Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2011 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гудковой О.Н.,
при секретаре Татаренковой А.С.,
с участием заместителя прокурора Ленинского района Тульской области Байбиковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-283/2011 по иску прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «...» об обязании проведения перерасчета, зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, и обязании не применять при начислении платы формул №4 и № 9,
у с т а н о в и л :
прокурор Ленинского района Тульской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «...» об обязании проведения перерасчета, зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей и не применении при начислении платы за электроэнергию формул № 4 и № 9 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг граждан.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района Тульской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства ОАО «...» при начислении платы за потребленную электроэнергию. В муниципальном образовании ... управление многоквартирными домами осуществляет ОАО «...». Согласно действующему жилищному законодательству ОАО «...» заключило договоры управления многоквартирными домами, расположенных по адресам: .... Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. В ходе проверки установлено, что ОАО «...» для учета электроэнергии, идущей на общедомовые нужды, а также для определения потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях с ... года, а по адресу: пос. ..., ..., ... с ... года, производит расчет с населением за потребленную электроэнергию по п. 23 вышеуказанных Правил, так как, по их мнению, данные дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета. Для оплаты услуги электроснабжения ОАО «...» общий объем электрической энергии, определенный по показаниям прибора учета, распределяет только между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, подтвердившими показания по индивидуальным приборам учета, пропорционально показаниям квартирных счетчиков. В результате такого расчета граждане оплачивают фактически не потребленные объемы электроэнергии. Таким образом, использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей, возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома, либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Однако приборы учета, из показаний которых ведется исчисление платы за потребленную электроэнергию жителям данных домов установлены на трансформаторных подстанциях, то есть не на внешней границе стены многоквартирных домов и не входят в состав общего имущества домов. В силу изложенного, прибор учета электроэнергии, показания которого использует ОАО «...» как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии не входит в состав общего имущества собственников домов, в связи, с чем его показания не могут быть положены в основу исчисления размера платы за электрическую энергию с использованием показаний общедомового прибора учета. Таким образом, производимые расчеты ОАО «...», в отношении потребителей, жилые помещения которых оборудованы ИПУ, по п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, по формуле 9, является необоснованным и незаконным. Начисление платы за потребленную электроэнергию должно производиться для жителей вышеуказанных домов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно п.16 раздела 3 Правил № 307, а жителям, жилые помещения которых не оборудованы ИПУ – по п.п.б п.19 раздела 3 данных Правил. Выявленные нарушения требований жилищного законодательства являются недопустимыми, поскольку нарушают права собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, управляемых ОАО «...».
... года Ленинским районным судом рассмотрено аналогичное заявление прокурора района, которым исковые требования удовлетворены, и решение вступило в законную силу ... года.
Указанным решением суда ОАО «...» было обязано произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению данных в домах, перерасчет платы за электроэнергию:
- жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,
- жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Однако ОАО «...», несмотря на решение суда, продолжает с ... года применять к жителям всех домов, а к жителям ... по ... ... с ... года, формулы №4 и № 9 при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению, проживающим в названных выше домах гражданам, в зависимости от наличия или отсутствия ИПУ до настоящего времени.
На основании изложенного просят суд обязать ответчика произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в данных домах, перерасчет платы за электроэнергию с ... года ежемесячно в размере ... от начисленной ежемесячно суммы платы за услугу электроснабжение.
Обязать ОАО «...» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов формулы ..., ... п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 до момента оборудования домов приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим жилищным законодательством.
... года прокурором Ленинского района Тульской области было подано уточненное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, согласно которого просит суд обязать ответчика произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по адресам: ... перерасчет платы за электроэнергию с ... года, а потребителям в ... по ... ... с ... года:
-жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных ФИО15 Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307;
-жилые помещения в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307.
Обязать ОАО «...» в дальнейшем зачесть излишне уплаченные суммы за электроснабжение на будущий период.
