О включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2010 года пос. Ленинский Ленинского района Тульской области

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Соколовой Т.И.,

с участием

истца Романовой Л.А.,

представителя ответчика по доверенности Коновой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1207/10 по иску Романовой Л.А. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Романова Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в ... о включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении и назначении трудовой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением, т.е. с ... г. л.д.6-10).

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что с ... г. работает .... ... г. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». ... г. истцу отказано в назначении пенсии, не включены в стаж периоды прохождения курсов усовершенствования квалификации с ... г. по ... г., с ... г. по ... с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. Считает действия ответчика незаконными, поскольку периоды работы в больницах всех наименований в должности медицинской сестры палатной (постовой) засчитываются в стаж работы в льготном исчислении. Прохождение курсов усовершенствования квалификации является обязательным условием продолжения трудовой деятельности. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Истец Романова Л.А. в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила включить в специальный стаж периоды прохождения ею курсов повышения квалификации с ... г. по ... г., с ... г. по ...., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. и назначить пенсию с момента обращения в территориальный отдел Пенсионного Фонда с заявлением о назначении пенсии, а именно с ... г. Дополнительно истец пояснила, что в льготном исчислении курсы повышения квалификации подлежат включении в специальный стаж, так как по существу приравниваются к периоду фактической работы.

Представитель ответчика ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в ... – по доверенности Конова Д.С. в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения о том, что постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года и ранее действующее законодательство не предусматривают возможность включения в специальный стаж, дающий право на назначение льготной песни, периода прохождения курсов повышения квалификации, в связи с чем истцу правомерно было отказано в назначении такой пенсии.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Романовой Л.А. частично по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью гражданина.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ » от 30.12.2008 года № 319-Ф3 сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Положения данной статьи реализуются через постановления Правительства РФ, утверждающие Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Судом установлено, что в период с ... г. по настоящее время истец Романова Л.А. работает в должности ... в учреждениях здравоохранения, дающих право на назначение льготной пенсии л.д.11-15).

... г. Романова Л.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в ... с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику, согласно п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением ГУ-УПФР ... от ... г. ... Романовой Л.А. отказано в назначении досрочной пенсии согласно п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. ввиду отсутствия у нее 25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Специальный стаж, принятый к зачету, составляет ... л.д.16-17).

При этом к зачету в специальный стаж не приняты периоды, когда застрахованное лицо не было занято на работе в соответствующих должностях и учреждения, а именно периоды усовершенствования квалификации с ... г. по ... г., с ... г. по ...., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г., поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от1 1.07.2002 г. № 516, а также ранее действовавшими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок исчисления выслуги лет работникам здравоохранения, не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной пенсии за особые условия труда.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Ранее действовавшее законодательство в периоды 1990 по 1999 г., а также за период до 2008 года не содержало и не содержит прямого запрета на включение периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной или иной медицинской деятельности.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пениях в РФ», утвержденными постановлением правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, оно предусматривает следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.

В п.1 указанного Типового положения закреплено, что образовательное учреждение повышения квалификации создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач (п.7 Типового положения в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 213).

27.06.1962 г. Международной организацией труда принята рекомендация № 117 «О профессиональном обучении», которая согласно п.1 применяется ко всем видам обучения, предназначаемого для подготовки или переподготовки к первоначальному поступлению на работу, к дальнейшей занятости или к продвижению по работе.

Предприятия, которые сами не в состоянии обеспечить для своих обучающихся все теоретические и практические знания, требуемые для какой-либо профессии, должны принимать меры с тем, чтобы этот пробел был восполнен в учебных заведениях, с освобождением от работы.

Обучающиеся лица, работающие на предприятиях и посещающие учебные заведения, согласно вышеизложенного порядка, должны с этой целью освобождаться от работы в рабочее время с сохранением заработной платы.

В рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974 г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться в периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав.

Генеральной конференцией Международной организации труда от 05.06.1974 г. были приняты Рекомендации «Об оплачиваемых учебных отпусках», положения которых действуют и в настоящее время, и они должны быть применимы к действующему законодательству.

В частности, в рекомендации термин «Оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

В п.21 рекомендаций указано, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться в периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и другие вытекающие из трудовых отношений прав на основе национального законодательства.

КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировал такие же права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

ТК РФ также устанавливает право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

В ст. 185 ТК РФ гарантировано, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Все спорные периоды обучения истца Романовой Л.А. на курсах повышения квалификации предоставлялись с сохранением заработной платы, из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, что ответчиком не оспаривается.

Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п.3 ст. 9 и п.2 ст. 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным ФЗ и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ). При этом законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для лиц, проходящих дополнительное профессиональное образование и для лиц, которые в тот же период занимались непосредственно трудовой деятельностью.

С учетом положений ст.ст. 6 (ч.2),15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность, связанную с непредсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорные периоды нахождения истца Романовой Л.А. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, все спорные периоды нахождения Романовой Л.А. на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, ныне действующим законодательством и международными рекомендациями в данной отрасли права периоды повышения квалификации как один из видом дополнительного профессионального образования должны учитываться при исчислении соответствующего специального стажа.

Прохождение повышения (усовершенствования) квалификации для Романовой Л.А., как медицинского работника, является ее должностной обязанностью.

Вместе с тем оснований для зачета периодов прохождения истцом курсов повышения квалификации в льготном исчислении не имеется.

В соответствии с правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г., и постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 г, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности в сельской местности и в поселке городского типа, один год работы засчитывается в указанный стаж как один год и 3 месяца.

Таким образом, в льготном исчислении рассчитывается лишь период фактической работы, когда работник непосредственно подвергается негативным факторам своей работы, дающим основание для зачета данной работы в льготном исчислении в качестве компенсации за особые условия труда.

В периоды же повышения квалификации работник сохраняет место работы, должность, среднюю заработную плату, что является основанием для зачета данных периодов в льготный стаж, однако не подвергается вредным условиям, связанным с фактическим выполнением работы, дающей основание для назначении пенсии ранее достижения общеустановленного возраста, что лишает работника права на исчисление данных периодов в льготном исчислении.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 118 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. В соответствии со ст. 23 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

С учетом включения периодов повышения квалификации – в общей сложности ... - в специальный стаж работы истца Романовой Л.А., а также с учетом специального стажа, принятого к зачету ответчиком – ..., то на ... г., то есть на момент обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии, специальный стаж истца составляет более необходимых 25 лет и именно с этой даты – ... г. ей должна быть назначена и выплачена пенсия.

Поскольку судом исковые требования Романовой Л.А. удовлетворены, то уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере ... рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Романовой Л.А. удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет Романовой Л.А. периоды прохождения курсов повышения квалификации с ... г. по ... г., с ... г. по ...., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. в календарном исчислении.

В удовлетворении исковых требований Романовой Л.А. о включении периодов прохождения курсов повышения квалификации в льготном исчислении отказать.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в ... назначить и выплатить Романовой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ... г. согласно подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... в пользу Романовой Л.А. государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение десяти дней с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Сенчукова Е.В.