жизни, а также непроникающую рану на переднебоковой поверхности грудной клетки справа, причинившую легкий вред здоровью, как повлекшая кратковременное его расстройство.
Подсудимый Кирьянов И.В. виновным себя фактически признал и в судебном заседании пояснил, что 2 марта 2011 года находился у брата- ФИО3, брал его сотовый телефон, чтобы позвонить жене, после чего забыл отдать, телефон остался у него. 3 марта 2011 года он находился дома, в течении дня употреблял спиртное. Ближе к вечеру на телефон ФИО3 поступил звонок, высветился контакт «ФИО1», он ответил, сказал, что ФИО3 рядом нет, его телефон находится у него. Примерно через час он позвонил ФИО4, тот ответил, потом, как он понял, у ФИО4 выхватили телефон и начали грубить ему, сначала один человек, потом второй. По голосу он догадался, что один из них был ФИО1, второго просил представиться, но он не назвался. Они угрожали ему, говорили, что приедут и изобьют, нецензурно оскорбляли. ФИО1 он лично не знал. Примерно за месяц до этого он звонил ФИО4, в разговор вмешался незнакомый мужчина, который стал оскорблять его, между ними произошла ссора, как выяснилось позже, это был ФИО1. 3 марта 2011 года отвечавшие ему по телефону люди еще перезванивали, раза 2, снова оскорбляли его и угрожали. Через некоторое время он дозвонился до ФИО3, тот сказал, что звонили ему ФИО1 и ФИО2, потом ФИО3 перезвонил ему сам, сказал, что они поехали к нему (Кирьянову), им ФИО4 сказал адрес. Он испугался, надел на себя бронежилет, который оставался у него после работы охранником. Спустя какое-то время из окна он увидел 2 незнакомых людей, которых остановили сотрудники милиции, решил что это приехали ФИО1 и ФИО2. Через некоторое время раздался сильный стук в дверь, он открыл, сразу получил удар в лицо, в глаз, от ФИО1, потом ФИО2 начал его бить по голове. Он отступил в сенки, в этот момент взял нож, которым он до этого зачищал провода и воткнул в косяк, и ударил ножом ФИО1. Потом в сенки выскочила жена, закричала: «Оставьте его в покое». Он сказал жене вызвать скорую и милицию, втолкнул её в квартиру и закрыл дверь. Когда ФИО2 перестал его бить, они с ФИО1 вышли за двор и уехали на автомашине. Считает, что защищал семью и свою жизнь. Основания опасаться у него были, так как ФИО1 и ФИО2 пришли к нему домой поздним вечером, ранее он с ними знаком не был, вместе с тем, ему известно, что ФИО1 с друзьями ранее избивал его брата – ФИО3, прямо у него дома, он видел кровь на полу после избиения, ФИО1 и ФИО2 оскорбляли его по телефону, угрожали расправой. В квартире, кроме него, находились малолетний ребенок и беременная жена. От удара ФИО1 на следующий день у него возник синяк возле глаза.
Заслушав пояснения подсудимого, показания потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд находит вину Кирьянова И.В. установленной следующими доказательствами.
Потерпевший ФИО1 в судебном заседании пояснил, что 3 марта 2011 года позвонил своему знакомому ФИО3 на его сотовый телефон, ответил другой мужчина, сказал, что ФИО3 рядом нет, его телефон находится у него. Тогда он позвонил ФИО4, тот сказал, что находится у ФИО3 на даче. Они с ФИО2 приехали на дачу к ФИО3, где ФИО4 и ФИО3 распивали спиртное. Они приехали для того, чтобы договориться об обмене сотовых телефонов между ФИО3 и ФИО2. ФИО3 согласился на обмен телефона, сказал, что его телефон находится у брата- ФИО5, дал его адрес и номер телефона. Ни он, ни ФИО2 Кирьянова лично не знали, только слышали о нем до этого. В это время поступил звонок на телефон ФИО4, он понял, что звонит Кирьянов, взял у ФИО4 телефон и стал разговаривать с Кирьяновым, сказал, что им нужно обменять сотовые телефоны, вначале разговор протекал нормально, потом Кирьянов сказал, что меняться не будет, стал грубить, оскорблять его. Они с ФИО2 поехали к Кирьянову домой, пока ехали, еще раз позвонили