о предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2010 года пос. Ленинский Ленинского района Тульской области

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Соколовой Т.И.,

с участием

истца Дадон В.М.,

представителя ответчика ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Шамрай И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1214/10 по иску Дадон В.М. к ГУ ... «Управление социальной защиты населения ... о предоставлении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

истец Дадон В.М. обратился в суд с иском к ответчику ГУ ... «Управление социальной защиты населения ... с требованиями признать за ним право на получение мер социальной поддержки по оплате жилой площади и коммунальных услуг, признании права на выплату ежемесячной денежной компенсации и получении справки на льготный проездной билет ...

Исковые требования мотивированы тем, что Дадон В.М. является пенсионером, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное ... г. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии с данным законом истец ... г. обратился к ответчику с заявлением о получении мер социальной поддержки, но получил отказ. С данным отказом истец не согласен, так как порядок назначения и предоставления льгот не устанавливает возрастных ограничений для ветеранов труда, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец Дадон В.М. в судебном заседании в полном объеме поддержал предъявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Шамрай И.Е. в удовлетворении заявленных истцом требований просила отказать в полном объеме по тем основаниям, что истец получает пенсию за выслугу лет. В соответствии со ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 439-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей ...» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство ФЗ № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом: право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним. Правоотношения по предоставлению льгот согласно ст.22 ФЗ «О ветеранах» трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъективный состав и объём правоотношений остались прежними. Полагает, что нельзя руководствоваться ст. 7 без учёта ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 в совокупности со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 ФЗ «О ветеранах». Права на льготы по ст. 22 ФЗ «О ветеранах» (в ред. до 22.08.2004г) у истца до 01.01.2005 года не было. Постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» закрепило право на пользование льготным месячным проездным билетом ветеранами труда. Истец может реализовать свое право на получение справки для приобретения льготного проездного билета также только при достижении возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости.

Представитель третьего лица - департамента социального развития ... в судебное заседание не явился.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и представителя ответчика, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставлено.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Шамрай И.Е., исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что Дадон В.Н. является пенсионером ФСБ РФ с ... г. ... на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст.7 ФЗ РФ от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное ему ... г. ...

... г. Дадон В.М. обратился в ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области № 493-3 ТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области.

... года истцу Дадон В.М. ответчиком выдан письменный отказ в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку правовых оснований для выплаты ежемесячной денежной выплаты, предоставления мер социальной поддержки и приобретения единого месячного льготного проездного билета лицам, имеющим удостоверение «Ветеран труда», но не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не усматривается. При достижении возраста 60 лет, он может обратиться в Ленинский комитет для назначения вышеуказанной выплаты и за предоставлением справки на приобретение льготного проездного билета ...

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 12.01.1995г № 5-ФЗ (ред.18.07.2009г) «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п.2 в ред. ФЗ от 08.08.2001г № 124-ФЗ).

Согласно ст. 10, 13, 22 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 гола № 5-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года № 112-ФЗ) социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ, жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьёй 22 ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьёй которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В силу ст.3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является: предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50% коммунальных услуг.

Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Ст. 7 указанного Закона говорит о том, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации ... «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.

Постановлением Администрации ... «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 введён на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей производится на основании специальных законов – ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Правовой анализ ст. 27 п.1 и ст.2, 4, 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров с 01.01.2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным законом.

В настоящее время на истца распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому пенсия назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.12.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин, поэтому ответчиком неправильно применены правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, а ссылка на то, что у истца не выполняется требуемое в законе Тульской области условие – достижение возраста 60 лет, является неправомерной.

Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Кроме того, как ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, достижении установленной законом выслуги.

Назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии со ст. 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, следовательно, истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 1,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также на получение единого месячного льготного проездного билета.

В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития ..., утверждённого постановлением Администрации ... от 20.11.2006 года № 579 «Об утверждении положения о Департаменте социального развития ... департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесённых ими в связи с предоставлением данных услуг.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Дадон В.М. подлежащими удовлетворению. Льготы должны быть назначены с даты обращения с заявлением об их назначении.

При этом необоснованными являются доводы ответчика о том, что статус «ветеран труда» должен быть у истца на ... г., и только при наличии на указанную дату статуса «Ветеран труда» и статуса пенсионера истец вправе получать требуемые им меры социальной поддержки. В данном случае ответчик исходит из неправильного толкования норм материального права, в частности, в указанных выше нормативных актах речь идет о двух категориях граждан, имеющих право на меры социальной поддержки: ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на ... г. (которыми являются, например, труженики тыла). Истец Дадон В.М. обратился в суд с требованиями о предоставлении ему мер социальной защиты как ветерану труда и одновременно пенсионеру, поэтому к нему неприменимы условия о том, чтобы он был гражданином, приравненным к ветерану труда по состоянию на ... г., это отдельная категория граждан, к которой истец не относится.

Кроме того, необоснованными являются доводы о том, что получать меры социальной поддержки, указанные в иске, вправе лишь пенсионеры, ушедшие на пенсию по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и по ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ», которыми являются лишь мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данные доводы также основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку именно в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, и истец Дадон В.М. является именно таким пенсионером, то есть пенсия ему назначена на основании пенсионного законодательства РФ.

Поскольку исковые требования Дадон В.М. удовлетворены, то с ответчика ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере ...

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Дадон В.М. удовлетворить.

Признать за Дадон В.М. право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с ... г.

Признать за Дадон В.М. право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации и получении справки на льготный проездной билет.

Обязать ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» назначить Дадон В.М. ежемесячную денежную выплату с ... г.

Взыскать с ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» в доход государства госпошлину в размере ...

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья: Сенчукова Е.В.