Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 ноября 2011 года п. Ленинский Ленинский районный суд Тульской области в составе председательствующего Исаевой О.С., при секретаре Федосеевой Л.Ю., с участием прокурора ... представителя ответчика ООО «...» Цветова В.М., представителя третьего лица администрации МО ... по доверенности ... рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1693/11 по иску прокурора ... ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «...» о признании бездействий по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке отходов незаконными, обязании ООО «...» обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... с заявлением о получении лицензии и обязании осуществлять эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством, у с т а н о в и л : Прокурор ... ... обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «...» о признании бездействия ООО «...» по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности незаконным; обязании ООО «...» обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... с заявлением о получении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности; обязании ООО «...» осуществлять эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в ... района ..., в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства и не допускать возгорания отходов на полигоне. Требования мотивированы тем, что прокуратурой ... ... в связи с обращением главы администрации Муниципального образования ... ..., заместителя Директора Департамента ... области по экологии и природным ресурсам, коллективным обращением жителей ... района ... проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «...» природоохранного законодательства и законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. ... года между ООО «...» и комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования ... ... заключено концессионное соглашение ... в отношении недвижимого имущества, предназначенного для приема, переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., ..., ..., примерно в ... м. по направлению на запад от ориентира: ..., ..., ..., кладбище, по условиям которого ООО «...» (Концессионер) обязуется создать недвижимое имущество (объект соглашения) и осуществлять переработку и захоронение твердых бытовых отходов (ТБО) с использованием объекта соглашения. Объектом соглашения является недвижимое имущество, полигон ТБО, с мусоросортировочным комплексом мощностью переработки ТБО ... тонн. Вышеуказанный земельный участок (площадью ... кв.м.) принят ООО «...» у комитета имущественных отношений администрации МО ... на основании договора аренды земельного участка от ... ... для организации полигона твердых бытовых отходов. Согласно п.4.4.9 данного договора Общество обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории. Мощность полигона ТБО составляет ... м.куб./год, вместимость объекта- ....куб. При обследовании полигона ТБО, проведенного ... по экологии и природным ресурсам ..., ..., а также ... - прокуратурой ... ... совместно с ... филиалом ФГУ «...», установлено, что на данном объекте производится размещение следующих отходов 4 класса опасности: мусор, отходы от жилищ несортированные (некрупногабаритные), разнородные отходы бумаги и картона, отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс и другие. Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ..., ООО «...» не имеет лицензии на деятельность по сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности и с соответствующим заявлением о получении лицензии не обращалось. По состоянию на ... предприятие ООО «...» с заявлением о предоставлении лицензии на «Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности» в Управление Росприроднадзора по ... не обращалось. Осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов в отсутствие лицензии может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. Эксплуатируемый ООО «...» полигон ТБО не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, разрешение на создание указанного объекта Управлением Росприроднадзора по ... не выдавалось, что не допустимо. ФГУ «...» по ... в соответствии с техническим заданием прокуратуры ... ... проведены исследования атмосферного воздуха в районе полигона ТБО. Пробы отбирались ... (акт отбора проб от ...). Исследования проводились по 4 ингредиентам (взвешенные вещества, аммиак, диоксид серы, оксид углерода) в трех контрольных точках: точка ... - расположена на территории полигона ТБО; точка ... - расположена в ... м. от границы полигона ТБО; точка ... - расположена на границе полигона ТБО и кладбища. На момент отбора проб наблюдалось очаговое возгорание на территории полигона (задымление и местами — наблюдалось пламя). В точке ... концентрация диоксида серы в атмосферном воздухе составила 0,65 мг/м 3 при нормативе предельно-допустимой концентрации (ПДК м.р.) - 0,5 мг/м3. Превышение установленного норматива составляет 1,3 ПДК. Концентрация оксида углерода в атмосферном воздухе составила 5,6 мг/м3 при нормативе предельно-допустимой концентрации (ПДК м.р.) - 5,0 мг/м3. Превышение установленного норматива составляет 1,12 ПДК. Полученные результаты не соответствуют требованиям ГН 2....