2-1660/11 03.10.11 Признание недвижимой вещи бесхозяйной



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2011 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Исаевой О.С.,

при секретаре Федосеевой Л.Ю,

с участием

помощника прокурора ... ... ...

представителя ответчика администрации муниципального образования ... ... по доверенности ....,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1660/2011 по исковому заявлению прокурора ... ..., в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования ... ... о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... ... и обязании администрации принять комплекса мер,

                                                 установил:

прокурор ... ... обратился в суд с иском к администрации МО ... ... и просил признать недвижимую вещь – сооружение водонапорную башню, расположенную по адресу: ..., ..., ..., бесхозяйной; признать незаконным бездействия администрации МО ..., выразившееся в не постановке указанного имущества на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество; обязании администрации МО ... принять комплекс мер, необходимых для постановки вышеуказанного имущества на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования ... законодательства регулирующего порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В ходе проверки установлено, что во .... ... ... имеется водонапорная башня, обеспечивающая водой жителей данного микрорайона. Из информации, представленной администрацией муниципального образования ..., следует, что водонапорная башня была построена застройщиками ... за свой счет. Права на вышеуказанную водонапорную башню ни за кем не зарегистрированы, собственника она не имеет, является бесхозяйной. Данное сооружение не может на законных основаниях передано для эксплуатации в организации либо индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данный вид деятельности. Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, жизнеобеспечения населения не позволяет осуществлять установленный законодательством контроль качества воды, что создает повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по передаче водонапорной башни в муниципальную собственность для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Администрацией муниципального образования ... в нарушение требований действующего законодательства не были приняты меры по постановке указанного имущества на учёт как бесхозяйное имущество. Ненадлежащее исполнение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает реальную опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Эксплуатация бесхозяйной водонапорной башни не обеспечивает подачу воды отвечающей установленным законодательством гигиеническим требованиям к ее качеству, а также соблюдения санитарно-эпидемиологических при эксплуатации объектов водоснабжения, создается реальная опасность для здоровья населения, причинения вреда окружающей среде. Администрацией поселения не принимается мер по принятию в муниципальную собственность вышеуказанной водонапорной башни.

Помощник прокурора ... ... ... в судебном заседании заявленные требования поддержала и дала аналогичные пояснения.

Представитель ответчика администрации муниципального образования ... ... по доверенности ... в судебном заседании с исковыми требованиями, заявленными прокурором не согласилась, пояснив, что водонапорная башня, расположенная по адресу: ..., ..., построена индивидуальными застройщиками ... на свои средства. На сегодняшний день право собственности ни за кем не зарегистрировано. Земельный участок, на котором расположена указанна башня, в 90-е годы был отдан под индивидуальное жилищное строительство. Указанная водонапорная башня обеспечивает водой жителей .... Жители, пользующиеся водой, сами проводят обслуживание башни. В ... есть ещё две башни. Одна из них частная, расположена в .... Вторая башня построена на средства ..., и находится на обслуживании ООО «...».

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора ... ... ..., пояснения представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования прокурора ... ... подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой ... ..., выявлено, что ... ... ..., на земле, находящейся в ведении органов местного самоуправления, расположена водонапорная башня, построенная в 90-е годы застройщиками .... Башня расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Данный факт подтверждается следующими доказательствами: сообщениями главы МО ... ... от ... года л.д.13),  ... от ... года л.д. 14).

Собственник указанной водонапорной башни отсутствует, что подтверждается: сообщениями МО ... ... от ... года л.д.13) и ... от ... года л.д. 15), сообщением администрации МО ... ... от ... года л.д. 16), сообщением департамента имущественных и земельных отношений ... от ... года л.д. 17), сообщением территориального Управления федерального агентства по управлению госимуществом в ... от ... года л.д. 18), сообщением Ленинского отделения ФГУП «...» от ... года л.д. 19), сообщением Управления Росреестра по ... от ... года л.д. 20).

Вышеуказанная водонапорная башня построена на земельном участке, переданном ... в собственность на основании постановления главы администрации ... сельского округа МО «...» ... ... от ... года.

Из показаний свидетеля ... допрошенного в судебном заседании, следует, что в 2000 году жителями ..., в количестве 13 человек, было принято решение о возведении водонапорной башни. Башня была возведена на земельном участке, принадлежащем ... За участок они должны были платить арендную плату. Всю необходимую работу по надлежащему оформлению водонапорной башни вел ... но право собственности не оформил, скрывшись со всеми документами. В настоящее время к водонапорной башне подключено 32 человека. За холодное водоснабжение они оплату не производили. Просил дать время, чтобы создать общество, которое могло бы оформить права на водонапорную башню в соответствии с требованиями законодательства.

Из показаний свидетеля ... следует, что земельный участок, на котором расположена водонапорная башня, принадлежит ей. Она предоставила его под строительство водонапорной башни. Всю необходимую работу по надлежащему оформлению водонапорной башни вел ... но право собственности не оформил, скрывшись со всеми документами. Полагала, что водонапорная башня должна находиться в собственности лиц, на чьи средства была построена.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в порядке,
предусмотренном Федеральным законом "О переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую" от ... года N 172-ФЗ,
спорный земельный участок, на котором построено сооружение -
водонапорная башня, расположенная по адресу ...

Кроме того, в установленном законом порядке ( ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») права за ... на земельный участок, где построено сооружение не
оформлено, т.е. не проведена государственная регистрация права.

В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка
градостроительных планов земельных участков осуществляется
применительно к застроенным земельным участкам, а также применительно
к предназначенным для строительства, реконструкции объектов
капитального строительства земельным участкам.

Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в
случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного
самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана
земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней
со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку
градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган
местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план
земельного участка без взимания платы.

Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных
пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития
населенных пунктов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса
РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые,
производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения
в соответствии с целевым назначением земельного участка и его
разрешенным использованием с соблюдением требований
градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-
гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что спорный земельный участок по целевому
назначению относится к категории "земли населенных пунктов", то есть,
предназначен для застройки и развития населенного пункта ...

Изложенное позволяет сделать вывод, что собственник земельного
участка ... вправе возводить на участке жилые и иные здания,
строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного
участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований
градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-
гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

.... установленный законодательством порядок
использования земельного участка, на котором возведено сооружение
(башня) не соблюден. Соответствующие документы, подтверждающие
соблюдение установленного законом порядка не представлены.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ... ...ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу п.4. ч.1 ст. 14 Федерального закона от ... ...ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона от ... ...ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Из содержания ст. 130 Гражданского кодека Российской Федерации следует, что, водонапорная башня относится к недвижимому имуществу, так как ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с ч.1, 3 ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации - бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст. 19 Федерального закона от ... ...ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Из содержания ст. 11 Закона Российской Федерации от .... N«5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, системой федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ... ... введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2....-01».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест п.1.1. Правил).

Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор п.1-3 Правил).

Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (п. 1.4 Правил).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку собственник вышеуказанной водонапорной башни отсутствует, данное сооружение не может на законных основаниях передано для эксплуатации в организации либо индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данный вид деятельности.

Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом жизнеобеспечения населения не позволяет осуществлять установленный законодательством контроль качества воды, что создает повышенную опасность для населения, требует принятия мер по передаче водонапорной башни в муниципальную собственность для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации закреплённого в ст. ст. 41, 42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отсутствие собственника водонапорной башни влечет неисполнение предусмотренных требований п.п.2.4-2.6, 4.1-4.2 Санитарных правил при устранении аварийных ситуаций и технических нарушений, а также не обеспечивает проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора и должного производственного контроля.

При этом, меры по обеспечению гигиенических требований к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, организация эксплуатации система водоснабжения не могут быть реализованы по причине не определения эксплуатирующей организации.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от ... ...^0 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Однако администрацией муниципального образования ... в нарушение требований действующего законодательства такие меры приняты не были.

Ненадлежащее исполнение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает реальную опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, обеспечение которого, согласно ст. 11 Закона РФ ... ... «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в числе прочего обеспечивается органами местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора ... ... подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                        решил:

исковые требования прокурора ... ... удовлетворить.

Признать недвижимую вещь – сооружение водонапорную башню, расположенную по адресу: ..., ..., ..., бесхозяйной.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ..., выразившееся в не постановке сооружения – водонапорной башни, расположенной по адресу: ..., ..., ... на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Обязать администрацию муниципального образования ... принять комплекс мер, необходимых для постановки сооружения – водонапорной башни, расположенной по адресу: ..., ..., ..., на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий О.С. Исаева