В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора Ленинского района Байбикова С.В. поддержала доводы, изложенные в исковом и уточненном заявлениях, дала суду пояснения аналогичные указанным в нем, и просила удовлетворить требования о проведении перерасчета в зависимости от наличия или отсутствия ИПУ с ... года, а по адресу: пос. ..., ..., ... с ... года, зачесть излишне уплаченные суммы за электроснабжение на будущий период, и обязать не применять при начислении платы формулы № 4, № 9 п.23 Правил №307 до момента оборудования домов приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим жилищным законодательством, в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ОАО «...» неправомерно применяется формула 9 указанная в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, поскольку граждане жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, должны производить оплату за потребленную электроэнергию по п.16 раздела 3 данного Постановления, а граждане жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, производить оплату по п.п.б п.19 раздела 3 Постановления. Установленные на внешней границе домов приборы учета не являются общедомовыми, поскольку не принадлежат на праве собственности собственникам помещений. Документации, подтверждающей, что это общее имущество собственников, ответчиком не предоставлено. Расчеты, проводимые ОАО «...» незаконны, поскольку в соответствии с ними лицам, которые своевременно не предоставили сведения о потребленной электроэнергии или вообще не предоставили сведения, ответчик не производит начисление за электроэнергию, что отражается на увеличении платы других добросовестных потребителей. При начислении платы за электроэнергию ОАО «...» учитывает показатели за пользование местами общего пользования, которые не являются жилыми помещениями, а в соответствии с формулой № 9 размер платы определяется исключительно в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного общедомовыми приборами учета. В связи, с чем данная формула расчета не может применяться для определения размера платы за электроэнергию в местах общего пользования. Применением данных формул нарушаются права граждан, поскольку они должны оплачивать за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета. Отдельные счетчики электроэнергии на места общего пользования – подъезды - не установлены. Общедомовый прибор учета фиксирует объем потребленной электроэнергии с учетом освещения мест общего пользования, где приборы учета отсутствуют. Также при начислении платы за потребленную электроэнергию по нормативам ответчиком не учитывается фактическое количество лиц проживающих в квартирах, что также сказывается на правах граждан, которые производят оплату по ИПУ, поскольку именно на них возлагается оплата за лиц, которые фактически проживают в квартирах не оборудованных ИПУ, но не предоставляют сведения об этом.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ОАО «...» по доверенности ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг согласно Постановлению администрации Тульской области от 22 августа 2008 г. N 483 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии приборов учета». Согласно п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам. Подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 установлена формула 9, которая учитывает объем (количество) коммунального ресурса (электроэнергия), фактически потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета. Расходы электрической энергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, учитываются в вышеуказанной формуле 9 в виде коэффициента. Лицам, у которых не имеется индивидуальных приборов учета, ими производятся начисления ежемесячно за места общего пользования по формуле 3 Постановления № 307, а 1 раз в квартал производят корректировку размера платы в соответствии с формулой 4. При начислении платы за электроэнергию лицам жилые помещения, которых не оборудованы ИПУ, производится без учета количества фактически проживающих лиц, поскольку они такими сведениями не располагают. При применении формулы № 9 места общего пользования также учитываются. Таким образом, при расчете размера платы за электроснабжение учитываются не только объемы электроснабжения согласно показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в жилом помещении, но и потери электроэнергии во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также количество электрической энергии необходимой для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, объем (количество) электрической энергии, поданных в многоквартирный дом, определяется ОАО «... ...», как исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение», на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (внутридомовых электрических сетей). Расчет размера платы жителям за потребленную электроэнергию, проживающих в домах в которых установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, производится на основании счетов-фактур предъявляемых ОАО «...» ОАО «...». Счетчики, фиксирующие объем потребленной энергии в местах общего пользования, в многоквартирных домах не установлены. Считает, что расчеты ими проводятся в соответствии с действующим законодательством.
... года Ленинским районным судом рассмотрено аналогичное заявление прокурора Ленинского района Тульской области, которым ОАО «...» было обязано произвести перерасчет и зачесть излишне уплаченные суммы в счет будущих платежей, что ими и было сделано. Однако начиная с ... года и по настоящее время, ими производились расчеты по тем же формулам, что и ранее.
... года ОАО «...» перезаключила договора управления многоквартирными домами: ... в п.11.23 которого указано, что «все коллективные приборы учета (электроэнергии, воды, тепла и т.д.), установленные в многоквартирном доме до подписания настоящего договора, либо которые будут установлены после подписания настоящего договора - являются общедомовыми и используются для расчета коммунальных услуг». Данные договора подписаны сторонами. Однако в данных договорах сведений о типе и показаниях общедомового счетчика не имеются. В удовлетворении требований просил отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «...» по доверенности ФИО5 поддержал доводы представителя ФИО4, дополнительно пояснил, что плата за электроэнергию по коллективному (общедомовому) прибору учета рассчитывается согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307. Данный прибор определяет общее количество потребляемого ресурса. Коллективные (общедомовые) приборы учета собственникам жилых помещений не принадлежат. Факта передачи данных приборов учета собственникам не было. Техническая инвентаризация многоквартирных домов с учетом коллективных (общедомовых) приборов учета не производилась. ОАО «...» выступает покупателем электрической энергии у ОАО «...». Ответчик не использует электроэнергию в своих личных или производственных целях, а передает деньги от собственников жилых помещений в ОАО «...» транзитом, не получая при этом прибыли. В удовлетворении требований просил отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «...» по доверенности ФИО6 пояснила, что расчеты потребленной жителями домов электрической энергии проводятся в соответствие с Правилами утвержденными Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года. Объем потребленной электрической энергии учитывается с местами общего пользования. Расчет размера платы жителями производится на основании счетов-фактур, которые предъявляет ОАО «...» к ОАО «...». В данных счетах отражается объем электроэнергии, потребленной жителями дома за минусом потерь от места установки общедомового прибора учета до границы балансовой принадлежности.