-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» в точке ... (500 м. от границы полигона ТБО) в части концентрации оксида углерода и диоксида серы. Департаментом ... по экологии и природным ресурсам по результатам ранее проведенной проверки в отношении ООО «...» было установлено, что Общество осуществляет деятельность в нарушение требований действующего природоохранного законодательства: Обществом не соблюдаются экологические требования, а также требования предупреждения аварий, связанных с обращением отходов, в том числе при размещении отходов; полигон ТБО не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, разрешение на создание указанного объекта Управлением Росприроднадзором не выдавалось; Общество размещает отходы IV класса опасности на объекте размещения отходов в отсутствие разрешительных документов - лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. По результатам выявленных нарушений ООО «...» ... было выдано предписание об устранении нарушений законодательства ..., в отношении ООО «...» возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, юридическое лицо привлечено к административной ответственности. Согласно п.1 вышеуказанного предписания ООО «...» начиная с ... необходимо с учетом выявленных Департаментом нарушений обеспечить разработку и реализацию эффективных мер, направленных на соблюдение требований предупреждения аварий (в том числе предупреждения возгорания отходов), связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер по их ликвидации. По состоянию на текущий период нарушения Обществом в указанной части не устранены, более того, информация о ходе выполнения вышеуказанного пункта предписания в ... по экологии и природным ресурсам не представлена. В ходе судебного разбирательства прокурор ... действующая в интересах неопределенного круга лиц, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что под бездействием ООО «...» по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов подразумевается длительное не принятие мер по получению лицензии и сам факт ее не получения. Просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика ООО «...» Цветов В.М. в судебном заседании исковые требования признал частично, за исключением требований о признании бездействий ООО «...» незаконными, поскольку они осуществляли сбор, необходимых для получения лицензии, документов. Ему устно старшим инспектором ..., было отказано в принятии документов на получение лицензии, поскольку в, заключенном с комитетом имущественных отношений администрации МО ..., договоре аренды земельного участка ... от ... г. в п.1.1. вместо «организация полигона твердых бытовых отходов» необходимо указать «эксплуатация полигона», в приложении ... к концессионному соглашению ... от ...г. убрать слова «Полигон ТБО». Письменного отказа в выдаче лицензии у них не имеется. Для внесения изменений в договор аренды и в приложение к концессионному соглашению ... в администрацию МО ... письменно не обращался. Представитель третьего лица администрации МО ... ... в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что на территории муниципального образования ... расположена свалка твердых бытовых отходов в пос. .... Лица, осуществляющие утилизацию и переработку отходов, действуют на основании санитарных норм и правил, нормативов и иных требований, установленных действующим законодательством, и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ... (п.6.1 вышеуказанных правил). ... года вынесено постановление главы администрации муниципального образования ... от ...г. ... «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в .... на запад от ориентира: ..., ..., городское поселение рабочий ..., кладбище, проектируемого для организации полигона бытовых отходов». В результате рассмотрения конкурсных предложений к конкурсу на право заключения концессионного соглашения в отношении недвижимого имущества, предназначенного для приема, переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, находящимся примерно в ... м по направлению на запад от ориентира: ..., ..., г.п.р.п. ..., с кадастровым номером ..., ...г. конкурсная комиссия решила: «конкурсное предложение, предоставленное ООО «...» в конкурсную комиссию, соответствует критериям конкурса. На основании ст. 33 Федерального закона РФ от ...г. ...ФЗ «О концессионных соглашениях», п.п. 11,12 конкурсной документации - проект концессионного соглашения передать для подписания ООО «...». ... года между Комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования ... и ООО «...» заключено концессионное соглашение. ... года администрацией муниципального образования ... вынесено постановление ... «О предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ... ..., рабочий ...», в соответствии с которым земельный участок, общей площадью ... кв.м. для организации полигона твердых бытовых отходов предоставлен ООО «...» в аренду сроком на ... лет. П.8 Концессионного соглашения ... в отношении недвижимого имущества, предназначенного для приема, переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, находящемся примерно в ... м по направлению на запад от ориентира: ..., ..., ..., с кадастровым номером ... предусматривает, что концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с Концендентом проектную документацию, необходимую для создания объекта Соглашения до ... года. Данное требование Соглашения нарушено, и проектная документация до настоящего времени не разработана и не согласована. Согласно п. .... договора аренды земельного участка ... (приложение ... к концессионному соглашению от ...