2-965/11 об обязании проведения перерасчета



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Гудковой О.Н.,

при секретаре Татаренковой А.С.,

с участием заместителя прокурора Ленинского района Тульской области Байбиковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-965/2011 по иску прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «...» об обязании проведения перерасчета, зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, и обязании не применять при начислении платы формул №4 и № 9,

у с т а н о в и л :

            прокурор Ленинского района Тульской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «...» об обязании проведения перерасчета, зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей и не применении при начислении платы за электроэнергию формул № 4 и № 9 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг граждан.

   Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района Тульской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства ОАО «...» при начислении платы за потребленное холодное водоснабжение. В МО ... управление многоквартирными домами осуществляет ОАО «...», которое заключило 42 договора управления многоквартирными домами и производит начисления по коммунальной услуге холодное водоснабжение выставляя соответствующие счета к оплате потребителям. Для учета потребления холодного водоснабжения многоквартирные дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, и расчет с населением за потребленное холодное водоснабжение производит по пункту 23 Правил, утверждённых Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 г. так как, по их мнению, данные дома оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета. Для оплаты услуги холодное водоснабжение ОАО «...» общий объем, определенный по показаниям прибора учета, распределяет только между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, подтвердившими показания по индивидуальным приборам учета, пропорционально показаниям квартирных счетчиков. В результате такого расчета граждане оплачивают фактически не потребленные объемы холодного водоснабжения, чем нарушаются их права. Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в  технической документации на многоквартирный дом, которая у ОАО «...» отсутствует. Приборы учета по показаниям которых ведутся исчисление платы за потребленное холодное водоснабжение жителям нельзя признать коллективными (общедомовыми), поскольку у ОАО «...» отсутствует техническая документация, подтверждающее то, что данные приборы вошли в состав общего имущества собственников многоквартирного дома. Прибор учета холодного водоснабжения, поступающего в многоквартирный дом ..., установлен в январе 2009 года на подстанции, расположенной отдельно от дома. Таким образом, производимые расчеты ОАО «...», в отношении потребителей, жилые помещения которых оборудованы ИПУ, по п. 23 (формула 9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, являются необоснованными и незаконными. Начисление платы за потребленную электроэнергию должно производиться для жителей вышеуказанных домов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно п.16 раздела 3 Правил № 307, а жителям, жилые помещения которых не оборудованы ИПУ – по п.п.б п.19 раздела 3 данных Правил, с учетом данных о количестве фактически проживающих лицах. Выявленные нарушения требований жилищного законодательства являются недопустимыми, поскольку нарушают права собственников и нанимателей жилых помещений ставя потребителей в  неравные условия.

 На основании изложенного просят суд обязать ответчика произвести в отношении потребителей коммунальной услуги холодное водоснабжение в домах, расположенных по адресам: ... - с ...г., перерасчет платы потребителям, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, а потребителям в жилых помещениях которых отсутствуют индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения, по п.п.б п.19 раздела 3 данных Правил.    Обязать ОАО «...» в дальнейшем зачесть излишне уплаченные суммы за холодное водоснабжение на будущий период, а также не применять при начислении платы за холодное водоснабжение жителям вышеуказанных домов формулы № 4, № 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 до момента оборудования домов приборами учета холодного водоснабжения в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Определением Ленинского райсуда Тульской области от 16.06.2011г. производство по данному делу в части исковых требований к ОАО «...» о проведении в отношении потребителей коммунальной услуги холодное водоснабжение в домах, расположенных по адресам: ... - перерасчет платы потребителям с ...г., прекращено ввиду отказа от данных исковых требований.

            В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора Ленинского района Байбикова С.В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, дала суду пояснения аналогичные указанным в нем, и просила удовлетворить требования о проведении перерасчета в зависимости от наличия или отсутствия ИПУ. Установленные на внешней границе домов приборы учета не являются общедомовыми, поскольку не принадлежат на праве собственности собственникам помещений, были установлены ресурсоснабжающими организациями за свой счет и для расчета за поставленный объем ресурса с ОАО «...». Документации, подтверждающей, что это общее имущество собственников, ответчиком не предоставлено. Расчеты, проводимые ОАО «...» незаконны, поскольку в соответствии с ними лицам, которые не предоставили сведения о потребленной ими воде, ответчик производит начисления по нормативу, но без учета фактически проживающих лиц, что отражается на увеличении платы других добросовестных потребителей. Применением данных формул нарушаются права граждан, поскольку они должны оплачивать за фактически принятое количество коммунальной услуги в соответствии с данными учета.

