Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
30 марта 2012 г.
Федеральный судья Ленинского районного суда г. Тюмени Первухина Л.В., при секретаре Давыдовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №12-91/2012 по жалобе ООО «Реском-Тюмень» на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
ООО «Реском-Тюмень» обратилось в Центральный районный суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором по охране труда в Тюменской области ФИО1 согласно которого оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Свои требования мотивирует тем, что постановление о назначении административного наказания является необоснованным и подлежит отмене. Сообщение о несчастном случае было подано в государственную инспекцию труда ДД.ММ.ГГГГ незамедлительно, после того, как ООО «Реском-Тюмень» стало известно о несчастном случае. ООО «Реском-Тюмень» не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем было нарушено право ООО «Реском-Тюмень» на представление возражений и отстаивание своей позиции. Смерть ФИО2, наступившая в результате сердечного приступа (острая коронарная недостаточность, согласно медицинскому свидетельству о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ) не подпадает под ст.227 ТК РФ, которая раскрывает понятие несчастного случая, подлежащего расследованию. В действиях ООО «Реском-Тюмень» отсутствует состав административного правонарушения. В резолютивной части постановления № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Реском-Тюмень» было привлечено к административной ответственности в рамках ст.5.27 КоАП РФ, однако, инспектором ГИТ в Тюменской области была указана лишь сумма штрафа, наложенного на ООО «Реском-Тюмень» в размере 40 000 рублей, ни чем не обоснованна и не мотивирована, конкретные причины привлечения к административной ответственности не указаны.
Определением Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ указанная жалоба направлена по подведомственности в Ленинский районный суд г.Тюмени.
Представитель заявителя ООО «Реском-Тюмень» ФИО3 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в ней. Дополнительно суду пояснил, что о несчастном случае, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ не сообщили в тот же день в уполномоченный орган, так как не знали, что делать в данном случае. В государственную инспекцию труда сообщили ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 23 минуты. На момент начала расследования не знали, что это не является несчастным случаем на производстве. Сроки проведения расследования нарушены по незнанию, неопытности, так как ранее подобных случаев не было.
В письменном отзыве на жалобу главный государственный инспектор по охране труда ФИО1 указывает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Реском-Тюмень» является законным и правомерным. В соответствии с КоАП РФ определено лицо, привлекаемое к административной ответственности, постановление вынесено уполномоченным на то органом, предусмотрена ответственность за нарушение законодательства, штраф на юридическое лицо наложен в пределах санкции статьи. ООО «Реском-Тюмень» допущены нарушения установленных норм – в части несвоевременного направления извещения о несчастном случае на производстве в государственную инспекцию труда, что и было отражено в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №. Юридическим лицом ООО «Реском-Тюмень» допущено нарушение норм ст.212, 228,229 ТК РФ, в части несвоевременного направления извещения о несчастном случае на производстве в Государственную инспекцию труда, формирования комиссии по расследованию несчастных случаев, нарушения сроков расследования несчастного случая, что и указано в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № в устанавливающей части, при этом у юридического лица ООО «Реском-Тюмень» имелась возможность для соблюдения правил и норм, определённых трудовым законодательством, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что и подтверждается ответом исполнительного директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №. О времени и месте рассмотрения вопроса по возбуждению административного производства ООО «Реском-Тюмень» было извещено письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, которое было отправлено по факсу ДД.ММ.ГГГГ в 13:26, что подтверждается распечаткой с факса. Ходатайств об отложении не поступало, в связи с чем, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии представителя ООО «Реском-Тюмень», который вместе с определением о назначении рассмотрения протокола был направлен юридическому лицу по электронной почте и по почте заказным письмом. По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено постановление, исполнительному директору выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о недопущении нарушений норм трудового законодательства, в том числе и по срокам расследования несчастных случаев, на что предоставлен ответ об исполнении указанного предписания. Просил признать постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное ГИТ в Тюменской области юридическому лицу ООО «Реском-Тюмень» законным и обоснованными, жалобу ООО «Реском-Тюмень» оставить без удовлетворения.
Главный государственный инспектор по охране труда Государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО1 вынесший обжалуемое постановление в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, отзыв на жалобу поддержал в полном объеме. Суду дополнительно пояснил, что уведомление на составление протокола об административном правонарушении было направлено лично им на факс заявителя, факс принял секретарь заявителя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распечаткой. На составление протокола никто не явился, ходатайств об отложении составления протокола не поступало, был вынесен протокол об административном правонарушении, который был направлен заявителю по почте с уведомлением и по электронной почте. Вместе с протоколом было направлено определение о назначении дела к рассмотрению. На рассмотрение дела явился представитель ООО «Реском-Тюмень». Заявитель привлечен к ответственности по ст.5.27 КоАП РФ. Работодатель в течение суток должен предоставить в государственную инспекцию труда и прокуратуру сведения о несчастном случае. Факсы в ГИТ стоят на автомате, который работает круглосуточно. Срок расследования составляет 15 дней. ООО «Реском-Тюмень» привлечено к ответственности за нарушение сроков расследования, с ходатайством о продлении сроков расследования несчастного случая заявитель не обращался.
Заслушав представителя заявителя, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, изучив материалы административного дела, представленный суду административный материал в отношении ООО «Реском-Тюмень» по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, суд находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в действиях юридического лица ООО «Реском-Тюмень», содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, то есть нарушение законодательства о труде и об охране труда. ООО «Реском-Тюмень» допущены нарушения требований ст.228.1, ст.229, ст.229.1; ст.212 Трудового кодекса РФ в части: своевременного информирования соответствующих органов о несчастном случае со смертельным исходом на производстве, в т.ч. Государственную инспекцию труда в Тюменской области ( несчастный случай произошел ДД.ММ.ГГГГ, извещение в инспекцию труда поступило ДД.ММ.ГГГГ; нарушения требований о своевременном создании комиссии по расследованию несчастного случая со смертельным исходом на производстве (приказ о создании комиссии от ДД.ММ.ГГГГ); нарушение требований сроков расследования несчастного случая, более 15 дней. Протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № направлен ООО «Реском-Тюмень» по почте с предварительным направлением по электронной почте.
