2-151/11 08.02.2011 О признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2011 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Илюшкиной О.Ю.,

при секретаре Милехине И.И.

с участием представителя ответчика ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-151/2011 по исковому заявлению Григорович Александра Анатольевича к государственному учреждению ... «Управление социальной защиты населения ...», департаменту социального развития ... о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании назначения ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Григорович А.А. обратился в суд с иском к ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...», департаменту социального развития ... о признании права на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации и получении справки на льготный проездной билет, обязании назначить ему ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет, признании права на получение мер социальной поддержки по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 % коммунальных услуг: по водоснабжению, водоотведению, вывозу бытовых и других отходов, газа, электрической и тепловой энергии в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, обязании назначить ему ежемесячную денежную выплату с ... года.

Свои требования истец мотивировал тем, что он не только достиг возраста, дающего право на пенсию, но уже является пенсионером Министерства обороны с ... года, но только не по возрасту, о чем говориться в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а по выслуге лет, в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», именно под действие которого подпадают военнослужащие, кем был до вышеупомянутой даты и он. Имеет удостоверение «Ветеран труда». Полагает, что имеет право на льготы, установленные для ветеранов труда, а именно на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также ежемесячной денежной выплаты и получение справки на льготный проездной билет. ... года он обратился в с заявлением в ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» о предоставлении ему мер социальной поддержки и выплате денежной компенсации, но получил отказ.

Истец Григорович А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика государственного учреждения ... «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования Григорович А.А. не признала и пояснила, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ... года, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данный факт также подтверждается постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 № 339 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области» п. 7 а) ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "0 государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "0 трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Григорович А.А. в органы социальной защиты обратился ... года, то есть после ... года.

В вышеназванном постановлении администрации Тульской области дается перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление государственной услуги (предоставление ЕДВ), в который входят: Конституция РФ; Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "0 ветеранах", Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "0 трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", закон Тульской области о бюджете области на соответствующий год; постановление администрации Тульской области от 12.01.2005 N 7 "Об утверждении Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", постановление администрации Тульской области от 15.03.2005 N 201 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области". Для реализации мер социальной поддержки данных категорий граждан был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». На основании вышеназванного закона области, меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». На основании статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Поэтому определенные законом области меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122 — ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом. Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 08.08.2001 № 124-ФЗ) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО, в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 01.01.2005, так и после указанной даты). В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги льготного транспортного обслуживания на территории Тульской области с 1 февраля 2005 года введен единый месячный льготный проездной билет в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 29 марта 2008 года № 160 «О внесении изменений в постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области». Одна из мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) - выделена в Законе Тульской области № 493-ЗТО в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться статьей 7 без учета статьи 3 данного закона области, поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со статьей 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО, должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Таким образом, правовых оснований для выплаты ежемесячной денежной выплаты и приобретение единого месячного льготного проездного билета лицам, имеющим удостоверение «Ветеран труда», но не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не усматривается. Кроме того, в соответствии со статьей 333-36 Налогового кодекса РФ просит освободить учреждение от уплаты госпошлины, так как является государственным органом и выступает в защиту государственных и общественных интересов.

Представитель ответчика департамента социального развития ... в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление Григорович А.А., в соответствии с которым просили в иске ему отказать и рассмотреть дело без их участия.

Суд, с учётом мнения ответчика ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...», на основании ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика департамента социального развития ....

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования Григорович А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Григорович А.А. является пенсионером Министерства обороны с ... года на основании Закона РФ от 12.02.1993г № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст. 7 ФЗ РФ от 12.01.1995г № 5 ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда» л.д.9,10,11).

... года Григорович А.А. обратился в ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» с заявлением по вопросу предоставления мер социальной поддержки.

... года истец получил письменный отказ в предоставлении вышеуказанных мер, поскольку правовых оснований для выплаты ежемесячной денежной выплаты, предоставления мер социальной поддержки и приобретения единого месячного льготного проездного билета лицам, имеющим удостоверение «Ветеран труда», но не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не усматривается. При достижении возраста 60 лет он может обратиться в ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» для назначения вышеуказанной выплаты, предоставлением ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги и за предоставлением справки на приобретение льготного проездного билета л.д.7-8).

Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьёй которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В силу ст.3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является: предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50% коммунальных услуг.

Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Ст. 7 указанного Закона говорит о том, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.

Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 введён на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей производится на основании специальных законов – ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Правовой анализ ст. 27 п.1 и ст.2, 4, 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров (в том числе «военным») с 01.01.2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным законом.

В настоящее время на истца распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому, право на пенсию имеют военнослужащие, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.12.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин, поэтому ответчиком неправильно применены правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, а ссылка на то, что у истца не выполняется требуемое в законе Тульской области условие – достижение возраста 60 лет, является неправомерной.

Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Кроме того, как ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет. В месте с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, достижении установленной законом выслуги.

Применительно к проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии со ст. 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, и следовательно, истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 1,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также на получение единого месячного льготного проездного билета.

В соответствии с п.п.15 п.6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утверждённого постановлением Администрации Тульской области от 20.11.2006 года № 579 «Об утверждении положения о Департаменте социального развития Тульской области» департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесённых ими в связи с предоставлением данных услуг.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Григорович Александра Анатольевича удовлетворить.

Признать за Григорович Александром Анатольевичем право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации и получении справки на льготный проездной билет.

Признать за Григорович Александром Анатольевичем право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Обязать государственное учреждение ... «Управление социальной защиты населения ...» назначить Григорович Александру Анатольевичу ежемесячную денежную выплату со дня его обращения за назначением данной выплаты, а именно с ... года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский суд в течение 10 дней.

Председательствующий: О.Ю.Илюшкина