По состоянию на ...г. во всех спорных многоквартирных домах счетчики установлены внутри дома, за исключение д. ... по ... в ..., где счетчики установлены на подстанции.
Пунктом 19 п.п.б Правил определено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжении в соответствии с п.п.3 п.1 приложения №2 Правил (формула 3). При этом исполнитель производит 1 раз в квартал корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с п.п.4 п.1 приложения №2 Правил (формула 4). В силу п.23 п.п.а Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения в соответствии с п.п.1 п.3 Приложения №2 Правил (формула 9).
Действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления и оплаты коммунальных услуг, определило зависимость расчетов по коммунальным платежам от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, которым может быть оборудован многоквартирный дом.
На основании действующего Постановления № 307 в случае не выставления показаний индивидуального счетчика, общая сумма потребления раскладывается на всех потребителей. Однако корректировка проводится в отношении только нормативщиков, а индивидуальщикам сумма их переплат не возвращается. В случае потребления нормативщиком большего количества электроэнергии, то данное количество раскладывается на всех жильцов. В случае не предоставления гражданином сведений о потребленной им электроэнергии, то расчет производится с учетом количества зарегистрированных лиц и установленной нормы потребления, поскольку сведения о лицах фактически проживающих в квартирах, в которых отсутствуют ИПУ, у них не имеется. Расчет по поставке электроэнергии в дом ... по ... в ... производиться с ...г. Данные по счетчикам, установленным на границе балансовой принадлежности, являются данными для расчета между ОАО «...» и ОАО «...», и именно данные сведения берутся ими для расчета с гражданами. После решения суда, состоявшегося ...г. ими начисления гражданам производились по тем же формулам, что и ранее, но за период до ... года произведен перерасчет. Просила суд в иске прокурору отказать.
Представитель третьего лица ОАО «...» по доверенности ФИО7 пояснила, что иск прокурора обоснован, поскольку действительно ОАО «...» нарушает права граждан. Дополнительно пояснила, что в договоре должен указываться конкретный прибор учета, по которому будут вестись расчеты и его показатели при установке. Сведения об общедомовом имуществе должны быть внесены в технический паспорт дома. ОАО «...» заключило договора с ОАО «...» от ...г. и ... г. на поставку последнему электроэнергии по установленной цене для предоставления ее потребителю. Расчет с ОАО «...» производится с учетом объема потребленной электроэнергии. В случае образования задолженности по электроэнергии, данная задолженность будет взыскиваться с ОАО «...». Данные по счетчикам, установленным на границе балансовой принадлежности, являются данными для расчета между ними и ОАО «...», но не для расчета с гражданами. Какие сведения берутся для расчета ОАО «...» с жильцами, она не знает. Просит рассмотреть исковые требования прокурора на основании норм действующего законодательства.
Представитель третьего лица ОАО «...» по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явился. О дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в срок достаточный для явки в суд и подготовки к судебному разбирательству. Сведений об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ОАО «...».
Ранее допрошенный в судебном заседании в присутствии сторон представитель третьего лица ОАО «...» по доверенности ФИО8 пояснил, что между ОАО «...» и ОАО «...» заключены договора на снабжение электрической энергией. Данные договора регулирует отношения между вышеуказанными организациями и не регулирует отношения между ОАО «...» и гражданами, проживающими в домах, которыми ОАО управляет. Полагал, что позиция, выбранная ОАО «...», о том, что они производят расчеты по 9-й формуле, является неверной, поскольку часть приборов учета, которые установлены на подстанции, и являются коммерческими приборами учета, а не общедомовыми. Приборы учета электроэнергии, установленные на стенах домов, так же нельзя считать общедомовыми приборами учета электроэнергии, так как они не принадлежат собственникам жилья. Счетчик является общедомовым имуществом и должен стоять на балансе ОАО «...». На счетчики, которые были установлены ООО «...» должен быть акт ввода в эксплуатацию и сведения о нем должны быть внесены в данные технического паспорта на дом, как общее имущество жителей. В связи с этим, расчеты потребленной электроэнергии у жильцов, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета должны производиться по показаниям этих приборов, а у жильцов, квартиры которых не оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии - по нормативам. ОАО «...» при расчете за потребленную жильцами электроэнергию применяет 9 формулу и производит расчет за потребление электроэнергии, на основании общедомовых приборов учета, что является незаконным. В случае не отражения гражданином количества потребляемой электроэнергии, эта задолженность раскладывается на добросовестных пользователей. При проведении начислений лицам, которые оплачивают электроэнергию по нормативам, ответчиком фактическое количество проживающих лиц в данных жилых помещения не учитывается, а сумма превышающая оплату по нормативу распределяется между лицам, добросовестно оплачивающих потребленное количество электроэнергии по ИПУ. Корректировка лицам жилые помещения, которых оборудованы ИПУ не производится, и излишне уплаченные суммы не возвращаются. Просил рассмотреть исковые требования прокурора на основании норм действующего законодательства.