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Реском-Тюмень» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей в связи с допущенными нарушениями трудового законодательства, указанными в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в присутствии представителя ООО «Реском-Тюмень», действующего на основании доверенности.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут ФИО2, работающего старшим электромехаником плавкрана <данные изъяты> в ООО «Реском-Тюмень» и находящимся на плавкране, без признаков жизни был обнаружен у себя в каюте. В соответствии со справкой, выданной государственным казённым учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Ямало-Ненецкого Автономного округа» от ДД.ММ.ГГГГ причина смерти ФИО2 – ишемическая болезнь сердца в виде острой коронарной недостаточности.
ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 23 мин. в ГИТ в Тюменской области ООО «Реском-Тюмень» было направлено извещение о несчастном случае со смертельным исходом.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Реском-Тюмень» был издан приказ № о создании комиссии для расследования несчастного случая., произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в 11:40 на плавкране <данные изъяты>, принадлежащем ООО «Реском-Тюмень».Согласно акта о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от ДД.ММ.ГГГГ, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут местного времени в <адрес> в каюте плавкрана <данные изъяты>, комиссия, проводившая расследование несчастного случая со смертельным исходом с ФИО2 квалифицирует несчастный случай со смертельным исходом с ФИО2, как несчастный случай не связанный с производством и считает, что данный несчастный случай не подлежит учету и регистрации на предприятии. Председателем комиссии по расследованию указано на его особое мнение, составлено аргументированное особое мнение по результатам расследования несчастного случая со смертельным исходом, согласно которого он квалифицирует данный несчастный случай со смертельным исходом связанный с производством, который подлежит учету и регистрации на предприятии – ООО «Реском-Тюмень». Согласно ст.227 Трудового кодекса РФ, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых в том числе наступила смерть пострадавших, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком; при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время; при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая. Согласно ст.228 Трудового кодекса РФ, при несчастных случаях, указанных в статье 227 Трудового кодекса РФ, работодатель (его представитель) обязан, в том числе: немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой. Согласно обжалуемого постановления, основанием для проведения проверки – расследования несчастного случая явилось Извещение о несчастном случае на производстве ФИО2 поступившее в Государственную инспекцию труда в Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ. Несчастный случай произошёл ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут местного времени в <адрес> в каюте плавкрана <данные изъяты>, т.е с нарушением требований ст.228 ТК РФ. В силу ст.229 ТК РФ, для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Однако в нарушении положений ст.229 ТК РФ заявителем приказ о создании комиссии был издан только ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст.229.1 Трудового кодекса РФ, расследование несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Как установлено, ООО «Реском-Тюмень», в лице его должностных лиц, грубо нарушены нормы Трудового кодекса РФ, в части нарушения требований сроков расследования несчастного случая со смертельным исходом на производстве, более 15 дней (с момента образования комиссии для расследования ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (дата подписей членов комиссии, коме председателя комиссии) и ДД.ММ.ГГГГ (дата предоставления материалов расследования и акта в Государственную инспекцию труда в Тюменской области). В ходе проведения расследования о продлении сроков расследования по каким-либо причинам со стороны работодателя в инспекцию труда не поступало. Данное обстоятельство не оспаривается представителем ООО «Реском-Тюмень» в судебном заседании. Факт совершения ООО «Реском-Тюмень» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, и иными материалами дела об административном правонарушении, которые соответствуют требованиям допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы заявителя о том, что ООО «Реском-Тюмень» не были надлежащим образом извещены о составлении протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимаются. В административном материале в отношении ООО «Реском-Тюмень» по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, предоставленном суду, имеется отчет об отправке в адрес ООО «Реском-Тюмень» ДД.ММ.ГГГГ в 13:25 сопроводительного письма об извещении по поводу возбуждения дела об административном правонарушении. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании показаниями государственного инспектора по охране труда ФИО1. Каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения вопроса по возбуждению дела об административном правонарушении от ООО «Реском-Тюмень» не поступило, в связи с чем, должностным лицом обоснованно в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО «Реском-Тюмень», копия которого была направлена в адрес юридического лица. В соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ, а именно, нарушение законодательства о труде, изложенные в обжалуемом постановлении.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.
Судом не установлено процессуальных нарушений, которые влекут в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ отмену постановления и прекращение производства по делу, наказание ООО «Реском-Тюмень» назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку юридическим лицом допущено нарушение требований трудового законодательства при расследовании несчастного случая со смертельным исходом, обжалуемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Не принимаются судом и доводы жалобы и представителя заявителя в судебном заседании об отсутствии состава административного правонарушения в связи с тем, что данный несчастный случай не связан с производством, как установила комиссия, поскольку выводы комиссии, указанные в акте, не относится к предмету рассмотрения данной жалобы, так как ООО «Реском-Тюмень» привлечено к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства, допущенных при совершении действий, которые следовало совершить при обнаружении несчастного случая ( извещение, создание комиссии, расследование несчастного случая в установленные законом сроки), а выводы комиссией были сделаны именно после проведения всех предусмотренных законодательством действий.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает, что в действиях ООО «Реском-Тюмень» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, а жалоба ООО «Реском-Тюмень» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление № о назначении административного наказания, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором по охране труда ГИТ в Тюменской области ФИО1 о наложении на ООО «Реском-Тюмень» штрафа в размере 30 000 рублей по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ООО «Реском-Тюмень» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Федеральный судья Л.В.Первухина