2-1730/11 о признании права на получение звания Ветеран труда



Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2011 года пос. Ленинский

            Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюрина Н. А.,

при секретаре Паршиной А. А.,

с участием истца Соколовой Л.М,

 представителя ответчика ГУ ... «...» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1730/11 по иску Соколовой Людмилы Михайловны к ГУ ... «... департаменту ... о признании права на получение звания «Ветеран труда»,

                                                              у с т а н о в и л:

Соколова Л.М. обратилась в суд с иском к ответчикам ГУ ... «...», Департаменту ... с требованиями о признании незаконным решения ГУ ... «...» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда» и присвоении ей такого звания. Требования мотивированы тем, что она работает в потребительской кооперации, награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Однако ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как указанная награда не является ведомственной. С данным отказом она не согласна, поскольку Центросоюз России является ведомством, то есть, высшим центральным органом некоммерческой организации. До изменений в ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»  знаки, выданные центральными органами некоммерческих организаций, являлись ведомственными знаками отличия в труде, после внесенных изменений основания и порядок присвоения звания не изменились.

Истец Соколова Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержала пояснив, что просит признать ее право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ГУ ... «...» вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» с момента обращения и отказалась от взыскания судебных расходов в виде государственной пошлины в размере ... рублей.

Представитель ответчика ГУ ...  «...» по доверенности ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что органы потребительской кооперации в России не образуют ведомство, так как не являются органом государственного управления. Выданный Соколовой Л.М. значок Центросоюзом России «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Представитель ответчика департамента ... в судебное заседание не явился, в адрес суда представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, согласно которым просил в иске отказать, поскольку система потребительской кооперации в РФ не является ведомством, так как не является органом государственного управления. Соответственно награда Центросоюза России «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой, так как учреждена не органом государственного управления.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав предоставленные возражения, письменные доказательства, приходит к следующему.

            Судом установлено, что ... года Соколова Л.М. Правлением Центросоюза России награждена значком  «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», ей выдано удостоверение, подтверждающее награждение.

... года Соколова Л.М. обратилась в ГУ ...» ...»  с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако ... года ей было отказано в выдаче удостоверения «Ветерана труда», со ссылкой на то, что в соответствии со ст. 7 ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, в том числе и награждённые ведомственными знаками отличия в труде. Предоставленный истцом значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» от имени Правления Центросоюза России не относится к ведомственной награде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно ч.1 ст. 7 ФЗ от 12.01.1995г № 5-ФЗ (ред. от 18.07.2009г) «О ветеранах» - ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно п.4 ст. 7 вышеуказанного федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28 февраля 2007г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятого Постановлением Тульской областной Думы от 15 февраля 2007г. № 43/1867, под «ведомственными знаками отличия в труде» понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона), тем самым конкретизировано понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.

Из содержания статьи 1 Закона Тульской области от 28.02.2007г № 797-ЗТО (с изменениями от 07.10.08 г.) следует, что условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» не изменились.

Согласно части 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", выдается удостоверение "Ветеран труда" соответствующего образца.

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на чем настаивали представители ответчиков, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности к организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции.

Федеральный закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ) определяет понятие потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

В статье 15 ФЗ «О потребительской кооперации в РФ»  указана структура органов управления потребительского общества

Союз потребительских обществ является некоммерческой организацией (ст. 31 ФЗ «О потребительской кооперации в РФ». В ст. 34 указаны органы управления союза.

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления, международных организациях, а  также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг  (ст. Закона РФ «О потребительской кооперации потребительских обществах и их союзов РФ» от 19 июня 1992 г. № 3085-1).

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.

Данные признаки характеризуют систему потребительской кооперации как ведомство, то есть орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).

Предоставленная представителем ответчика ГУ ... «...» в настоящее судебное заседание характеристика ведомства как организации, имеющей определенные нормативно закрепленные цели; представляющей собой обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных организаций, подчиненных одной из них, которая является ее центром;  имеет структуру подчиненности нижестоящих организаций вышестоящим; наличие во владении определенного имущества; внутри действуют нормативные акты руководящего системой органа, -  еще раз характеризует систему потребительской кооперации РФ именно как ведомство.

Постановлением Совета Центрсоюза Российской Федерации № 31 от 26 июля 2002 года «О наградах Центрсоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центрсоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п.1 Положения).

Награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» производится Президиумом Совета Центрсоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов ( п.2 Положения).

Таким образом, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде.

            Судом также установлено, что Соколова Л.М. награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации» в установленном порядке.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

Однако по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1  статьи 7 ФЗ «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.

Внеся Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменения в Федеральный закон "О ветеранах", которым регулируется и правовой статус ветеранов труда, федеральный законодатель определил для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, и новый правовой механизм их социальной защиты, предполагающий, что меры социальной поддержки для данной категории граждан, а также для граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Принимая такое решение, федеральный законодатель исходил из того, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации не могут действовать произвольно, а должны, как указано в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 12 июля 2006 года N 350-О).

Между тем различие в объеме социальных прав лиц, награжденных званием "Ветеран труда", ответчиком ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района» обусловлено исключительно моментом обращения гражданина за присвоением этого звания. При этом суд исходит из того, что представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что до внесения 07.10.2008 г. изменений в закон Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» наличие знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» учитывалось как ведомственная награда и являлось основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а после изменений в закон уже не является основанием для присвоения такого звания, так как уже не является ведомственной наградой. Данный критерий не является существенным и сам по себе не может служить разумным основанием для дифференциации мер социальной поддержки применительно к одной и той же категории граждан при том, что фактические основания, с которыми Федеральный закон "О ветеранах" связывает приобретение правового статуса ветерана труда, федеральным законодателем не изменялись.

В целях недопущения подобного неравенства в присвоении звания «Ветеран труда» только в зависимости от даты обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» - до изменений в ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», внесенных Законом Тульской области от 07.10.2008 г. № 1093-ЗТО или после указанных изменений, заместителем председателя Тульской областной думы Фроловым С.М. в письме от 16.03.2009 г. № Д/24-595/1 направлено письмо с соответствующими разъяснениями на имя председателя Совета Тульского областного союза потребительских обществ л.д.12). При этом в разъяснении четко указано, что принятие Закона Тульской области № 1093-ЗТО не повлекло последствий, препятствующих присвоению звания «Ветеран труда» работникам потребительской кооперации, награжденным значком «За доблестный труд в потребительской кооперации России». При этом исключение с 07.10.2008 г. из первоначальной редакции Закона Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» указания о присвоении звания «Ветеран труда» лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, выданными уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, имело своей целью лишь более корректное изложение закона, а также недопущение формулировки в законе тульской области процедуры вручения ведомственных знаков отличия в труде, что не относится в предмету правового регулирования Закона Тульской области № 797-ЗТО».

Председатель областной Думы, его заместители вправе дать разъяснения по запросам граждан, общественных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам применения законодательных актов, которые могут использоваться правоприменителями наряду с разъяснениями иных органов и экспертов.

Подтверждением тому обстоятельству, что внесением изменений 07.10.2008 г. в закон Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не преследовалась цель изменения круга лиц, награжденных ведомственным знаком отличия, в том числе и исключение из их числа лиц, награжденных значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации», служат и обращения Тульской областной Думы от 26.06.2008 г. № 64/3065 и № 64/3066 к председателю Правительства РФ и председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ СС просьбой внести изменения в Федеральный закон «О ветеранах» в части определения понятия «ведомственный знак отличия в труде», поскольку законодательством данное понятие не определено, что вызывает значительные трудности правоприменительной практике.

            При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации, и нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 г. № 5635-КС. Несмотря на то, что данные "письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе, и при наличии у них значка «За добросовестный труд в потребительской кооперации».

Произошедшее изменение практики применения п.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

Исходя из положений ч.1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч.2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и    гражданина, иное, «ограничительное»   толкование нopм Федерального закона от 12 января 1995 года, Закона Тульской области от 28 февраля 2007  № 797-ЗТО «Об условиях и  порядке присвоения зван «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и   приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее, действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции Российской Федерации,

           Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации» является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак отличия получен за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия трудового стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается данными трудовой книжки и не оспаривается ответчиком, в связи с чем, отказ Соколовой Л.М. в присвоении звания «Ветеран труда» является незаконным, а исковые требования - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

            При этом суд полагает, что исковые требования в части указания даты, с которой орган социальной защиты обязан присвоить истцу звание «Ветеран труда», не подлежат удовлетворению, поскольку имеется административный регламент предоставления государственной услуги «выдача гражданам удостоверения «ветеран труда», утвержденный постановлением Администрации Тульской области от 14 мая 2009 года № 309, которым четко прописана процедура выдачи удостоверения.

            На основании вышеизложенного, суд, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, считает необходимым исковые требования Соколовой Л.М. удовлетворить частично.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Соколовой Людмилы Михайловны удовлетворить частично.

Признать право Соколовой Людмилы Михайловны на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать ГУ ... «...» вынести решение о присвоении Соколовой Людмиле Михайловне звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                                    Н.А. Тюрин