№ 2- 1869/2011 от 9.11.2011 г. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



                                                               Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2011 года пос. Ленинский

             Ленинский районный суд Тульской области в составе

председательствующего судьи Волкова В.В.,

при секретаре Ивановой Е.И.,

с участием истца Анохиной Г.Н.,

представителей ответчика ГУ Управления ... ... ... по доверенности ФИО3, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1869/11 по иску Анохиной Галины Николаевны к ГУ Управление ... ... области о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

 Истец Анохина Г.Н. обратилась в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии с ... года по следующим основаниям.

На протяжении более ... лет она проработала в различных лечебно-профилактических учреждениях ... в должностях среднего медицинского персонала. В настоящее время она работает в ... больнице с поликлиникой в должности медицинской сестры палатной ... ...

... года она обратилась в ГУ Управление ... в ... ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» как медицинский работник. При решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа 30 лет лечебной деятельности по охране здоровья населения.

Комиссия пришла к такому выводу потому, что не сочла возможным включить в специальный стаж период трудовой деятельности истицы с ... года по ... года в должности медицинское сестры палатной в ... помощи, поскольку списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 не предусмотрено включение работы в учреждении ...» в специальный стаж для назначения досрочной пенсии за особые условия труда.     

С данным решением она не согласна, так как на протяжении не зачтенного периода работы она осуществляла деятельность по охране здоровья населения. Кроме этого, ... ... помощи фактически выполнял функции областного наркологического диспансера и являлся государственным бюджетным лечебно-профилактическим учреждением, который изначально именовался как ..., позже переименованный в ... .... В результате переименований функциональные обязанности и специфика работы Анохиной Г.Н. не изменились, в связи с чем просит включить в специальный стаж период работы с ... года по ... года в должности медицинской сестры палатной в .... 

В судебном заседании истец Анохина Г.Н. поддержала исковые требования и дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ Управление ... ... ... по доверенности ФИО3 исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные изложенным в решении об отказе в назначении пенсии, а именно, что период работы в учреждении ... ... не подлежат включению в специальный стаж, поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Таким образом, стаж Анохиной Г.Н. на момент подачи заявления составил ..., в связи с чем ей было обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. 

Представитель ответчика ГУ Управление ... ... ... по доверенности ФИО2 исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ГУЗ «... ...» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.    

С учетом мнения сторон, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 30.12.2008 года № 319-Ф3 сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Положения данной статьи реализуются через постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также № 1066 от 22.09.1999 года, и № 464 от 06.09.1991 года, действующие в период рассматриваемых правоотношений.

Согласно Постановлению Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Списком профессий работников здравоохранения предусмотрены средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.  

Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года были утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения. Из данного постановления усматривается, что работа, в том числе и  в диспансерах в качестве медицинской сестры, засчитывается в специальный стаж работы.

           Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 были утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии с указанным постановлением работа в диспансерах и центрах, в том числе наркологических в качестве медицинской сестры засчитывается в специальный стаж работы.  

При этом наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 года следует иметь ввиду, что ранее действовавший Закон РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требованиям о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочной назначение пенсии на основании п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от ... года ... «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находилось учреждение, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию или акционерному обществу, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Судом установлено, что Анохина В.И. в период с ... ... работала в должности медицинской сестры палатной в ... и ... ..., название которого неоднократно изменялось, однако основные задачи и функции, как учреждения здравоохранения оставались неизменными.

... года Анохина Г.Н. обратилась в ГУ - Управление ... ... ... с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику.

... года решением ... Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ... ... было отказано в назначении досрочной пенсии согласно п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет (листы дела № 11-13). Комиссия пришла к выводу о невозможности включения истцу спорного периода работы в специальный стаж, в связи с тем, что наименование учреждения, в котором осуществлялась трудовая деятельность не предусмотрено законодательством.

Фактически трудовая деятельность Анохиной Г.Н. в спорный период была связана с осуществлением лечебной работы по охране здоровья населения. Она выполняла обязанности среднего медицинского персонала в учреждении здравоохранения, поэтому решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованно. В юридически значимый период она занимала должность медицинской сестры в учреждении, деятельность которого тождественна деятельности организаций, работа в которых дает право на льготную трудовую пенсию.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ... ... являлся государственным бюджетным лечебным учреждением и, несмотря на неоднократные его переименования, функциональные обязанности и специфика работы медицинского персонала не менялась, как и не менялось содержание деятельности самого лечебного учреждения. В связи с этим период работы Анохиной Г.Н. с ... года по ... года в должности медицинской сестры палатной ... ... подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение досрочной трудовой пенсии раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом должны учитываться характер работы, различия в работе, функциональные обязанности лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и наименованиям учреждениях, организациях, структурных подразделениях.           

Согласно письму Министерства Здравоохранения РФ № 2510/4920-02-32 от 17.05.2002 года «О досрочных трудовых пенсиях» тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, то есть на основании решении администрации органов субъекта РФ, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименования должностей или структурных подразделений.

Таким образом, несвоевременное приведение в соответствие с номенклатурой наименования учреждения здравоохранения, в котором проходила трудовая деятельность истицы, не может служить основанием к отказу ей в удовлетворении заявленных требований, поскольку конституционное право на пенсионное обеспечение взаимосвязано с трудовой функцией гражданина и не может быть поставлено в зависимость от профессиональной компетентности работников и должностных лиц, допустивших произвольное наименование учреждения.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что отказ Анохиной Г.Н. в назначении ей пенсии ввиду отсутствия у последней требуемой продолжительности специального стажа работы необоснован и нарушает законные права истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения ее иска и назначения ей пенсии с ... года, то есть с момента обращения в ГУ Управление ... в ... ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Анохиной Галины Николаевны удовлетворить.

 Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, Анохиной Галины Николаевны ... года рождения, уроженки ... ... области, период работы с ... года по ... года.

            Обязать ГУ Управление ... ... ... назначить досрочную трудовую пенсию согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях» в РФ» с ... года 

             Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

 

Председательствующий В.В.Волков