г. ... арендатор (ООО «...») обязан не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других), для проведения которых требуется соответствующее разрешение. По информации прокуратуры ... по факту выявленных нарушений директору ООО «...» выдано предписание об устранении нарушений законодательства, в отношении ООО «...» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, и оно привлечено к административной ответственности. Согласно письму ООО «...» от ... года ... финансовую хозяйственную деятельность, предназначенную для приема, переработки и утилизации твердых бытовых отходов ООО «...» ведет с ... года, получая при этом прибыль и в ... году. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от ... N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарными правилами содержания территории населенных мест от ... N 42-128-4690-88 (далее - Правила) определен порядок организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий. Твердые бытовые отходы вывозятся на полигоны (усовершенствованные свалки). До настоящего времени полигон (объект концессионного соглашения) не создан, соответственно ООО «...» провоцирует создание несанкционированной свалки. Так как большинство объектов размещения ТБО являются источниками повышенной опасности загрязнения окружающей среды, и наличие несанкционированной свалки на территории муниципального образования ... противоречит нормам, предусматривающим санитарно-эпидемиологическое благополучие населения муниципального образования ..., администрацией муниципального образования ... направлены дополнительные соглашения о расторжении концессионного соглашения. ... года ООО «...» сообщила о начале строительства мусоросортировочного комплекса (фактически осуществляя несанкционированную деятельность с ...). Администрация муниципального образования ... сообщила (письмо от ... года ...) о преждевременности строительства мусоросортировочного комплекса в связи с отсутствием проектной документации, предусмотренной концессионным соглашением и согласованной в установленном порядке. Так как отсутствует проектная документация, и объект до настоящего времени не создан, а несанкционированная деятельность ведется, то нарушается п. в ст. 78 Соглашения. Таким образом, в результате неисполнения концессионного соглашения существенно нарушаются интересы жителей муниципального образования ..., администрация муниципального образования ... в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора -организовано утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. ... года директору ООО «...» направлено уведомление о расторжении концессионного соглашения в связи с неисполнением Ответчиком п.8, 50, 61 концессионного соглашения и направлены для подписания проекты дополнительного соглашения о расторжении концессионного соглашения ... от ...г.. Срок предоставления подписанных дополнительных соглашений установлен - 14 дней с момента получения уведомления. До настоящего времени дополнительные соглашения не представлены. Администрация муниципального образования ... обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «...» (...), о расторжении концессионного соглашения ... от ... в связи с его неисполнением и осуществлением деятельности ООО «...» с существенным нарушением требований действующего законодательства. ООО «...» в нарушение п. 3 ст. 4, ст. 9, 11, 14, 15, 18, 19, 26 Федерального закона от ... N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": не разработано и не согласовано в установленном законом порядке "Положение о проведении производственного экологического контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами". Действиями ООО «...» в настоящее время нарушены требования вышеперечисленного действующего законодательства, концессионного соглашения, и с момента заключения концессионного соглашения вопрос местного значения организован, но не исполняется и до настоящего времени условия концессионного соглашения ... в отношении недвижимого имущества, предназначенного для приема, переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, находящемся примерно в ... м по направлению на запад от ориентира: ..., ..., г.п.р.п. Ленинский, кладбище, с кадастровым номером ... от ...года не исполнены. Представитель третьего лица администрации МО ... ... в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора ... и доводы, представителя третьего лица администрации МО ... .... и пояснила, что информационным письмом по исполнению концессионного соглашения ... от ...г. ООО «...» сообщает, что получена лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-5 классов опасности. Данная информация не подтверждена, лицензия, выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «...» отсутствует. Таким образом, довод ООО «...» о том, что в получении лицензии препятствует администрация муниципального образования ... не соответствует требованиям Постановление Правительства РФ от ... N 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности", так как администрация муниципального образования ... не является органом, в полномочия которого входит вопрос о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса. Таким образом, так как ООО ...» осуществляет деятельность на основании концессионного соглашения, наличие лицензии у ООО «...» не снимает обязанности ООО «...» для получения лицензии. Предоставленная ответчиком в суд документация не согласована уполномоченными лицами. Перечень документов необходимых для подачи заявления на выдачу лицензии установлен законом, в предоставленной документации необходимые документы отсутствуют. В администрации МО ... письменно ответчик не обращался по поводу необходимости внесения тех или иных изменений, в ранее заключенные соглашения. Так как за период с ... года по настоящее время ООО «...» не получена лицензия и документы в лицензирующий орган не поданы, следовательно, администрация муниципального образования ... полагает, что требования прокурора ... о признании бездействия ООО «...» подлежит удовлетворению в полном объеме. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Общество с ограниченной ответственностью «...» действует на основании Устава, утвержденного Решением учредителя от ... .... Согласно Устава Общество является юридическим лицом. С момента государственной регистрации Общество имеет в собственности имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и личные неимущественные права, отвечает по своим обязательством этим имуществом. Целью создания Общества является объединение экономических интересов, материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов его участников для осуществления хозяйственной, то есть направленной на извлечение прибыли, деятельности. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (п. 1.1. Устава). В силу п. 1.2. Устава л.д. 29) основными видами деятельности Общества являются: удаление и обработка твердых отходов; сбор мусора, хлама, отбросов и отходов; измельчение отходов, свалка отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов; уборка территории и аналогичная деятельность; другие виды деятельности. ... года Инспекцией Федеральной Налоговой Службы по ...у ... в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ООО «...» за основным государственным регистрационным номером (... (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии ... ...) л.д. 27). В соответствии со ст.49 Гражданского Кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензируемый вид деятельности определен Федеральным законом от ... ...ФЗ как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от ... ...ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, так п.74 ст. 17 указанного закона относит к таким видам деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I -IV класса опасности. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями), определяется Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации от ... .... При этом в силу ст. 1 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; под использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Так, Министерством природных ресурсов РФ Приказом от ... ... утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, содержащий перечень образующихся отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, в том числе опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Так, промышленные и твердые бытовые отходы, являющиеся объектом деятельности ООО «...» в части их сбора, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения, относятся к категории IV класса опасности. П. 4 Постановления Правительства РФ от ... N 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I -IV класса опасности" устанавливает, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся: а) допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности; б) транспортировка отходов I - IV класса опасности без оформленного в установленном порядке паспорта отходов I - IV класса опасности; в) отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности; г) нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде. Как следует из показаний прокурора ... под бездействием ООО «...» по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов подразумевается длительное не принятие мер по получению лицензии и сам факт ее не получения. ... года между Комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования ... и ООО «...» заключено концессионное соглашение л.д. 18-25). П.8 Концессионного соглашения ... в отношении недвижимого имущества, предназначенного для приема, переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, находящемся примерно в ... м по направлению на запад от ориентира: ..., ..., ..., с кадастровым номером ... предусматривает, что концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с Концендентом проектную документацию, необходимую для создания объекта Соглашения до ... года. ... года был заключен договор аренды земельного участка из земель промышленного назначения ..., находящегося по адресу: ..., ..., городское поселение рабочий ..., примерно в ... м. по направлению на запад от ориентира: ..., ..., г.п... для организации полигона твердых бытовых отходов, общей площадью ... кв.м. на ... лет л.д. 13-16). Начиная с ... года и по настоящее время ООО «...» не получила лицензию в нарушение концессионного соглашения. Довод ответчика Цветова В.М. о том, что они обращались в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... для получения лицензии, суд считает надуманным и необоснованным, поскольку письменного отказа в выдаче лицензии суду не предоставлено, также для устранения указанных сотрудником Росприроднадзора недостатков в договоре аренды земельного участка и приложении к концессионному соглашению ответчик в администрацию МО ... не обращался, что следует о его бездействии в получении лицензии. Федеральный закон ...ФЗ от ... «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 2, 3 Федерального закона ...