   В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ОАО «...» по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении исковых требований отказать и пояснил, что размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При начислении платы за холодное водоснабжение лицам жилые помещения, которых не оборудованы ИПУ, производится без учета количества фактически проживающих лиц, поскольку они такими сведениями не располагают. Объем (количество) холодного водоснабжения, поданного в многоквартирный дом, определяется на границе балансовой принадлежности по счетчикам фиксирующих объем предоставленного коммунального ресурса, и на основании этих данных они производят расчеты с ресурсоснабжающими организациями. В период с ... г. по ... г. ОАО ...» перезаключила договора управления с частью многоквартирных домов, в п.11.23 которых указано, что «все коллективные приборы учета (электроэнергии, воды, тепла и т.д.), установленные в многоквартирном доме до подписания настоящего договора, либо которые будут установлены после подписания настоящего договора - являются общедомовыми и используются для расчета коммунальных услуг». Коллективные (общедомовые) приборы учета собственникам жилых помещений не принадлежат. Передача данных приборов учета собственникам не проводилась.

    Представитель ответчика ОАО «...» ФИО5 просил в иске прокурору отказать за необоснованностью, поскольку расчеты проводятся в соответствии с нормами действующего законодательства.

    Представитель третьего лица ООО «...» по доверенности ФИО6 пояснила, что расчеты за предоставленную услугу -  холодное водоснабжение, жителями домов проводятся в соответствие с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года, и согласно объема, предоставленного коммунального ресурса в соответствии со счетами-фактурами, которые предъявляют ресурсоснабжающие организации к ОАО «...» для расчетов между ними. В данных счетах отражается объем предоставленной услуги на основании счетчиков, установленных ресурсоснабжающими организациями за свой счет и для расчета с «Абонентом» - ОАО «...» по договорам на холодное водоснабжение и именно данные сведения берутся ими для расчета с гражданами. На основании действующего Постановления № 307 в случае не выставления показаний индивидуального счетчика, общая сумма потребления раскладывается на всех потребителей. Однако корректировка проводится в отношении только нормативщиков, а индивидуальщикам сумма их переплат не возвращается. В случае потребления нормативщиком большего количества холодной воды, данное количество раскладывается на всех жильцов. При непредставлении гражданином сведений о потребленном им количестве воды, то расчет производится с учетом количества зарегистрированных лиц и установленной нормы потребления, поскольку сведения о лицах фактически проживающих в квартирах, в которых отсутствуют ИПУ, у них не имеется.

Представители третьих лиц ООО «...» ФИО8, ООО «...» по доверенности ФИО7 пояснили, что они как ресурсоснабжающая организация заключили с ОАО «...» договор на холодное водоснабжение для последующего предоставления данной услуги потребителю. Данный договор регулирует отношения между организациями и не регулирует отношения между ОАО «...» и гражданами, проживающими в домах, которыми ОАО управляет. Для учета предоставленного ресурса – холодного водоснабжения ими за собственные средства, средства ответчика и по целевой программе на границе балансовой принадлежности были установлены приборы учета, на основании сведений которых происходят расчеты между ними и ОАО «...». Данные приборы учета им не принадлежат, не являются собственностью жильцов, обслуживаются ими, но сведений об этом в договорах не имеется. Просили прокурору в иске отказать.

Представитель третьего лица ООО «...» по доверенности ФИО9 просила прокурору в иске отказать за необоснованностью.

Представители третьих лиц ООО «...» по доверенности ФИО10 и ООО «...» ФИО11 в судебное заседание не явились. О дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в срок достаточный для явки в суд и подготовки к судебному разбирательству. Представитель третьих лиц ООО «...» по доверенности ФИО10 просил рассматривать дело без его участия.

   Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

     Ранее допрошенные в судебном заседании представители третьих лиц ООО «...» по доверенности ФИО10 и ООО «...» ФИО11 показали, что они как ресурсоснабжающая организация заключили с ОАО «...» договор на холодное водоснабжение, который регулирует отношения между организациями и не регулирует отношения между ОАО «...» и гражданами. Для учета предоставленного ресурса – холодного водоснабжения на границе балансовой принадлежности были установлены приборы учета, на основании сведений которых происходят расчеты между ними и ОАО «...». Данные приборы учета им не принадлежат, не являются собственностью жильцов.

           Суд, выслушав объяснения сторон, пояснения свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

       По результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенных на территории администраций муниципальных образований ... ... в домах, расположенных по адресам: ..., была выбрана ОАО «...», с которой собственниками помещений многоквартирных домов были заключены договора управления многоквартирными домами.

ОАО «...» вправе вступать в договорные отношения с собственниками жилых посещений на управление многоквартирным домом, вступать в договорные отношения с электро-, тепло-, газо-, водоснабжающими организациями на покупку ресурсов для предоставления коммунальных услуг гражданам ( Устав п.2.2).

