№2- 2325/11 от 21.12.2011 г. о признании права на присвоение звания ветеран труда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2011 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе

председательствующего судьи Волкова В.В.,

при секретаре Ивановой Е.И.,

с участием истца Ивановой Г.А.,

представителя ответчика ГУ ТО <данные изъяты>» ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика <данные изъяты> ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2325/2011 по исковому заявлению Ивановой Галины Алексеевны к ГУ ТО <данные изъяты> <данные изъяты>», <данные изъяты> о присвоении звания «Ветеран труда»,

                                             у с т а н о в и л:

Иванова Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ Тульской области <данные изъяты>», <данные изъяты> <данные изъяты> с требованиями признать незаконным решение ГУ Тульской области <данные изъяты>» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда».

Требования мотивированы тем, что она работает в потребительской кооперации, награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Однако ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как указанная награда не является ведомственной. С данным отказом она не согласна, поскольку Центросоюз России является ведомством, то есть, высшим центральным органом некоммерческой организации. До внесения изменений в ст.2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» знаки, выданные центральными органами некоммерческих организаций, являлись ведомственными знаками отличия в труде. После внесенных изменений основания и порядок присвоения звания не изменились.

Истица Иванова Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ Тульской области <данные изъяты>» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала и пояснила, что значок «За добросовестный труд в потребительской операции России», выданный Цетросоюзом РФ, не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Представитель ответчика <данные изъяты> не возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что Центросоюз России является ведомством, который в силу своих полномочий имеет право награждать значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» лучших работников организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ.

Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, в адрес суда представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, согласно которым просил в иске отказать, поскольку система потребительской кооперации в РФ не является ведомством, так как не является органом государственного управления. Соответственно награда Центросоюза России «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой, так как учреждена не органом государственного управления.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Иванова Г.А. <данные изъяты> <данные изъяты> награждена значком <данные изъяты> <данные изъяты>», ей выдано удостоверение, подтверждающее награждение, и внесена запись о награждении в трудовую книжку (лист дела ).

ДД.ММ.ГГГГ Иванова Г.А. обратилась в ГУ Тульской области<данные изъяты>» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче удостоверения «Ветерана труда», поскольку в соответствии со ст.7 ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, в том числе и награждённые ведомственными знаками отличия в труде. Предоставленный истцом значок <данные изъяты>» от имени <данные изъяты> не относится к ведомственной награде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» (лист дела ).

Согласно ч.1 ст.7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» - ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно п.4 ст.7 вышеуказанного федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

В пп. 1 п.3 ст.3 первоначальной редакции Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятого Постановлением Тульской областной Думы от 15 февраля 2007 года № 43/1867, под «ведомственными знаками отличия в труде» понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, тем самым конкретизировано понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.

В статье 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО перечислены следующие условия присвоения звания «Ветеран труда»: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» не изменились.

Согласно части 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с этим применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан по признаку принадлежности к организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции.

Федеральный закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» определяет понятие потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В силу ст.31 Федерального закона «О потребительской кооперации в РФ» Союз потребительских обществ является некоммерческой организацией. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления, международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.

Данные признаки характеризуют систему потребительской кооперации как ведомство, то есть орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики.

Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации № 31 от 26 июля 2002 года «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с п.1 которого названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности.

Награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов.

Таким образом, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 ФЗ «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно положениям ст.ст.7, 39 Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55 Конституции РФ). В силу п.п. «б,ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.

Внеся Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменения в Федеральный закон «О ветеранах», которым регулируется и правовой статус ветеранов труда, федеральный законодатель определил для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, и новый правовой механизм их социальной защиты, предполагающий, что меры социальной поддержки для данной категории граждан, а также для граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Принимая такое решение, федеральный законодатель исходил из того, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации не могут действовать произвольно, а должны, как указано в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации, и что нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 года № 5635-КС.

Произошедшее изменение практики применения п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым звание «Ветеран труда» присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения указанного звания в настоящее время.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

Исходя из положений ч.1 ст.19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч.2 ст.55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование нopм Федерального закона от 12 января 1995 года, Закона Тульской области от 28 февраля 2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения зван «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации» является ведомственным знаком отличия в труде. Данный знак отличия получен за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия трудового стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается данными трудовой книжки и не оспаривается ответчиком, в связи с чем, отказ ГУ Тульской области <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>» в присвоении Ивановой Г.А. звания «ветеран труда» является незаконным.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о присвоении ей звания «Ветеран труда».

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Ивановой Галины Алексеевны удовлетворить.

Признать за Ивановой Галиной Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты>, право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать ГУ ТО <данные изъяты>» выдать Ивановой Галине Алексеевне удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательном виде.

Председательствующий                                                                      В.В. Волков