Суд, выслушав объяснения сторон, пояснения свидетелей, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг (п.10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.11).
В силу ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги (п.3). Также согласно ч.2 данной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги (п.2).
Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ст. 155 ч.4 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч.7 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ст. 161 ч. 2 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией (п.3). Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (ч.4 ст. 161 ЖК РФ).
По результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенных на территории администраций муниципальных образований ... ... в домах, расположенных по адресам: ... была выбрана ОАО «...», с которой собственниками помещений многоквартирных домов были заключены договора управления многоквартирными домами.
Из устава ОАО «...» следует, что оно вправе вступать в договорные отношения с собственниками жилых посещений на управление многоквартирным домом, вступать в договорные отношения с электро-, тепло-, газо -, водоснабжающими организациями на покупку ресурсов для предоставления коммунальных услуг гражданам ( п.2.2).
На основании договоров управления многоквартирным домом ОАО «...» является управляющей организацией 26 многоквартирных домов, расположенных на территории ... ...: ...
Данные договора на момент рассмотрения дела в суде никем не оспорены.
Согласно п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Между ОАО «...» - гарантирующим поставщиком и ОАО «...» - покупателем – исполнителем коммунальных услуг заключены договора на снабжение электрической энергией ... года ... и ... года ....
Согласно данным договорам гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых покупателю для исполнения функции исполнителя коммунальных услуг, а покупатель обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию и оказанные услуги (п.1.1 Договоров).
Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в госреестр средств измерений (п.3.1 Договора ... и п.4.1 Договора ...).
Места установки расчетных приборов учета электроэнергии с указанием: типа прибора, класса точности, номера электросчетчика, коэффициента трансформации ТТ, первоначальные показания электросчетчика (на момент установки) присоединительная мощность электроприемников, подключенных к каждому электросчетчику, приведены в приложении в Договору (п.3.2Договора ... ... и п.4.2 Договора ...).
Количество электроэнергии, потребленной Покупателем по договору, определяется как разница между объемом электроэнергии, поступившим в точки поставки Покупателем на вводах в многоквартирные дома (подтвержденным для каждой точки поставки Покупателя надлежащим образом оформленными актами снятия показаний общедомовых расчетных приборов учета) и полезным отпуском электроэнергии прочим покупателям гарантирующего поставщика (подтвержденным для каждой точки поставки этих покупателей надлежащим образом оформленными актами снятия показаний индивидуальных приборов учета) (п.3.6 Договора ... ... и п.4.6 Договора ...).
Если расчетный прибор учета расположен не на границе эксплуатационной ответственности электросетей и энергопринимающего оборудования Покупателя, объем отпущенной Покупателю электроэнергии корректируется на величину расчетных потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от точки поставки Покупателя на границе эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета рассчитанных владельцем электросетей (ТСО) и согласованных Покупателем, которая пересматривается по заявлению одной из указанных сторон (п.3.7 Договора ... ...
Согласно актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон подписанного ОАО «...» - «Сетевая организация» и ОАО «...» - «Исполнитель коммунальных услуг» определена граница эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживания электроустановок по объектам, а также зафиксировано, что средства учета электрической энергии отпускаемой гарантирующим поставщиком покупателю установлены не на границе балансовой принадлежности, а на трансформаторных подстанциях и находятся на балансе сетевой организации «Сетевой организации».
Данные договора на момент рассмотрения дела в суде никем из сторон не оспорены.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что ОАО «Управляющая компания по ЖКУ», как управляющая многоквартирными домами организация, производит начисления по коммунальной услуге – электроснабжению и выставляет соответствующие счета к оплате потребителям коммунальной услуги.