ФЗ от ... «Об охране окружающей среды» хозяйственная или иная деятельности, связанная с воздействием на природную среду, должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от ... ...ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В абзаце 3 этой статьи дано понятие обращения с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от ... ...ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. На основании статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от ... ...ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды. Таким образом, деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется ООО «...» в нарушение установленных законодательством лицензионных требований, без лицензии (специального разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Кроме того, Федеральным законом от ... ...ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов. Так, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращении с отходами в соответствии со своей компетенцией (на территории ... - Управление Росприроднадзора по ...) (ч.1 ст.12 Федерального закона от ... ...ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч.7 ст. 12 Федерального закона от ... ...ФЗ«Об отходах производства и потребления»). В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по ... проводились исследования атмосферного воздуха в районе полигона ТБО ...г. по 4 ингредиентам (взвешенные вещества, аммиак, диоксид серы, оксид углерода) в трех контрольных точках: точка ... - расположена на территории полигона ТБО; точка ... - расположена в 500 м. от границы полигона ТБО; точка ... - расположена на границе полигона ТБО и кладбища. Согласно заключения ... л.д. 40-41) в точке ... концентрация диоксида серы в атмосферном воздухе составила 0,65 мг/м 3 при нормативе предельно-допустимой концентрации (ПДК м.р.) - 0,5 мг/м3. Превышение установленного норматива составляет 1,3 ПДК. Концентрация оксида углерода в атмосферном воздухе составила 5,6 мг/м3 при нормативе предельно-допустимой концентрации (ПДК м.р.) - 5,0 мг/м3. Превышение установленного норматива составляет 1,12 ПДК. Полученные результаты не соответствуют требованиям ГН 2....-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» в точке ... (... м. от границы полигона ТБО) в части концентрации оксида углерода и диоксида серы. Выбросы загрязняющих веществ (оксид углерода, диоксид серы, аммиак, взвешенные вещества) от точек ... и 3 рассматриваются как выбросы от неорганизованного источника загрязнения атмосферы (полигон ТБО). Сделать вывод о наличии или отсутствии превышения установленного норматива предельно-допустимого выброса загрязняющих веществ (ПДВ) не представилось возможным. Согласно сообщения ... по экологии и природным ресурсам от ... года л.д. 79-80) ООО «...» осуществляет эксплуатацию арендованного земельного участка с нарушением установленных требований, а также не имеет лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Данный факт также подтверждается сообщением Управлением Росприроднадзора по ... от ...г. л.д. 77). ...г. ... по экологии и природным ресурсам был составлен протокол ... об административном правонарушении л.д. 94-95). ООО «Омега» нарушила ст.11, ч.ч.1,7 ст. 12 ФЗ от ...г. ...ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 18 ФЗ от ... ...ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 1.24,1.25,2.16,2,7,4.3.3 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем РФ ...г.. Административная ответственность за совершенное административное правонарушение предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. При проведении обследования полигона были видны отдельные следы горения мусора. В соответствии с гидрогеологическим заключением Отдела геологии и лицензирования по ... (Туланедра) от ...г. ... л.д. 72) участок под полигон ТБО охватывает северную часть отработанного ... карьера, где в настоящее время организована несанкционированная свалка ТБО, и подъездную дорогу к карьеру. На отработанной части карьера геологический разрез начинается с известняков алексинской свиты мощностью не более 1 м. В приведенном разрезе имеют распространение окско-тарусский, нижнетульский и упинский водоносные горизонты. Нижнетульский водоносный горизонт для целей централизованного водоснабжения здесь не используется. Окско-тарусский водоносный горизонт в соответствии с СанПиН 2....-02 относится к категории незащищенным. Упинский водоносный горизонт, в связи с невыдержанностью мощности перекрывающих водоупоров, на площади земельного отвода под полигон ТБО относится к категории недостаточно защищенных от опасности загрязнения с поверхности. Таким образом, при продолжении ответчиком нарушений экологических требований при обращении с отходами возможно загрязнение водоносных горизонтов, от которых снабжается население. С учетом установленных обстоятельств, и на основании вышеуказанных норм Закона, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «...» по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности незаконным. Обязать общество с ограниченной ответственностью «...» обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ... с заявлением о получении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Обязать общество с ограниченной ответственностью «...» осуществлять эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в ... района ..., в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства и не допускать возгорания отходов на полигоне. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области. Председательствующий: О.С. Исаева