об обязании произвести аттестацию рабочих мест



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 сентября 2012 года город Тюмень

Ленинский районный суд города Тюмени в составе председательствующего судьи Бахчевой Г.С.,

при секретаре Вострых О.В.,

с участием помощника Прокурора Тюменской области Шелкунова В.Н.,

представителя ответчика Федосюк ФИО7 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Скочиной ФИО8., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5974/2012 по иску Прокурора Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области» об обязании провести аттестацию рабочих мест,

Установил:

Прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями обязать безотлагательно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда: токаря, фрезеровщика, слесаря ремонтника, электросварщика ручной сварки, прессовщика изделий из пластмасс.

Исковые требования прокурор мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки было выявлено нарушение ответчиком законодательства об охране труда, а именно не проведение аттестации указанных в исковом заявлении рабочих мест по условиям труда. Обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации труда работ по охране труда закреплена в ст. 212 ТК РФ. В соответствии с п. 4 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Фактически рабочие места заняты, работники исполняют свои функциональные и должностные обязанности. Нарушение требований трудового законодательства создают угрозу повышенного производственного травматизма. Заявление подано прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работаю в настоящее время, и поступят на работу в будущем.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено УФСИН России по Тюменской области.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ответчик является федеральным казенным учреждением, финансируется из федерального бюджета, финансовый год длится с 01 января до 31 декабря. Аттестация закончилась в ДД.ММ.ГГГГ. Чтобы провести аттестацию необходимо зарезервировать денежные средства, которые выплачиваются в следующем году. Нигде не указано, сколько по времени должна длиться аттестация. Аттестация проводится не по вновь открывшимся местам, а по имеющимся. Предыдущая аттестации проводилась в ДД.ММ.ГГГГ, закончилась в ДД.ММ.ГГГГ

Представитель третьего лица в судебном заседании суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил с ООО «<данные изъяты>» договор на проведение аттестации рабочих мест, аттестация проводится, в ДД.ММ.ГГГГ будет закончена.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области» (далее учреждение) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Для достижения указанной цели Уставом предусмотрены виды деятельности, которые ответчик вправе осуществлять, в том числе деятельность по производству товаров народного потребления, по оказанию различных услуг, по выполнению различных работ.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ДД.ММ.ГГГГ регулировался «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 12 от 14.03.1997, с 01.09.2008 по 01.09.2011 - «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007, с 01.09.2011 - «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26.04.2011. Согласно пункту 1.5 «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», действовавшего на момент проведения аттестации в ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен разделом 5 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестационная комиссия оформляет результаты аттестации в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации, перечень рабочих мест, карты аттестации рабочего места по условиям труда, сводная ведомость результатов аттестации, сводная таблица классов условий труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии, передает протокол и отчет работодателю. Работодатель подписывает приказ о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации, знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места, направляет сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Отчет об аттестации хранится у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ.

Прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области проводилась проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности ответчика, которая показала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аттестация пяти рабочих мест (токаря, фрезеровщика, слесаря ремонтника, электросварщика ручной сварки, прессовщика изделий из пластмасс) с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена. Данное обстоятельство подтверждается письменным объяснением начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным прокурору в ходе проверки. Указанное обстоятельство подтверждается также Договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным ответчиком с ООО «<данные изъяты>», Картами аттестаций ведомостью рабочих мест, из которых установлено, что результаты аттестации, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, действительны до ДД.ММ.ГГГГ (п. «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ и действовавшего на момент проведения аттестации.). В срок до ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан был провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Привлечение ответчиком для выполнения работ по аттестации аттестующую организацию на основании договора гражданско-правового характера (Договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>») основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора не является, поскольку к перечню документов по оформлению результатов аттестации, предусмотренного разделом «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, договор с аттестующей организацией не относится.

В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с Федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Неисполнение ответчиком обязанности по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, создает угрозу жизни, здоровью граждан, их правам и законным интересам, затрагивает интересы государства в части соблюдения установленных федеральным законодательством норм и правил охраны труда. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, обязание ответчика провести аттестацию рабочих мест токаря, фрезеровщика, слесаря ремонтника, электросварщика ручной сварки, прессовщика изделий из пластмасс по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является способом защиты гражданских прав неопределенного круга лиц, а поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Поскольку судебное решение обязывает ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества и денежных средств, решение не должно вызывать затруднений при его исполнении, то возникает необходимость в установлении судом определенного порядка и сроков исполнения решения, что соответствует требованиям статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд полагает, что двухмесячный срок после вступления решения в законную силу, будет достаточным для проведения ответчиком аттестации рабочих мест.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 210, 212, 353 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 45, 198, 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области» в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу провести аттестацию 5 рабочих мест по условиям труда, а именно токаря, фрезеровщика, слесаря ремонтника, электросварщика ручной сварки, прессовщика изделий из пластмасс.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Г.С. Бахчева

Мотивированное решение составлено 19 сентября 2012 года.