ему, Кирьянов снова стал высказывать оскорбления, он ответил тем же. Когда они доехали до дома Кирьянова, стемнело. Пока искали его дом, их остановили сотрудники милиции, проверили по базе данных, ему выписали штраф и отпустили. Потом они с ФИО2 пошли к Кирьянову. Калитка была не заперта, они вошли во двор, постучали в дверь на веранде. У него ( ФИО1) зазвонил телефон, он стал отвечать. В это время дверь открылась, вылетел Кирьянов, обхватил его, нанес 2 удара в грудь. Телефон у него в это время выпал, он попытался оттолкнуть Кирьянова, чтобы поднять телефон. Потом увидел, что в руке Кирьянова что-то блеснуло, как он понял- нож. Кирьянов продолжал держать его, обхватив левой рукой, а правой нанес 2 удара ножом: в живот слева и грудную клетку. Он отошел, стал осматривать раны. ФИО2 в это время стал бить Кирьянова. Ему стало плохо, он пошел за ворота к дороге и потерял сознание, после этого был доставлен в больницу. Примерно за месяц до этого между ним и ФИО1 действительно был конфликт по телефону. Тогда Кирьянов позвонил ФИО4 и они поругались из-за запчасти, когда Кирьянов позвонил еще раз ФИО4, ответил он ( ФИО1) и между ними произошла ссора.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 в судебном заседании пояснила, что Кирьянов И.В. является её мужем. 2 марта 2011 года её муж находился у своего брата ФИО3, вечером она поехала за мужем, пока шла до дома ФИО3, муж разговаривал с ней по сотовому телефону последнего, потом, когда они с мужем поехали домой, оказалось, что муж забыл отдать брату его сотовый телефон, он остался у мужа. На следующий день муж находился дома, опохмелялся, ближе к вечеру поступил звонок на телефон ФИО3, высветился контакт «ФИО1». Муж ответил на звонок, мужчина попросил ФИО3, муж сказал, что ФИО3 рядом нет, его телефон находится у него. Затем муж позвонил ФИО4- другу ФИО3, чтобы рассказать о звонке, она в это время была рядом и поняла, что по телефону с мужем разговаривает кто-то другой, были слышны оскорбления в адрес мужа, нецензурная брань. Ранее, 2 февраля 2011 года, когда у ФИО3 был день рождения, была такая же ситуация, когда мужчина, записанный в контакте как «ФИО1», вмешался в телефонный разговор ФИО4 с мужем и оскорблял его, хотя они не знакомы. После этого 3 марта 2011 года на телефон ФИО3 было еще несколько звонков, этот же мужчина грубил мужу, оскорблял его, в том числе нецензурно. Потом позвонил ФИО3 и сказал ФИО3, что оскорблявшие его мужчины – ФИО1 и ФИО2 могут приехать к ним домой. Через некоторое время она выглянула в окно и увидела милицейскую машину, рядом с ней сотрудники милиции стояли с двумя молодыми людьми, один из которых был крупного телосложения, одет в серую куртку. Затем стали сильно стучать в двери веранды, они поняли, что приехали те люди, которые оскорбляли мужа по телефону. Муж пошел поговорить с ними. До этого муж надел бронежилет, который оставался у него после работы охранником, так как не знал, чего от них ожидать. Также им с мужем было известно, что между ФИО1 и ФИО3 ранее был конфликт, ФИО1 сильно избил ФИО3. После того, как муж вышел из квартиры, она услышала шум, взяла молоток для защиты и тоже вышла из квартиры. Открыв дверь, она увидела, что мужа бьет мужчина крупного телосложения, которого она ранее видела возле автомашины сотрудников милиции, в серой куртке, рядом с ним стоит еще молодой человек. Она стала кричать, чтобы мужчины отстали от её мужа, муж сказал вызвать скорую и милицию, затолкнул её в квартиру и закрыл дверь. Она позвонила в скорую помощь и в милицию. Когда муж зашел в квартиру, он сказал, что порезал одного из этих мужчин, в руках у него был кухонный нож с деревянной ручкой. Этим ножом муж днем зачищал проводку и она видела его воткнутым в стену около входа на веранде. Когда приехали сотрудники милиции, муж отдал им этот нож и сам сел в машину.
