РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2010 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Фроловой Л.А.,
при секретаре Гулидовой И.И.,
с участием истца Огородникова В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1964/2010 по иску Огородникова Владимира Николаевича к Государственному учреждению ... «Управлению социальной защиты населения ...», Департаменту социального развития администрации ... о признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Огородников В.Н. обратился в суд с иском к указанным ответчикам и просил признать его право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электрическая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, обязать Государственное учреждение ... «Управление социальной защиты населения ...», назначить ему как ветерану труда с ... года ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату юридической помощи в сумме 1500 рублей и госпошлины в размере 200 рублей.
Свои требования истец мотивировал тем, что он является пенсионером органов внутренних дел со ... года, с ... года имеет удостоверение «Ветеран труда». В соответствии с Законом ТО №493 от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», которым предусмотрено право ветеранов труда и приравненных к ним граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, по ежемесячной денежной выплате. 27 февраля 2010 г. он обратился в Ленинский комитет социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему вышеуказанных мер социальной поддержки, но получил отказ.
... года Огородников В.Н. уточнил заявленные требования и просил признать его право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электрическая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, обязать Государственное учреждение ... «Управление социальной защиты населения ...», назначить ему как ветерану труда с ... года ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет, так как к ответчику указанному в иске с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки он обратился только ... г. Требования о взыскании судебных расходов не указал.
Истец Огородников В.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал от взыскания судебных расходов на оплату госпошлины в размере 200 рублей и оказание юридической помощи в сумме 1500 рублей отказался.
Представитель ответчика Государственного учреждения ... «Управление социальной защиты населения ...» ФИО2, действующая по доверенности от ... года, в судебном заседании не участвовала, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Из ранее представленных письменных возражений ответчика следует, что
Отказ в предоставлении мер социальной поддержки как « Ветерану труда» предоставил Ленинский комитет социальной защиты населения департамента социального развития .... Данная организация находится на стадии ликвидации, о чем было опубликовано объявление в журнале « Вестник государственной регистрации» № 8 от 03.03.2010 года. Все претензии к ликвидируемой организации предъявляются в течение 3-х месяцев с момента публикации объявления, то есть до ... года. Следовательно, у Огородникова прошел срок предъявления иска в комитету.
Из письменного отказа Государственного учреждения ... «Управление социальной защиты населения ...» Огородникову В.Н. от ... года следует, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данный факт подтверждается постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 г. № 339 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей ...». Огородников в органы социальной защиты обратился ... года. Для реализации мер социальной поддержки данных категорий граждан был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей ...». На основании указанного закона меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». На основании ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Поэтому определённые законом меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. В соответствии со ст. 7 Закона ТО № 493-ЗТО ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией ... ежемесячная денежная выплата. В результате изменений, внесённых в действующее законодательство ФЗ № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом. В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права – право на предоставление отдельных льгот – в право на предоставление денежной выплаты при сохранении отдельных натуральных льгот. При этом, круг лиц-участников правоотношений остался прежним. Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 ФЗ от 12.01.1995г № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 08.08.2001г № 124-ФЗ) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст.3, 7 Закона ТО от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, в связи с чем субъективный состав и объём правоотношений остались прежними. В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги льготного обслуживания на территории Тульской области с 1 февраля 2005 года введен единый месячный льготный проездной билет в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 29 марта 2008 года № 160 «О внесении изменений в постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области». Одна из мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата выделена в Законе Тульской области № 493-ЗТО в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако, нельзя руководствоваться ст. 7 без учёта ст. 3 данного закона области, поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст.7 в совокупности со ст.3 Закона Т.О. № 493-ЗТО должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ. Правовых оснований для выплаты ежемесячной денежной выплаты и приобретение единого месячного льготного проездного билета лицам, имеющим удостоверение «Ветеран труда», но не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не усматривается. Принимая во внимание конкретные обстоятельства, категорию и сложность рассмотренного дела, просит освободить от возмещения расходов по оплате госпошлины.
Представитель ответчика департамента социального развития ... в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Департамента социального развития ....
Суд, выслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Судом установлено, что Огородников В.Н. является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел РФ со ... года и признан ветераном труда на основании удостоверения ..., выданного ... года, и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах».
... года Огородников В.Н. обратился в ГУ ... Управление социальной защиты населения ... с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной выплаты и получении справки на льготный проездной билет.
... года истцом был получен письменный отказ в предоставлении вышеуказанных мер, поскольку он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Суд считает незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки Огородникову В.Н. по следующим основаниям.
Согласно п.ж ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание « Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьёй которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В силу ст.3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50% коммунальных услуг.
Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Ст. 7 указанного Закона говорит о том, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.
Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 введён на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст. 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по государственному пенсионному обеспечению назначаются в том числе и пенсии за выслугу лет.
Ст.8 указанного закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет военнослужащим назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правовой анализ ст. 27 п.1 и ст.2, 4, 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров с 01.01.2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным законом.
В настоящее время на истца распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» согласно которому, право на пенсию имеют военнослужащие, а назначается она в порядке и по нормам ( статьи 1,2), предусмотренным Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин, поэтому ответчиком неправильно применены правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, а ссылка на то, что у истца не выполняется требуемое в законе Тульской области условие – достижение возраста 60 лет, является неправомерной.
Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Кроме того, как ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.
Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет. В месте с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, достижении установленной законом выслуги.
Применительно к проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то она достигла возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии со ст. 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, а следовательно, истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 1,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также на получение единого месячного льготного проездного билета.
В соответствии с п.п.15 п.6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утверждённого постановлением Администрации Тульской области от 20.11.2006 года № 579 «Об утверждении положения о Департаменте социального развития Тульской области» департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесённых ими в связи с предоставлением данных услуг.
Судебные расходы в виде оплаченной истцом при подаче иска госпошлины подлежат взысканию с ответчика в соответствии со ст. ст.88,94, 98 ГПК РФ, согласно представленных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Огородникова Владимира Николаевича удовлетворить.
Признать за Огородниковым Владимиром Николаевием, как ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки.
Признать за Огородниковым Владимиром Николаевичем право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с ... года.
Обязать Государственное учреждение ... « Управление социальной защиты населения ...» назначить Огородникову Владимиру Николаевичу, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с ... года и выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного проездного билета.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский суд в течение 10 дней.
Председательствующий Л.А.Фролова