Между ООО «...», ООО «...», ООО «...», ООО «...» («ресурсоснабжающими организациями») и ОАО «...» («абонентом») – исполнителем коммунальных услуг заключены договора на холодное водоснабжение.

Согласно данным договорам ресурсоснабжающие организации обязуются осуществлять подачу «абоненту» холодной воды через присоединительную сеть, а «абонент» обязуется производить оплату фактически принятого объема. Учет количества холодной воды, подаваемой потребителям «абонента» и расчеты между ним и ... ведутся в точках поставки границ эксплуатационной ответственности «абонента» и «...», установленных актами. Учет ведется обеими сторонами по показаниям приборов учета. Оплата за фактически поданную холодную воду производится на основании двусторонних актов.

В данных договорах и приложениях к ним указано, что границей эксплуатационной ответственности сторон является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что ОАО «...», как управляющая многоквартирными домами организация, производит начисления по коммунальной услуге – холодное водоснабжение и выставляет соответствующие счета к оплате потребителям коммунальной услуги.

    Исследовав предоставленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что расчеты, проводимые ОАО «...» по многоквартирным домам, у которых приборы учета холодного водоснабжения установлены на границе балансовой принадлежности, противоречат нормам действующего законодательства, поскольку данные приборы учета нельзя признать и использовать как коллективные (общедомовые) приборы учета которые определены ст. 36 ЖК РФ, и п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491.

   В силу п.24 данных Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая содержит сведения о состоянии общего имущества. Пунктом 27 этих же Правил определено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством РФ порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

  Согласно ч.10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Министерством регионального развития РФ письмом от 20.12.2006г. № 14313-РМ/07 определено, что техническая документация должна передаваться безвозмездно.

   В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ОАО «...» пояснил, что технической документацией, подтверждающей состав общего имущества собственников многоквартирного дома они не располагают. Приборы учета холодного водоснабжения, установленные на границе балансовой принадлежности не принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений. Данные приборы учета установлены за счет средств ресурсоснабжающих организаций, ответчика или за счет местного бюджета по целевой программе, и используются для расчета с ОАО «...» за предоставленную им коммунальную услугу, что подтвердили представители ресурсоснабжаюших организаций.

      При рассмотрении дела доказательств обратного в нарушении ст. 56 ГПК РФ суду ответчиком не предоставлено.

         Поскольку приборы учета холодного водоснабжения, установленные непосредственно на границе балансовой принадлежности ресурсоснабжающей организации и внутридомовых инженерных сетей не признаны коллективными (общедомовыми) приборами учета, что не оспорено ответчиком при рассмотрении дела, то при рассмотрении данного спора суд приходит к выводу, что применение ответчиком ОАО «...» при расчетах за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в отношении потребителей жилые помещения, которых оборудованы индивидуальными (общеквартирными) приборами учета п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, устанавливающего, что расчеты за электроэнергию производятся по формуле №9, а также расчеты за данную коммунальную услугу в отношении потребителей жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, расчеты производятся по формуле №4, являются необоснованным и незаконными, поскольку возлагают на получателя услуги возмещение не только бремени содержания общего имущества дома, в котором он проживает, а фактически возмещение потерь за холодное водоснабжение, которые образовываются у покупателя в лице ОАО «...», перед ресурсоснабжающими организациями.

   Ответчиком, доказательств, подтверждающих проведение собраний собственников жилых помещений и принятие решений о данных приборах учета как коллективных (общедомовых) суду не предоставлено. Данный вопрос на обсуждение собственников жилых помещений не выносился. 

      На основании норм действующего законодательства и исследованных в ходе рассмотрения дела предоставленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что поскольку счетчики учета поданной в дом коммунальной услуги - холодное водоснабжение не являются коллективными (общедомовыми) приборами учета, то и использование их показаний в расчетах с потребителями за коммунальную услугу - холодное водоснабжение и применение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 формул №4 и №9, является необоснованным и противоречащим ст. 157 ЖК РФ.  

   Таким образом, расчет за коммунальную услугу – холодное водоснабжение для потребителей жилые помещения, которых расположены в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми)  приборами учета и оборудованы индивидуальными приборами учета, должен производиться по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета по п.п.б п.19 раздела 3 данных Правил.

При рассмотрении дела установлено и не оспорено представителем ответчика и третьим лицом ООО «...», что при несвоевременном предоставлении сведений о количестве потребленной коммунальной услуги домов по ИПУ или при наличии должников – потребителей, которые не предоставляют сведения о количестве потребленной услуги, ОАО «...»  производит расчет ежемесячной платы за холодное водоснабжение по тем показателям ИПУ, которые ей предоставлены (до 10 числа месяца, следующего за учетным), что влияет на размер ежемесячной платы за потребленную холодную воду в сторону увеличения, тем самым ставя потребителей в неравные условия.

