Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2010 года пос. Ленинский Ленинского района Тульской области
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Соколовой Т.И.,
с участием истца Макарова Н.И.,
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в ... ... по доверенности Колпаковой Н.В.,
представителя третьего лица военного комиссариата ... по доверенности Карамулиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1369/10 по иску Макарова Н.И. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в ... ... о признании решения недействительным, перерасчете трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
истец Макаров Н.И. обратился в суд с иском к ответчику ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в ... ... отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в УПФ РФ в ... ... от ... г. ...; установить размере среднемесячного заработка за период с ... г. по ... г.; обязать ответчика провести перерасчет трудовой пенсии с ... г. с учетом справок отдела военного комиссариата ... по ... от ... г. ... и от ... г. ... с ... г. ...
Требования мотивированы тем, что Макарову Н.И. было отказано в перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости, исходя из среднемесячного заработка за ... с ... г. по ... г. в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 30.3 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ», так как не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка и обязательно подтверждение обязательного характера заработка. Документы, подтверждающие фактический заработок истца в указанный период не сохранились, в связи с чем истец просит установить его средний заработок исходя из установленных Министерством обороны СССР в централизованном порядке окладов по воинским званиям и воинским должностям, расчет с учетом этих данных применительно к истцу Макарову Н.И. содержится в справках от ... г. ... и от ... г. ..., выданных начальником отдела военного комиссариата ... по ...
Определением Ленинского районного суда Тульской области от ... г. отказано в принятии искового заявления Макарова Н.И. к ГУ-Управлению пенсионного фонда РФ в ... ... об установлении размера среднемесячного заработка ...
Истец Макаров Н.И. в судебном заседании по основаниям, изложенным в иске, в полном объеме поддержал заявленные исковые требования об отмене решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в УПФ РФ в ... ... от ... г. ... и понуждении ответчика к проведению перерасчета трудовой пенсии с учетом справок отдела военного комиссариата ... по ... от ... г. ... и от ... г. ... с ... г.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ... ... по доверенности Колпакова Н.В. исковые требования Макарова Н.И. не признала и дала пояснения о том, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников. Истец Макаров Н.И. не подтвердил индивидуальный характер заработка, в связи с чем ему обоснованно отказано в перерасчете пенсии.
Представитель третьего лица военного комиссариата ... по доверенности Карамулина С.В. в судебном заседании выразила согласие с требованиями Макарова Н.И., считает обоснованным установление среднего заработка в спорный период, исходя из размеров окладов по воинским званиям и воинским должностям, установленных Министерством обороны СССР на ... г.г., так как первичные документы, подтверждающие индивидуальный характер заработка истца в указанный период не сохранились.
Представитель третьего лица отдела военного комиссариата ... по ...у в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не предоставлено, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется по нормам введенных с этой даты в действие Федеральных законов № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 30.3. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Судом установлено, что Макаров Н.И. является получателем пенсии за выслугу лет МО РФ, ... г. обратился в ГУ-Управление пенсионного фонда РФ с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) от заработка в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 30.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ (в редакции Закона № 213-ФЗ от 24.07.2009 г.).
При этом истец предоставил справки, выданные отделом военного комиссариата ... по ...у ... от ... г. и ... от ... г. ... В данных справках содержится расчет выплаченного Макарову Н.И. денежного довольствия за период с ... г. по ... г. на основании данных письма Главного финансово-экономического управления МО РФ от ... г., содержащего сведения о действовавших нормах денежного довольствия военнослужащих, проходивших военную службу, а именно оклады по воинским званиям за период с ... г. по ... г., оклады по воинским должностям с ... г. по ... г. и размеры процентных надбавок за выслугу лет к окладам ...
Решением Комиссии УПФ РФ в ... ... ... от ... г. Макарову Н.И. отказано в проведении перерасчета трудовой пенсии, поскольку Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ прямо и исчерпывающим образом определен порядок подтверждения среднемесячного заработка за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования – справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов, в связи с чем будет неправомерным установление среднего заработка на основании расчетных данных о денежном довольствии, произведенных военными комиссариатами с учетом личных дел и сведений Главного финансово-экономического управления МО РФ о должностных окладах по занимаемой должности, процентных надбавок за выслугу лет и т.д. ...
В статье 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» регулируется порядок назначения, перерасчета размеров трудовых пенсий.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 26 Перечня определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности: выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета; в том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов; в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в частности справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (статья 62).
Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 17).
Указанные положения закона не ставят в зависимость получение достойного пенсионного обеспечения в старости от надлежащего отношения работодателя к порядку ведения и хранения документов, поскольку Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Действующее законодательство не предусматривает какой-либо иной порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены.
При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда РФ были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704.
Данное письмо издано в связи с участившимися обращениями граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников.
В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в связи с чем необходимо устанавливать индивидуальных заработок, поскольку именно он подлежит компенсации конкретному лицу.
Никакие первичные документы, подтверждающие бы средний заработок Макарова Н.И. за период с ... г. по ... г., не сохранились, о чем свидетельствуют ответы из Центрального архива МО РФ, архива штаба ..., воинская часть ... в настоящее время отсутствует ... Какими-либо доказательствами индивидуального характера среднего заработка в спорный период истец Макаров Н.И. не располагает.
При этом также необходимо учитывать, что в письме Главного финансово-экономического Управления МО РФ от ... г., на основании которого отделом военного комиссариата ... произведен расчет среднего заработка Макарова Н.И., отсутствуют сведения о размерах оклада по званию за период ... г. по ... г. включительно, однако несмотря на это лица, выдавшие справки, приводят в расчетах размеры окладов по званию за период с ... г. по ... г., ссылаясь на указанное письмо.
Непосредственно сами приказы МО РФ, устанавливающие размеры окладов, не предоставлены, когда они вступили в силу и какой период действовали - не подтверждено.
Согласно послужного списка, имеющегося в личном деле Макарова Н.И., он с ... г. находился в должности заместителя командира по снабжению ... отдельного инженерно-саперного батальона ... общевойсковой армии, данная должность в справках, выданных истцу, приравнена к командиру роты, соответственно и оклад по званию берется в справке в размере ....
Затем с ... г. должность Макарова Н.И. – начальник снабжения горючим ... мотострелковой дивизии, данная должность также приравнена в справках к должности командира роты. Документов, подтверждающих указанные тождества, суду не предоставлено.
Кроме того, размеры окладов, приведенные Главным финансово-экономическим управлением МО РФ, отражают лишь средние данные по отрасли в целом и не отражают индивидуальный характер среднего заработка именно истца Макарова Н.И.
К числу допустимых доказательств по заявленному иску закон допускает оформленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению учетных документов, счета, ведомости, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод о заработке конкретного работника. Поскольку таковые истцом Макаровым Н.И. не предоставлены, то оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Пенсия Макарову Н.И. назначена, его право на пенсионное обеспечение не нарушено, для обращения же за перерасчетом пенсии необходимо предоставить предусмотренные законом документы, которые у истца отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Макарова Н.И. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в ... ... о признании решения недействительным, перерасчете трудовой пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья: Сенчукова Е.В.