Согласно пояснений представителя ответчика ОАО «...» они при определении платы за коммунальные услуги по электроснабжению в отношении граждан жилые помещении которых оборудованы индивидуальными приборами учета, не зависимо от места нахождения коллективного (общедомового) прибора учета – на трансформаторной подстанции или на стене дома - границе эксплуатационной ответственности сторон, применяю формулу 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Ими при начислении платы по многоквартирным домам счетчики, которых расположены на трансформаторной подстанции, учитываются потери на участках сетей от границы эксплуатационной ответственности до места установки приборов учета. Приборы учета, установленные на трансформаторной подстанции или на стене дома являются коллективными (общедомовыми) приборами учета, поскольку фиксируют количество потребленной электроэнергии конкретным многоквартирным домом. Гражданам жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, начисления за коммунальные услуги по электроснабжению производятся ежемесячно по нормативу, также независимо от места установки коллективного (общедомового) прибора учета. Один раз в квартал данным гражданам производится корректировка по формуле №4.
Однако исследовав представленные по делу доказательства в совокупности с регулирующим возникшие спорные правоотношения действующим законодательством, суд не может согласиться с данными доводами представителя ответчика, по следующим основаниям:
В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.2006г. № 491 внешней границей сетей электроснабжения входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсосберегающей организацией, является место соединении коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящее в многоквартирный дом.
Согласно п.88 и п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии. Утвержденных постановлением Правительства РФ 31.08.2006г. № 530 собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных с соответствии с жилищным законодательством РФ. Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объеме электроэнергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Исполнитель коммунальных услуг на основании договора электроснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электроэнергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, для использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электросетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электроэнергии определяется на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электросетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электроэнергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электросетей организации и внутридомовых электросетей, объемом использования электроэнергии на общедомовые нужды и объемом оказанной потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Пунктом 143 Правил № 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электросетей, объем принятой в электросети (отпущенной из электросетей) электроэнергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электросетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
Судом установлено, и подтверждено сторонами по делу, что в соответствии с договорами ..., в многоквартирных домах, расположенных по адресам: пос. ... ..., ... и ..., где граница эксплуатационной ответственности определена сторонами договора на вводе в жилые помещения, приборы учета отпускаемой электроэнергии установлены не на границе балансовой принадлежности электросетей, а в трансформаторных подстанциях ОАО «...».
В соответствии с п.143 Правил № 530 и п.3.7 договора ... объем, отпущенной в сеть электроэнергии, определяемой установленными на трансформаторных подстанциях приборами учета, корректируется с учетом величины технологических потерь электрической энергии определяемой на основании технических параметров рассчитываемого участка и объема отпуска активной электроэнергии в сеть.
Таким образом, суд считает, что приборы учета электроэнергии, установленные на трансформаторных подстанциях ОАО «...», с учетом величины нормативных потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электросетей до места установки прибора учета, показывают объем электроэнергии, принятой исполнителем коммунальных услуг – ОАО «...» от гарантирующего поставщика - ОАО «...», в электросеть и подлежащей оплате покупателем ОАО «...».
Ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд приходит к выводу, что ответчик не предоставил убедительных доказательств, бесспорно указывающих на количество потребленной абонентами электроэнергии, поскольку исходя из пояснении данных в судебном заседании и представленных доказательств следует, что ОАО «...» несет убытки, связанные с отпуском приобретенной у гарантирующего поставщика электроэнергии, но это не свидетельствует о потреблении этих потерь неопределенным кругом лиц, в интересах которого прокурор обратился в суд с иском, а возложение на получателей коммунальных услуг бремени расходов связанных с потерями электроэнергии не указывает на то, что они образовались во внутридомовых сетях и связаны с содержанием общего имущества дома. Ненадлежащая организация работы ОАО «...» по учету электроэнергии по приобретению ее покупателями в данном случае не может служить основанием для возложения на получателей услуги дополнительной обязанности по ее оплате. ОАО «...» выставляются счета для оплаты всех потерь внутридомовых сетей, что является не верным и возлагает на получателя электроэнергии обязанность по возмещению в том числе и потерь, которые могут не являться затратами на содержание общего имущества собственников многоквартирного дома.
Между тем, указанные приборы учета электроэнергии, установленные на трансформаторных подстанциях ОАО «...», не указывают на объем (количество) коммунального ресурса, поданного в конкретный многоквартирный дом, а тем более не определяют объем коммунального ресурса - электроэнергии, потребленного конкретным многоквартирным домом, в связи с чем, указанные приборы учета электроэнергии в данном случае нельзя признать и использовать как коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии.
В связи с изложенным, установив на основании совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО «...» и не оборудованных непосредственно на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей счетчиками учета поданной в дом электроэнергии, суд приходит к выводу, что применение ответчиком ОАО «...» при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными (общеквартирными) приборами учета электрической энергии, а приборы учета электроэнергии, установленные на трансформаторных подстанциях ОАО «...», п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, устанавливающего, что расчеты за электроэнергию производятся по формуле №9, а также расчеты за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии в этих же домах, расчеты за электроэнергию производятся по формуле №4, являются необоснованными и незаконными, поскольку возлагают на получателя услуги возмещение не только бремени содержания общего имущества дома, в котором он проживает, а фактически возмещение потерь электроэнергии, которые образовываются у покупателя в лице ОАО «...», перед ресурсоснабжающей организацией.
Что же касается расчетов проводимых по многоквартирным домам, у которых приборы учета электроэнергии установлены на ВРУ домов - границе балансовой принадлежности электросетей, то суд считает, что данные приборы учета электроэнергии также нельзя признать и использовать как коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии, по следующим основаниям:
Часть 1 ст. 36 ЖК РФ указывает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электроустановок систем дымоудаления и др., а также другого электрооборудования, расположенного на этих сетях.
В силу п.24 данных Правил сведении о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержание сведения о состоянии общего имущества.
Пунктом 27 этих же Правил определено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством РФ порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Согласно ч.10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Министерством регионального развития РФ письмом от 20.12.2006г. № 14313-РМ/07 определено, что техническая документация должна передаваться безвозмездно.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ОАО «...» пояснил, что технической документацией, подтверждающей состав общего имущества собственников многоквартирного дома они не располагают. Приборы учета электроэнергии, установленные на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей не принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.
Согласно актов проверки-замены счетчиков и трансформаторов тока произведена переустановка приборов учета с трансформаторных подстанций ОАО «...», на ВРУ многоквартирных домов по адресам:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В силу ст. 61 п.2 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
... года Ленинский районный судом Тульской области было вынесено решение, вступившее в законную силу ... года, которым было установлено, что нельзя признать коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО «...», установленные непосредственно на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей счетчиками учета поданной в дом электроэнергии, поскольку они не входят в состав общего имущества собственников многоквартирного дома и не принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.
Данные обстоятельства не были опровергнуты представителями ответчика и в ходе рассмотрения данного дела. Как пояснил представитель ответчика при рассмотрении дела с момента вступления решения от ... года в законную силу никаких изменений в технической документации не произошло, и начисления ими производились по тем же формулам, что и до вынесения решения суда, поскольку запрет на дальнейшее применение данных формул им данным решением установлен не был.
Поскольку приборы учета электроэнергии, установленные непосредственно на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей не признаны коллективными (общедомовыми) приборами учета, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда, то при рассмотрении данного спора суд приходит к выводу, что применение ответчиком ОАО «...» при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными (общеквартирными) приборами учета электрической энергии, а приборы учета электроэнергии, установленные непосредственно на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей, п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, устанавливающего, что расчеты за электроэнергию производятся по формуле №9, а также расчеты за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии в этих же домах, расчеты за электроэнергию производятся по формуле №4, являются необоснованным и незаконными, поскольку возлагает на получателя услуги возмещение не только бремени содержания общего имущества дома, в котором он проживает, а фактически возмещение потерь электроэнергии, которые образовываются у покупателя в лице ОАО «...», перед ресурсоснабжающей организацией.
Также суд считает не основанными на действующем законодательстве начисления ОАО «...» за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, поскольку они корректируют размер платы данным гражданам, что ведет к оплате за места общего пользования дважды. Это следует из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, где в п.26 закреплено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив электроснабжения включается расход электроэнергии исходя из расчета расходов электроэнергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома (п.30 Правил).
Данные обстоятельства были подтверждены в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу ... свидетелем ФИО9, работающего начальником организационного отдела ... по тарифам и пояснившего, что согласно законодательству существует две формы оплаты за потребленную электроэнергию, именно по показаниям индивидуальных приборов электроэнергии и по нормативам. Вопрос урегулирования по потерям электричества сверх данных, которые оплачиваются гражданами, должна нести ОАО «...». На сегодняшний день граждане, которые оплачивают за электроэнергию по нормативу, не должны оплачивать дополнительно за электроэнергию в местах общего пользования в многоквартирном доме, так как в норматив уже включена оплата за места общего пользования в многоквартирном доме. ОАО «...» должна пропорционально распределить разницу в показаниях индивидуальных приборов учета электроэнергии и общедомовых приборах учета электроэнергии по оплате за электроэнергию между жителями дома, с учетом того, что одним жители многоквартирного дома платят по нормативам, а другие платят по показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии.
Рассматривая требования прокурора о возложении на ответчика обязательств по производству перерасчета платы за потребленную гражданами электроэнергию суд считает, что данные требования подлежат удовлетворению.
