о предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года пос. Ленинский Ленинского района Тульской области

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Бондаренко П.В.,

с участием

истца Мирошина Ю.П.,

представителя ответчика ГУ <данные изъяты> по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2149/11 по иску Мирошина Ю.П. к ГУ <данные изъяты> о предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

истец Мирошин Ю.П. обратился в суд с иском к ГУ <данные изъяты> и просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки по оплате жилой площади и коммунальных услуг, получение справки на приобретение единого месячного проездного билета (л.д.7-8).

Исковые требования мотивированы тем, что Мирошин Ю.П. является пенсионером <данные изъяты> и имеет удостоверение «Ветеран труда». ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ <данные изъяты> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, однако истцу было отказано в связи с недостижением возраста <данные изъяты> лет. Считает данный отказ незаконным.

Истец Мирошин Ю.П. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ <данные изъяты> по доверенности ФИО3 в удовлетворении заявленных истцом требований просила отказать в полном объеме по тем основаниям, что в соответствии со ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста <данные изъяты> лет. В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 439-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении ею возраста, дающего право на трудовую пенсию. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство ФЗ № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом: право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним. Правоотношения по предоставлению льгот согласно ст.22 ФЗ «О ветеранах» трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъективный состав и объём правоотношений остались прежними. Полагает, что нельзя руководствоваться ст. 7 без учёта ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 в совокупности со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 ФЗ «О ветеранах». Права на льготы по ст. 22 ФЗ «О ветеранах» (в ред. до 22.08.2004г) у истца до ДД.ММ.ГГГГ не было. Постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» закрепило право на пользование льготным месячным проездным билетом ветеранами труда. Истец может реализовать свое право на получение справки для приобретения льготного проездного билета также только при достижении возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости.

Представитель третьего лица - <данные изъяты> в судебное заседание не явился.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и представителя ответчика, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица <данные изъяты>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставлено.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что Мирошин Ю.П. является пенсионером <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст.7 ФЗ РФ от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное ему ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ Мирошин Ю.П. обратился в ГУ <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области № 493-3 ТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области.

ДД.ММ.ГГГГ истцу Мирошину Ю.П. ответчиком ГУ <данные изъяты> выдан письменный отказ в предоставлении мер социальной поддержки (л.д.9).

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 12.01.1995г № 5-ФЗ (ред. от 18.07.2009г) «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п.2 в ред. ФЗ от 08.08.2001г № 124-ФЗ).

Согласно ст. 10, 13, 22 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 гола № 5-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года № 112-ФЗ) социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ, жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статьёй 22 ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьёй которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является: предоставление льгот по оплате в размере <данные изъяты>% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере <данные изъяты>% коммунальных услуг.

Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Ст. 7 указанного Закона говорит о том, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.

Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 введён на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей производится на основании специальных законов – ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Правовой анализ ст. 27 п.1 и ст.2, 4, 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров с ДД.ММ.ГГГГ пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным законом.

В настоящее время на истца распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому пенсия назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.12.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. <данные изъяты> лет для мужчин, поэтому ответчиком неправильно применены правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, а ссылка на то, что у истца не выполняется требуемое в законе Тульской области условие – достижение возраста <данные изъяты> лет, является неправомерной.

Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Кроме того, как ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста <данные изъяты> лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной <данные изъяты> лет. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения <данные изъяты>-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее <данные изъяты> лет, из которых не менее <данные изъяты> составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, достижении установленной законом выслуги.

Назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста, призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии со ст. 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 1,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также на получение единого месячного льготного проездного билета.

<данные изъяты>

В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о <данные изъяты>, утверждённого постановлением Администрации Тульской области от 20.11.2006 года № 579 «Об утверждении положения о <данные изъяты> <адрес>» департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесённых ими в связи с предоставлением данных услуг.

При этом необоснованными являются доводы ответчиков о том, что статус «ветеран труда» должен быть у истца на ДД.ММ.ГГГГ, и только при наличии на указанную дату статуса «Ветеран труда» и статуса пенсионера истец вправе получать требуемые им меры социальной поддержки. В данном случае ответчики исходят из неправильного толкования норм материального права, в частности, в указанных выше нормативных актах речь идет о двух категориях граждан, имеющих право на меры социальной поддержки: ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (которыми являются, например, труженики тыла). Истец Мирошин Ю.П. обратился в суд с требованиями о предоставлении ему мер социальной защиты как ветерану труда и одновременно пенсионеру, поэтому к нему неприменимы условия о том, чтобы он был гражданином, приравненным к ветерану труда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, это отдельная категория граждан, к которой истец не относится.

Кроме того, необоснованными являются доводы о том, что получать меры социальной поддержки, указанные в иске, вправе лишь пенсионеры, ушедшие на пенсию по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и по ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ», которыми являются лишь мужчины, достигшие возраста <данные изъяты> лет. Данные доводы также основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку именно в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, и истец Мирошин Ю.П. является именно таким пенсионером, то есть пенсия ему назначена на основании пенсионного законодательства РФ.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Мирошина Ю.П. подлежащими удовлетворению.

Поскольку ГУ <данные изъяты> является государственным органом, освобожденным от уплаты госпошлины в соответствии с положениями налогового Кодекса РФ, то основания для взыскания с ответчика госпошлины в пользу истца Мирошина Ю.П. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Мирошина Ю.П. удовлетворить.

Признать за Мирошиным Ю.П. право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере <данные изъяты> % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере <данные изъяты> % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Признать за Мирошиным Ю.П. право на получении справки на приобретение льготного проездного билета.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья: Сенчукова Е.В.