2-2181/10; 16.12.2010г.; о признании ветераном труда



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2010 года пос. Ленинский Ленинского района Тульской области

Ленинский районный суд Тульской области в составе

председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Соколовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2181/10 по иску Короткова В.Е. к ГУ ... ...» о признании права на получение удостоверения «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

истец Коротков В.Е. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ ... ... ...» с требованиями о признании права на получение удостоверения «Ветеран труда», обязании ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда» л.д.7).

Исковые требования мотивированы тем, что Коротков В.Е. является пенсионером ... ... с ... г., то есть достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в связи с чем истец имеет право и на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 1,3,7 закона ТО от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», то есть имеет право на льготы, установленные для ветеранов труда. Награжден медалью ... Полагает, что реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии. В ... истец обратился в ГУ ... ...» с заявлением о признании ветераном труда, однако ответчиком было в этом отказано. Полагая, что данный отказ нарушает права истца, Коротков В.Е. обратился в суд с настоящим иском.

Истец Коротков В.Е. в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ... ... ...», представитель третьего лица ... ... в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в отсутствие данных участников процесса, а также в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 7 ФЗ от 12.01.1995г № 5-ФЗ (ред. от 18.07.2009г) «О ветеранах» - ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно п.4 ст. 7 вышеуказанного федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Из содержания статьи 1 Закона Тульской области от 28.02.2007г № 797-ЗТО (с изменениями от 07.10.08 г.) следует, что условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно части 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", выдается удостоверение "Ветеран труда" соответствующего образца.

... ... истцу Короткову В.Е. назначена пенсия ... л.д.12). Его выслуга в календарном исчислении составила ..., в льготном исчислении ... л.д.9,11). Таким образом, Коротков В.Е. имеет стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

Приказом Министра обороны РФ ... от ... г. Коротков В.Е. награжден медалью «... л.д.12), что является ведомственным знаком отличия в труде.

... г. Коротков В.Е. обратился в ГУ ... ...» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения, при этом предоставил все необходимые документы.

... г. ответчиком был выдан письменный отказ в выдаче удостоверения «Ветеран труда» л.д.8). Данный отказ мотивирован тем, что для присвоения звания «Ветеран труда» принимается во внимание трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, в частности, для мужчин – 25 лет. Военная служба, иная приравненная к ней служба засчитывается в страховой стаж в календарном исчислении. Общий трудовой стаж Короткова В.Е. составляет ..., что ниже требуемого для присвоения звания «Ветеран труда».

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

Однако по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 ФЗ «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.

Внеся Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменения в Федеральный закон "О ветеранах", которым регулируется и правовой статус ветеранов труда, федеральный законодатель определил для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, и новый правовой механизм их социальной защиты, предполагающий, что меры социальной поддержки для данной категории граждан, а также для граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Принимая такое решение, федеральный законодатель исходил из того, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации не могут действовать произвольно, а должны, как указано в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 12 июля 2006 года N 350-О).

Статьей 4 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению», к числу которых отнесены в том числе и сотрудники уголовно-исполнительной системы.

В ст. 2 указанного Федерального закона раскрыто определение «военнослужащий», сюда относятся в том числе и граждане, проходившие военную службу, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В ст. 5 ФЗ-166 предусмотрены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и пенсия за выслугу лет, которая назначается сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, к числу которых относится и истец ФИО2

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны, указанные в данной статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по выслуге лет в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, достижении установленной законом выслуги.

Назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Отсутствие у истца общего трудового стажа в размере ... в календарном исчислении не является основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда»

На дату обращения с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран труда» - Коротков В.Е. имел трудовой стаж, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет, был награжден ведомственным знаком отличия в труде, соответственно и имел право на присвоение звания «Ветеран труда».

На основании вышеизложенного, суд, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, считает необходимым исковые требования Короткова В.Е. удовлетворить в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку исковые требования Короткова В.Е. удовлетворены, то в его пользу с ответчика должны быть взысканы понесенные истцом Коротковым В.Е. судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Короткова В.Е. удовлетворить.

Признать за Коротковым В.Е. право на присвоение звания «Ветеран труда» с даты обращения с заявлением, то есть с ... г.

Обязать ГУ ... ... ...» выдать Короткову В.Е. удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с ГУ ... ... ...» в пользу Короткова В.Е. расходы по уплате госпошлины в размере ... рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Тульский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Сенчукова Е.В.