На основании норм действующего законодательства и исследованных в ходе рассмотрения дела предоставленных сторонами доказательств, суд пришел к выводу, что установленные на трансформаторных подстанциях ОАО «...» и установленные непосредственно на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей счетчики учета поданной в дом электроэнергии не являются коллективными (общедомовыми) приборами учета, в связи с чем использование их показаний в расчетах с потребителями за коммунальную услугу - электроснабжение и применение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 формул №4 и №9, является необоснованным.
Таким образом, расчет за коммунальную услугу – электроснабжение для потребителей жилые помещения, которых расположены в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, по адресам: ..., ..., ..., и оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, должен производиться по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Эти доводы были предметом рассмотрения дела ... по иску прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «...» об обязании проведения перерасчета, которым ... года было решено - обязать ОАО «...» произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по адресам: ..., перерасчет платы за электроэнергию:
- жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,
- жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а также обязать в дальнейшем зачесть излишне уплаченные суммы за электроснабжение на будущий период.
При рассмотрении данного дела суд считает, что производимые ОАО «...» расчеты за электроэнергию по формулам № 9 и №4 является противоречащим нормам действующего законодательства также по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 544 п.1 ГК РФ плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Однако при рассмотрении дела установлено и не оспорено представителями ответчика и третьим лицом ООО «...», что при несвоевременном предоставлении сведений о количестве потребленной электроэнергии жильцами домов по ИПУ или при наличии должников – потребителей, которые не предоставляют сведения о количестве потребленной электроэнергии, ОАО «...» производит расчет ежемесячной платы за электроэнергию по тем показателям ИПУ, которые ей предоставлены (до 10 числа месяца, следующего за учетным), что влияет на размер ежемесячной платы за потребленную электроэнергию в сторону увеличения, тем самым ставя потребителей в неравные условия.
Для применения соответствующих формул необходимо проведение ряда действий – ежемесячное предоставление всеми жителями многоквартирных домов сведений о количестве потребленной электроэнергии при наличии ИПУ, и оборудование данных многоквартирных домов счетчиками для учета электроэнергии в местах общего пользования.
Также при начислении размера платежа за электроэнергию лицам, жилые помещения которых не оборудованы ИПУ электрической энергии, необходимо производить начисления исходя из данных о фактически проживающих лицах, поскольку это также влияет на размер ежемесячной платы за потребленную электроэнергию иных жильцов в сторону увеличения, тем самым ставя потребителей в неравные условия.
Кроме того, при начислении платы за потребленную электроэнергию с учетом данных по коллективным (общедомовым) приборам учета, в соответствии с п.п.1 п.3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 по формуле 9, размер платы должен определяться исключительно в жилых помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовыми приборами учета. Места общего пользования не являются жилыми помещениями, однако сведения о них из данной формулы не исключаются, а учитываются при ее применении. Данные обстоятельства не оспорены представителями ответчика и третьего лица ООО «...» в ходе рассмотрения дела. Также представитель ответчика подтвердил, что места общего пользования не оборудованы отдельными счетчиками для учета потребленной в данных местах электроэнергии.
Данные обстоятельства при рассмотрении дела были подтверждены свидетелями ФИО14, ФИО13, ФИО12, ФИО11, ФИО10 которые подтвердили, что начисления за услугу электроснабжение происходит не за фактически потребленную электроэнергию, а на сумму значительно большую.
Проводимые ОАО «...» начислениями нарушаются права жителей многоквартирных домов, поскольку на добросовестных плательщиков возлагается обязанность по оплате за недобросовестных плательщиков и за лиц, которые фактически проживают в жилых помещениях, в которых отсутствуют ИПУ, но не предоставляют об этом сведения в ОАО «...».
Таким образом, суд приходит к выводу, что в состав платы электроэнергии, исчисляемой по формуле № 9, кроме квартир, входит и плата за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и оплата за тех жителей, которые своевременно не предоставили или не предоставили вообще сведения о потребленной электроэнергии, а также без учета фактического количества граждан проживающих в квартирах не оборудованных ИПУ.
Однако согласно указанному пункту Правил по формуле № 9 определяется размер платы за коммунальные услуги, к числу которых относится электроснабжение, в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного общедомовыми приборами учета.
В соответствии с п.3 Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23.05.2006г. "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Места общего пользования в многоквартирном доме, к которому относятся лестничные клетки, чердаки, подвалы и технические подполья (раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170) не могут быть отнесены к жилым помещениям.
В связи, с чем суд считает, что начисления по формуле №9 производятся не в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку установленные на границе разграничения балансовой принадлежности и на подстанциях счетчики, фиксируют объем потребленной электроэнергии с учетом мест общего пользования, где приборы учета отсутствуют.
Также суд считает, что ОАО «...» не довела до сведения жильцом многоквартирных домов сведения об установки счетчиков на границе балансовой принадлежности и проведении расчетов по данным счетчикам, что также является нарушением норм законодательства. Данные обстоятельства были подтверждены в ходе рассмотрения дела свидетелями, и не оспорены представителем ответчика.
Сведения об установленных приборах учета – их типе, классе точности, номера электросчетчика, коэффециент трансформации ТТ, начальных показания электросчетчика (на момент установки), присоединительная мощность в договорах и приложениях к ним не отражены.
Судом был исследован довод представителя ответчика, что прокурором иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, хотя данный круг возможно определить. Однако в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Ст.25 ч.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенных норм законодательства суд считает, что данный довод представителя ответчика не состоятелен, поскольку допускаемые ОАО «...» нарушения при начислении жителям платы за электроэнергию привели к нарушению прав и свобод значительного числа граждан и данные нарушения приобрели особое общественное значение.
Представителем ответчика был выдвинут довод, что ими с собственниками по адресам: ... ... года заключены новые договора управления многоквартирным домом, где в п.11.23 закреплено, что все коллективные приборы учета, установленные в многоквартирном доме до подписания настоящего договора, либо которые будут установлены после подписания настоящего договора - являются общедомовыми и используются для расчетов коммунальных услуг. Однако суд не может согласиться, что данными договорами закреплено, что установленные ранее счетчики учета электроэнергии являются общедомовыми, поскольку сведения о счетчиках в данных договорах отсутствуют, акт ввода в эксплуатацию и сведения о счетчиках не внесены в данные технического паспорта на дом, как общее имущество жителей, что не отрицалось представителем ответчика при рассмотрении дела. Также представитель ответчика подтвердил, что никакой технической документации с момента вступления решения от ... года в законную силу не составлялось. В связи, с чем судом достоверно установлено, что установленные ранее обстоятельства, послужившие основанием для удовлетворения требований прокурора решением суда от ... года на настоящий момент не изменились, никаких новых обстоятельств, которые могли повлиять на принимаемое судом решение стороной ответчика не предоставлено, а, следовательно, с заключением договоров ...г. изменений при начислении платы за электроэнергию не произошло.
При рассмотрении дела представитель ответчика и третьего лица ООО «...» не отрицался тот факт, что с ... ... года начисления жителем производились по формулам № 9 и № 4, а не как было указано в решении суда от ... года, но в последующем им был сделан перерасчет. Однако суд считает, что факт проведения начисления жителям многоквартирных домов по формулам № 9 и № 4, в зависимости от наличия или отсутствия ИПУ, производился за данный период незаконно, а, следовательно, проведение перерасчета необходимо проводить именно с ... года, кроме ... по ... пос. .... Вопрос о проведении или не проведении перерасчета гражданам, а также его правильности за период с ... по ... года может быть предметом рассмотрения на стадии исполнения решения суда.
На основании изложенного суд считает необходимым исковые требования прокурора о проведении перерасчета удовлетворить.
Возлагая на ОАО «...» обязанность произвести перерасчет, суд учитывает, что договора на снабжение электроэнергией ...от ...г., и ... от ...г., при передаче в соответствии с требованиями жилищного законодательства от ресурсоснабжающей организации к управляющей организации ОАО «...», между сторонами составлены соответствующие документы подтверждающие снятие начальных показаний с приборов учета, таким образом, у ответчика ОАО «...» имеется возможность исходя из начальных показаний приборов учета произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, с учетом данных о начале начислений с ... года по адресам: ..., а по адресу: пос. ...,..., с ... года, произвести перерасчет за данный период гражданам жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Также суд считает, что после проведенных перерасчетов необходимо в дальнейшем зачесть излишне уплаченные суммы за электроснабжение на будущий период.
При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что применение ОАО «...» формулы № 9 к гражданам жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, и формулы №4 к гражданам, жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, является необоснованным, противоречащим Постановлению № 307 от 23.05.2006г. В связи, с чем суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить также в части обязания ОАО «...» не применения при начислении платы за электроэнергию данных формул до момента оборудования домов приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствие с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По данному делу с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме ... руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «...» об обязании проведения перерасчета, зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, и обязании не применять при начислении платы формул №4 и № 9, удовлетворить.
Обязать ОАО «...» произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по адресам:
... перерасчет платы за электроэнергию с ... года, и с ... года перерасчет платы за электроэнергию по адресу: ..., ..., ..., ...:
- жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,
- жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Обязать ОАО «... в дальнейшем зачесть излишне уплаченные суммы за электроснабжение на будущий период.
Обязать ОАО «...» не применять при начислении платы за электроэнергию жителям вышеуказанных домов формулы № 4, № 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 до момента оборудования домов приборами учета электроэнергии в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Взыскать с ОАО «...» государственную пошлину в доход государства в размере ....
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.
Председательствующий: