Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2011 года пос. Ленинский Ленинского района Тульской области
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Ивановой Е.И.,
с участием
помощника Тульского природоохранного прокурора Дробышевой И.В.,
представителя ответчика ...
представителя третьего лица ... по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-77/11 по иску Тульского природоохранного прокурора к ... ... ... о признании бездействия незаконным, организации очистки сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Тульский природоохранный прокурор обратился в Ленинский районный суд Тульской области с исковыми требованиями к ответчику ... ... признать бездействие ... ... ..., выразившееся в неорганизации водоотведения на территории ..., незаконным, и обязать ... ... организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории ... и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) л.д.6-8).
Исковые требования мотивированы тем, что очистные сооружения ... находятся в неудовлетворительном состоянии, не функционируют, что не позволяет осуществлять очистку сточных вод. Ни в какую организацию для обслуживания очистные сооружения не переданы. Сточные воды без очистки поступают на рельеф местности, что может явиться источником загрязнения поверхностных и подземных вод. Обязанность по организации работы по сбросу сточных вод на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, однако ... свои полномочия надлежащим образом не осуществляет.
В ходе судебного разбирательства помощник Тульского природоохранного прокурора Дробышева И.В. в судебном заседании в полном объеме поддержала предъявленные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске.
... в судебном заседании выразила согласие с заявленными требованиями. При этом пояснила, что ею в течение длительного времени принимаются меры по организации водоотведения в ..., однако на ее письменные обращения в различные органы положительных ответов не получено. Восстановление старой системы очистки сточных вод невозможно ввиду ее разрушения, необходимо строительство новых очистных сооружений и иных объектов канализации, однако собственных денежных средств в бюджете ... на эти цели недостаточно, иные источники для их получения отсутствуют, принять данный объект в какую-либо целевую программу отказано.
Представитель третьего лица ... ... по доверенности ФИО4 просила в удовлетворении исковых требований Тульского природоохранного прокурора оказать, мотивируя тем, что органами местного самоуправления принимаются и далее будут приниматься самостоятельные меры по организации водоотведения в ..., для осуществления этих мер решения суда не требуется.
Представитель третьего лица ООО «...» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не предоставлено, в связи с чем дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя ООО «...».
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В ст. 8 данного закона регламентировано, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания.
В ст. 42 Конституции РФ также предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, наряду с прочими, поверхностные и подземные воды.
На основании п.1 ч.2 ст. 39 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии с п.1 ч.6 ст. 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Часть 2 статьи 39 указанного Закона определяет, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами охраны окружающей среды.
Судом установлено, что объекты системы водоотведения, в том числе и очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., ..., не являются собственностью ..., находятся в неудовлетворительном состоянии.
... проведено обследование территории жилой застройки в ... .... В ходе обследования установлено, что канализационные очистные сооружения в ... находятся в полуразрушенном состоянии и не могут осуществлять своих технических функций. Хозяйственно-бытовые сточные воды от жилых домов поступают в канализационную сеть, на канализационные очистные сооружения не поступают. Хозяйственно-бытовые сточные воды из последнего канализационного колодца канализационной сети, расположенного приблизительно в 100 м. от жилой застройки и приблизительно в двух километрах от ..., поступают на рельеф местности, затем протекают под автомобильной и железными дорогами и растекаются по территории .... Таким образом, имеет место сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности л.д.10).
В соответствии с договором на техническое обслуживание муниципального имущества от ... г. ..., заключенным между ... ... и ООО «...», последний осуществляет техническое обслуживание канализационных сетей общей протяженностью ... км., расположенных в ... ... л.д.23-25).
... Т.П. в судебном заседании пояснила, что канализационные сети и иные объекты водоотведения в ... фактически в ... собственность не приняты, указание в договоре о том, что канализационные сети находятся в собственности ..., не соответствует действительности и сделано лишь с целью возможности заключения договора на их техническое обслуживание.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст. 14 к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения водоснабжения населения и водоотведение.
Указанный закон в ст. 6 к ведению органов местного самоуправления относит вопросы регулирования использования водных объектов местного значения; организация, содержание и развитие муниципального водоснабжения и канализации; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образовании.
Согласно ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных поселений может находиться соответствующее имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.
Судом установлено, что очистные сооружения, система канализации и КНС в ... в ... собственность не приняты, ..., система водоотведения разрушается, очистные сооружения разрушены практически полностью.
ФЗ-131 к ведению органов местного самоуправления относит вопросы регулирования использования водных объектов местного значения; организации, содержания и развития водоснабжения и канализации; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования (ст. 6).
Полномочия органов местного самоуправления устанавливать нормативы воздействия на системы коммунального водоснабжения и канализации вытекают из прав и обязанностей собственника на эти объекты, а также из полномочий органов местного самоуправления на регулирование использования водных объектов местного значения, а также организацию, содержание и развитие муниципальных водоснабжения и канализации и участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
Отсутствие необходимых для организации водоотведения денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Необходимо учитывать, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе и полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.
Системы коммунального водоснабжения являются важнейшими системами жизнеобеспечения и предназначены в первую очередь для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
При установленных судом обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления – ... ... своих полномочий по организации водоотведения ведет к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку хозяйственно-бытовые сточные воды в ... ... без какой-либо очистки сбрасываются от жилых домов на рельеф местности, что также может привести к еще более худшим последствиям.
Бездействие ... ... по неорганизации водоотведения нарушает ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ "водоотведение"- технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Водный Кодекс РФ определяет понятие сточные воды как воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В постановлении Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации "сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Доводы представителя третьего лица ... о том, что обязанность по организации водоотведения возложена на ... в силу закона и решение суда для исполнения данных полномочий не требуется, суд находит несостоятельными, поскольку неисполнение полномочий ответчиком ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и требует судебной защиты.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что работы по организации водоотведения связаны с привлечением денежных средств, проведением необходимых фактических работ, необходимостью проведения предварительной подготовки по составлению технической, проектной документации, сметы, суд считает необходимым установить срок в ... месяца для исполнения настоящего решения, при этом суд учитывает и общественную значимость существующей проблемы по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод в ... ..., которая затрагивает интересы неопределенного круга лиц, являющихся жителями данного поселка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. Тульского природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ... ... ... по неорганизации водоотведения на территории ... ... ....
Обязать ... ... в течение ... месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории ... ... и их обезвреживание, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья: Сенчукова Е.В.