Свидетель ФИО3 пояснил в судебном заседании, что 2 марта 2011 года у него в гостях был его брат Кирьянов, звонил своей жене с его сотового телефона, когда пошел провожать жену, забыл оставить телефон и унес с собой. Этот телефон он ранее приобрел у ФИО1. 3 марта 2011 года они с ФИО4 находились у него на даче, выпивали, вечером пришли ФИО1 и ФИО2. ФИО1 сказал, что телефон, который он купил у него, ищут, у него из-за этого проблемы, поэтому этот телефон ему нужно поменять на телефон ФИО2. Он (ФИО3) объяснил, что телефона у него нет, его накануне забрал с собой Кирьянов. ФИО1 стал звонить Кирьянову, потом Кирьянов сам позвонил на телефон ФИО4, ФИО1 выхватил телефон из рук ФИО4 и стал ругаться с Кирьяновым. Они минут 10 ругались, орали друг на друга. После разговора по телефону они с ФИО1 договорились, что он сам съездит на следующий день к Кирьянову, возьмет свой телефон и отвезет его ФИО1. После этого ФИО1 и ФИО2 ушли, потом звонили ФИО4, уточняли адрес Кирьянова, он решил, что они могут поехать к нему, позвонил Кирьянову и предупредил об этом. Предупредил потому, что у ФИО1 и ФИО2 была такая привычка, если один из них с кем-то поругается, они вместе едут разбираться. Примерно за месяц до этого ФИО1 со своим знакомым сильно избили его, Кирьянов знал об этом. Около 4 часов утра ему позвонил Кирьянов, сообщил, что находится в милиции за то, что порезал мужчину, как его зовут- не знает. Когда Кирьянова отпустили домой, он ему рассказал, что к нему приехали ФИО1 и ФИО2, стали бить его, он взял нож и порезал ФИО1. На глазу у Кирьянова был большой синяк, он сказал, что синяк от удара ФИО1. Также ему известно, что в его день рождения ФИО1 ругался по телефону с Кирьяновым, между ними была словесная перепалка.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что 3 марта 2011 года он находился в гостях у ФИО3, они распивали спиртные напитки. Около 20 часов к ним пришли ФИО1 и ФИО2, о чем- то разговаривали с ФИО3, он в суть разговора не вникал, так как был достаточно пьян. В это время или на его телефон позвонил Кирьянов, или он набрал номер телефона Кирьянова, точно не помнит, разговаривал с Кирьяновым ФИО1, о чем- он не слушал. ФИО1 и ФИО2 находились у ФИО3 минут 40, после этого ушли. У Тертишного телефона не было, ему известно, что его телефон находился у его брата- Кирьянова. После их ухода ФИО3 звонил Кирьянову, предупреждал, что ФИО1 и ФИО2 могут приехать к нему. Кирьянов и ФИО1 между собой знакомы не были, вместе с тем, примерно за месяц до этого, между ними произошел конфликт по телефону, когда он ( ФИО4) созвонился с Кирьяновым, а ФИО1 взял трубку и стал с ним ругаться. На следующее утро от ФИО2 ему стало известно, что когда они с ФИО1 приехали к Кирьянову, тот выбежал с ножом и порезал ФИО1.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 в судебном заседании пояснил, что является старшим группы задержания УВО <адрес>. 3 марта 2011 года он находился на суточном дежурстве, осуществлял автопатрулирование в составе экипажа. Около 22 часов 10 минут проезжая по <адрес> он увидел 2 молодых людей, явно находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Остановив машину и выйдя, он убедился, что молодые люди действительно были пьяны, речь у них была невнятная, они шатались, был сильный запах алкоголя. Он представился, стал устанавливать личность этих молодых людей. Документов у них с собой не было, они представились ему как ФИО1 и ФИО2. Он проверил этих молодых людей по информационным учетам, там значился только ФИО1, так как его личность была установлена, он составил на ФИО1 административный протокол по ст. 20.21 КоАП РФ. На ФИО2 протокол не был составлен, так как его личность установлена не была. После составления протокола они продолжили патрулирование, ФИО1 и ФИО2 остались стоять на том же месте. Позже от сотрудников <адрес> ему стало известно, что ФИО1 в том районе было причинено ножевое ранение, в связи с чем он составил рапорт.
Согласно информации, поступившей из ОКБ № <адрес>, 3 марта 2011 года в стационар поступил ФИО1 с проникающим ранением брюшной полости( л.д. 6).
Согласно протокола изъятия ( л.д. 8) Кирьяновым И.В. был выдан нож кухонный, которым, с его слов, он нанес телесные повреждения неизвестному мужчине. Изъятый нож был надлежащим образом осмотрен в ходе следствия в качестве вещественного доказательства ( л.д. 83-85).
Протоколом осмотра места происшествия( л.д. 13-17), фототаблицей к нему ( л.д. 18-19) зафиксировано место совершения преступления- участок местности перед входом в <адрес>, отмечено, что вход в квартиру осуществляется через деревянную дверь, ведущую на веранду и вторую дверь.
Согласно заключения судебно –медицинского эксперта( л.д. 50) колото-резаная рана на передней брюшной стенке, проникающая в брюшную полость с ранениями тонкой кишки; непроникающая рана на переднебоковой поверхности грудной клетки слева- у ФИО1 возникли от действия колюще-режущего орудия ( орудий) 3 марта 2011 года.
Проникающая рана причинила тяжкий вред здоровью, как опасная для жизни. Рана на грудной клетке причинила легкий вред здоровью, как повлекшая кратковременное его расстройство.
Из заключения судебно –медицинского эксперта ( л.д. 23, 61) следует, что телесные повреждения у Кирьянова И.В. не обнаружены, отмечены жалобы и болезненность при пальпации верхнего левого века.
Оценив добытые и изложенные выше доказательства, суд находит вину Кирьянова И.В. доказанной.
В судебном заседании государственный обвинитель изменила обвинение, переквалифицировав действия Кирьянова И.В. с ч.1 ст. 111 УК РФ на ч.1 ст. 114 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 № 26-ФЗ), как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.
Судом установлено, что ранее незнакомые Кирьянову И.В. ФИО1 и ФИО2, будучи в состоянии опьянения, в позднее время суток пришли к его квартире, где, кроме Кирьянова И.В. находились его беременная жена и малолетний ребенок, применили к Кирьянову И.В. насилие, нанеся удары и причинив болевые ощущения. У Кирьянова И.В. были основания опасаться ФИО1 и ФИО2, поскольку ранее между ними и Кирьяновым И.В. неоднократно были конфликты по телефону, ему известно, что ФИО1 с друзьями избивал ранее его брата- ФИО3. То, что Кирьянов И.В. боялся указанных лиц, подтверждается и тем, что он надел бронежилет перед их приходом. Обладая правом на активную защиту от нападавшего, Кирьянов И.В., вместе с тем, прибег к ней способом, явно не соответствовавшим характеру посягательства и явно превышая пределы необходимой обороны, осознавая это, поскольку какого либо оружия, либо предметов, которыми могли быть причинены телесные повреждения, опасные для жизни, у ФИО1 и ФИО2 не было, угроз причинения смерти либо телесных повреждений, опасных для жизни и здоровья они не высказывали, телесных повреждений такой степени тяжести не нанесли. В результате действий Кирьянова И.В. ФИО1 был причинен тяжкий вред здоровью, опасный для жизни.
При таких обстоятельствах суд находит квалификацию действий Кирьянова И.В. по ч.1 ст. 114 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 № 26-ФЗ), как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, правильной, нашедшей свое подтверждение в судебном заседании.
Психическое состояние здоровья Кирьянова И.В. у суда сомнений не вызывает, исходя из его поведения в судебном заседании, имеющихся в материалах дела данных о его личности.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории небольшой степени тяжести, данные о личности подсудимого, который ранее не судим, по месту жительства участковым уполномоченным характеризуется удовлетворительно, на диспансерных учетах не состоит.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Кирьянова И.В., суд признает наличие на иждивении малолетнего ребенка, состояние беременности его жены, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
С учетом данных о личности подсудимого и всех обстоятельств дела суд считает, что исправление Кирьянова И.В. возможно без реального отбывания наказания в виде лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ.
Назначение основного наказания в виде исправительных работ либо ограничения свободы суд считает нецелесообразным, учитывая данные о личности Кирьянова И.В. и обстоятельства дела, и недостаточным для достижения целей назначения наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Кирьянова И.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 114 УК РФ ( в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ) и назначить ему наказание по ч.1 ст. 114 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ) в виде лишения свободы сроком на шесть месяцев.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное Кирьянову И.В.. наказание считать условным, с испытательным сроком один год. Возложить на Кирьянова И.В. следующие обязанности : не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно – исполнительной инспекции, по требованию инспекции являться на регистрацию.
Меру пресечения Кирьянову И.В. оставить прежней- в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.
Вещественные доказательства по делу: кухонный нож, находящийся на хранении в комнате вещественных доказательств ОМ- <адрес> –уничтожить.
Приговор может быть обжалован в течение 10 суток с момента провозглашения в кассационном порядке в Тюменский областной суд, путем подачи жалобы в Ленинский районный суд г. Тюмени.
Судья Е.В. Кадиева