признание права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2010 года пос. Ленинский Ленинского района Тульской области

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Соколовой Т.И.,

с участием

представителя заявителя Цурбанова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1298/10 по заявлению администрации муниципального образования ... ... о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

УСТАНОВИЛ:

администрация МО ... ... обратилась в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, состоящий на учете как бесхозяйная недвижимая вещь: сооружение ... протяженностью ..., расположенный по адресу: ...

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что по заявлению администрации МО ... в отделе регистрации прав по ... УФРС по ... данный объект недвижимости был поставлен на учет как бесхозяйная недвижимая вещь ... г. В настоящее время прошло более года с момента постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, в связи с чем заявитель как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, просит признать право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.

Представитель заявителя – глава администрации МО ... ... Цурбанов А.С. в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации МО ... ... по доверенности Черванева Е.И. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

С учетом мнения представителя заявителя, в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, от которого сведений об уважительности неявки не поступило, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на объекты недвижимости, которые не имеют собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3 ст. 225 ГК РФ).

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (ч.2 ст. 290 ГПК РФ).

Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.2 ст. 293 ГПК РФ).

Судом установлено, что сооружение ..., расположенный по адресу: ..., был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости отделом регистрации прав по ... Управления Федеральной регистрационной службы по ... ... г. ...

Способом защиты законного интереса заявителя в данной категории дел является признание судом существования юридического состояния - правового режима бесхозяйности движимой вещи.

Таким образом, в настоящее время уже более года бесхозяйное недвижимое имущество, являющееся предметом настоящего спора, состоит на учете в государственном регистрирующем органе как бесхозяйная недвижимая вещь, собственники которой отсутствуют.

В статье 52 Устава муниципального образования ... ... закреплено, что экономическую основу муниципального образования ... составляют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования ..., средства бюджета муниципального образования ..., а также имущественные права муниципального образования ....

Согласно положений ст. 54 Устава органы местного самоуправления муниципального образования ... самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом от имени муниципального образования ... в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и муниципальными правовыми актами муниципального образования ....

В Уставе муниципального образования ... ... закреплено, что экономическую основу местного самоуправления составляет в том числе и находящееся в муниципальной собственности имущество. В собственности МО ... может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе и имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ закреплено правило, по которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, п. 1 ст. 235 ГК РФ исходит из того, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в частности, подлежит право собственности.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают и из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности. В частности, на основании п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на эту вещь, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию.

В п. 30 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 указано, что объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект.

Вступившее в законную силу решение суда по делу о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является основанием проведения государственной регистрации возникновения и перехода прав на это недвижимое имущество, сопровождаемой выдачей соответствующего свидетельства (п. 1 ст. 14 Закона о регистрации).

На основании изложенного, суд находит требования, заявленные администрацией МО ... ..., обоснованными и подлежащими удовлетворению, признание права муниципальной собственности на объект недвижимости – водопровод, является основанием для регистрации права в государственном регистрирующем органе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

требования администрации муниципального образования ... ... удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием ... ... право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение ..., протяженностью ... назначение объекта: объекты нежилого назначения, объект производственного назначения, расположенный по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение десяти дней.

Судья: Сенчукова Е.В.