Для применения соответствующих формул необходимо проведение ряда действий – ежемесячное предоставление всеми жителями многоквартирных домов сведений о количестве потребленной холодной воде при наличии ИПУ, и учет данных о лицах фактически проживающих в квартирах не оборудованных ИПУ.

Проводимые ОАО «...»  начислениями нарушаются права жителей многоквартирных домов, поскольку на добросовестных плательщиков возлагается обязанность по оплате за недобросовестных плательщиков и за лиц, которые фактически проживают в жилых помещениях, в которых отсутствуют ИПУ, но не предоставляют об этом сведения. Хотя в договорах на холодное водоснабжение указывается, что объемы, предоставляемой услуги по нормативам потребления предоставляются исходя из количества граждан в соответствующих многоквартирных домах. Данные обстоятельства подтвердила свидетель ФИО12, которая показала, что начисления гражданам проводятся на основании прибора учета установленного в доме, но без учета фактического количества лиц, проживающих в квартирах, не оборудованных ИПУ и иных обстоятельств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в состав платы за холодное водоснабжение, исчисляемой по формуле ..., входит оплата за тех жителей, которые своевременно не предоставили или не предоставили вообще сведения о потребленной холодной воде, а также без учета фактического количества граждан проживающих в квартирах не оборудованных ИПУ. Также суд считает, что ОАО «...» не довела до сведения жильцом многоквартирных домов сведения об установки счетчиков на границе балансовой принадлежности и проведении расчетов по данным счетчикам, что также является нарушением норм законодательства. Данные обстоятельства не оспорены представителем ответчика.

Судом был исследован довод представителя ответчика, что прокурором иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, хотя данный круг возможно определить. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст.25 ч.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года N 2202-1 суд считает, что данный довод представителя ответчика не состоятелен, поскольку допускаемые ОАО «...» нарушения при начислении жителям платы за холодное водоснабжение привели к нарушению прав и свобод значительного числа граждан и данные нарушения приобрели особое общественное значение.

Представителем ответчика был выдвинут довод, что ими с собственниками жилых помещений части многоквартирных домов Ленинского района Тульской области в период с ...г. по ...г. заключены новые договора управления, где в п.11.23 закреплено, что все коллективные приборы учета, установленные в многоквартирном доме, до подписания настоящего договора, либо которые будут установлены после подписания настоящего договора  - являются общедомовыми и используются для расчетов коммунальных услуг. Однако суд не может согласиться с данной позицией ответчика, поскольку сведения о счетчиках в данных договорах отсутствуют, акт ввода в эксплуатацию и сведения о счетчиках не внесены в данные технического паспорта на дом, как общего имущества жителей, собрания собственников о включении данных счетчиков в состав общего имущества не проводилось, на обсуждение собственников данный вопрос не выносился, что не отрицалось представителем ответчика при рассмотрении дела. Также суд считает, что данное условие договора хотя и не оспорено, но в силу закона является ничтожным, поскольку ухудшает положение граждан, противореча положениям ст. 157 ЖК РФ.

     На основании изложенного суд считает необходимым исковые требования прокурора о проведении перерасчета удовлетворить. Также суд считает, что после проведенных перерасчетов необходимо в дальнейшем зачесть излишне уплаченные суммы за холодное водоснабжение на будущий период.

    При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что применение ОАО «...»  формул № 4 и №9 является необоснованным, противоречащим Постановлению № 307 от 23.05.2006г., в связи, с чем суд считает необходимым обязать ОАО «...» не применять при начислении платы за холодное водоснабжение данных формул до момента оборудования домов приборами учета холодного водоснабжения в соответствии с действующим законодательством.

            Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

            В соответствие с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

         По данному делу с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме ... руб.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

            Исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «...» об обязании проведения перерасчета, зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, и обязании не применять при начислении платы формул №4 и № 9, удовлетворить.

            Обязать ОАО «...» произвести в отношении потребителей коммунальной услуги холодное водоснабжение в домах, расположенных по адресам: ... - с ...г., перерасчет платы потребителям, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения по п.16 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, а потребителям в жилых помещениях которых отсутствуют индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307.            

      Обязать ОАО «...» в дальнейшем зачесть излишне уплаченные суммы за холодное водоснабжение на будущий период. 

       Обязать ОАО «...» не применять при начислении платы за холодное водоснабжение жителям вышеуказанных домов формулы № 4, № 9 п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 до момента оборудования домов приборами учета холодного водоснабжения в соответствии с действующим жилищным законодательством.      

         Взыскать с ОАО «...» государственную пошлину в доход государства в размере ....

        Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

 

  Председательствующий: