Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2011 г. пос. Ленинский Ленинского района Тульской области Ленинский районный суд Тульской области в составе:председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,при секретаре Бондаренко П.В.,с участиемпредставителя заявителя ЗАО «...» по доверенности ФИО2,
представителя заинтересованного лица ГУ ... по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-430/11 по заявлению ЗАО «...» об оспаривании решения государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
заявитель ЗАО «...» обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ГУ ... ...», выраженного в форме справки от ... г. ... л.д.5).
Требования мотивированы тем, что ГУ ... ... Галякину М.И., уволенному из ЗАО «... и являющемуся пенсионером по страрости, выдана справка, согласно которой заявитель должен выплатить ФИО4 пособие за третий месяц со дня увольнения, в котором он не трудоустроен, в размере средней заработной платы. Данную справку заявитель просит признать недействительной, так как Галякин М.И., будучи пенсионером, не может быть зарегистрирован в качестве безработного, что лишает его права на получение справки о выплате заработной платы за третий месяц со дня увольнения.
Представитель заявителя ЗАО «...» по доверенности ФИО2 в судебном заседании в полном объеме поддержала требования о признании недействительной справки от ... г. ..., выданной ГУ ... ... по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что отсутствуют доказательства исключительности обстоятельств, вследствие которых у Галякина М.И. возникло бы право на получение зарплаты за третий месяц трудоустройства. Указывает на то, что пенсионер не может быть признан безработным. Полагает, что не предоставлены доказательства принятия мер по трудоустройству Галякина М.И. Также указывает, что Галякин М.И. при постановке на учет в ... не имел намерения трудоустраиваться.
Представитель заинтересованного лица ГУ ... ... по доверенности ФИО3 предъявленные заявителем требования не признала, мотивируя тем, что Галякин М.И. встал на учет в ..., не будучи пенсионером, был признан безработным, с ним проводилась работа по трудоустройству, однако подходящая работа отсутствовала. По достижении пенсионного возраста Галякин М.И. был снят с учета в качестве безработного, однако с ним была продолжена работа по трудоустройству. Так как Галякин М.И. не был трудоустроен в течение трех месяцев с даты увольнения, то ему была выдана справка на получение от работодателя заработной платы за третий месяц с даты увольнения. Обращает внимание, что в действующем законодательстве не содержится запрета на принятие ... мер к трудоустройству пенсионера без присвоения ему статуса безработного, также не запрещено выдавать пенсионеру справку на получение зарплаты за третий месяц после его увольнения.
Определением суда от 03.11.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Галякин М.И., который в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями о признании справки от ... г. ... недействительной. Пояснил, что после увольнения из ЗАО «...» обратился в ГУ ...» по вопросу трудоустройства, был поставлен на учет в качестве безработного, после назначения пенсии был снят с учета, однако с ним была продолжена работа по трудоустройству. Поскольку подходящая работа отсутствовала и он не был трудоустроен в течение трех месяцев после увольнения, то ему была выдана справка, дающая право на получение зарплаты за третий месяц после увольнения.
Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ организация вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.
... г. Галякин М.И. был уволен из ЗАО «...» по ... ТК РФ, ....
... г. ФИО4 встал на учет в ГУ ... по месту своего жительства.
... г., ему был присвоен статус безработного и назначена выплата пособия по безработице с ... г.
В дальнейшем Галякин М.И. проходил перерегистрацию два раза в месяц, с ним проводилась работа по профилированию и трудоустройству, однако подходящая работа отсутствовала, что следует из содержания карточки персонального учета Галякина М.И.
... г. Галякин М.И. в связи с достижением пенсионного возраста был снят с учета в качестве безработного, однако ГУ ... продолжал принимать все возможные меры к трудоустройству Галякина М.И., который в итоге, по истечении трех месяцев с даты увольнения, не был трудоустроен, поскольку отсутствовали подходящие вакансии.
В связи с этим ... г. ГУ ... Галякину М.И. была выдана справка ..., дающая право на получение у работодателя по последнему месту работы – ЗАО «...» заработной платы за третий месяц трудоустройства, начиная с даты увольнения.
Согласно ст. 178 ТК при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Эта же статья предусматривает и сохранение среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения, однако соответствующее правило действует только при наличии определенных условий.
Первое условие - работник должен своевременно обратиться в службу занятости населения (не позднее 2-недельного срока после увольнения); второе условие - у службы занятости населения нет возможности предложить уволенному работнику подходящую работу. При наличии этих условий служба занятости населения выдает уволенному работнику справку, на основании которой за ним сохраняется средняя заработная плата за третий месяц после увольнения.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости
Согласно ст. 178 ТК РФ сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения возможно в исключительных случаях - по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 ФЗ «О занятости населения в РФ»).
При отсутствии у органов занятости возможности предложить уволенному работнику (в т.ч. получающему пенсию по старости) подходящую работу, ему выдается справка, на основании которой за ним сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения. Если гражданин дважды без уважительных причин отказался от предложений подходящей работы, то справка не выдается и средний заработок за третий месяц за ним не сохраняется.
Ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия "исключительный случай".
Фактически любой случай нетрудоустройства работника службой занятости по причине отсутствия подходящей для него работы в течение третьего месяца со дня увольнения при выполнении названных в законе условий является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца. При этом необходимо учитывать, что на момент выдачи Галякину М.И. оспариваемой справки от ... г. ... ему уже была назначена пенсия по старости, что также повлияло на невозможность его трудоустройства в течение трех месяцев со дня увольнения.
Указание в тексте закона на исключительность подобных случаев лишь подчеркивает специальный характер приведенного в ч. 2 ст. 178 ТК РФ правового предписания, которое следует рассматривать как исключение из общего правила, закрепленного в ч. 1 ст. 178 ТК РФ и допускающего сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства "не свыше двух месяцев".
При соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за ним средний месячный заработок в течение третьего месяца.
Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении увольняемых по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата (п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) работников пенсионного возраста действующее законодательство не содержит. Данные граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости. Они не претендуют на регистрацию в качестве безработных и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Исходя из положений Закона о занятости и Порядка регистрации безработных граждан, не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного или об отказе в такой регистрации.
В соответствии со ст. 12 Закона о занятости государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Следовательно, период, в течение которого органы службы занятости оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, не ограничивается 10 днями. Таким образом, органы службы занятости вправе выносить решение о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.
Выплачивать пенсионеру средний заработок за третий месяц необходимо, поскольку стороной трудового договора в силу положений ст. ст. 56 и 63 ТК РФ являются лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем.
Они являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций).
Сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца, так же как и в течение второго месяца, со дня увольнения действующим законодательством не поставлено в зависимость от получения пенсии по старости.
В письме Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2005 г. № 1754-61 было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч.2 ст. 178 ТК РФ и об отказе в выдаче пенсионерам соответствующих справок.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости (ст. 5 ФЗ «О занятости населения в РФ»), в том числе независимо от того, получает пенсию гражданин, обратившийся в ... за помощью в трудоустройстве, или нет.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ГУ ... имеет полномочия на выдачу справки, на основании которой за работником, уволенным по сокращению штатов, сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения; при выдаче такой справки Галякину М.И. указанное заинтересованное лицо действовало в рамках своих полномочий, при этом был соблюден порядок выдачи такой справки; оспариваемая справка от ... г. ..., выданная Галякину М.И., соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования ЗАО «...» об оспаривании решения государственного органа - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме.
...
Судья: Сенчукова Е.В.