№2-2233/11 от 22.12.2011 г. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе

председательствующего судьи Волкова В.В.,

при секретаре Ивановой Е.И.,

с участием истца Федоровой Л.В.,

представителя истца по доверенности Суменковой О.Г.,

представителя ответчика ГУ <данные изъяты> по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2233/11 по иску Федоровой Людмилы Владимировны к ГУ <данные изъяты> <данные изъяты> о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении досрочной трудовой пенсии,

                                                  у с т а н о в и л:

Федорова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ <данные изъяты> о признании за нею права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», включении в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального воспитателя в совхозе <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального воспитателя в детском саду <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в отделе социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>» и назначении досрочной трудовой пенсии с момента возникновения у нее права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования Федорова Л.В. мотивировала тем, что приобрела право на досрочную пенсию, так как <данные изъяты> лет проработала в образовательных учреждениях. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и представила все необходимые документы. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в установлении досрочной пенсии ей было отказано. В специальный стаж работы не были включены вышеуказанные периоды работы.

В своих требованиях истица ссылается на то, что между должностями музыкальный руководитель и музыкальный воспитатель установлена тождественность, в связи с чем указанная работа подлежит включению в специальный стаж.

Истица также полагает, что статус образовательного учреждения, работник которого осуществляет педагогическую деятельность, не влияет на право работника в предоставлении ему досрочной пенсии.

В судебном заседании истица Федорова Л.В. исковые требования поддержала в полном объёме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. поддержала требования истца и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что Положение об отделе социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты>», на которое истица ссылается в своем иске, отсутствует, и предоставить его в судебное заседание не представляется возможным. Требования о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в отделе социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты>» она основывает на том, что истица являлась музыкальным руководителем в детском коллективе.

Представитель ответчика ГУ <данные изъяты> по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования Федоровой Л.В. не признала и дала пояснения, аналогичные изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. Таким образом, специальный стаж заявителя составляет 15 лет 21 день и является недостаточным для назначения досрочной пенсии.

Суд, выслушав пояснения сторон и исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федорова Л.В. обратилась в <данные изъяты>, с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, более 25 лет отработавшему с детьми в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ». К заявлению были приложены необходимые для назначения пенсии документы.

Согласно копии трудовой книжки Федорова Л.В. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального воспитателя в совхозе «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального воспитателя в детском саду <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в отделе социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Федоровой Л.В. было отказано в назначении досрочной пенсии согласно ст.27 п.1 п.п.19 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа <данные изъяты> лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей (лист дела ).

Истице не зачли в специальный стаж периоды работы в дошкольном образовательном учреждении <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также ранее действовавшими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок исчисления выслуги лет работникам народного образования, не предусмотрено включение работы в дошкольном образовательном учреждении в специальный стаж (в выслугу лет) для назначения досрочной пенсии за особые условия труда.

Кроме этого по мнению ГУ <данные изъяты> не подлежат включению в специальный стаж периоды работы в должности музыкального воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду №<данные изъяты>» по той причине, что списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 не предусмотрено включение работы в должности музыкального воспитателя в специальный стаж для назначения досрочной пенсии за особые условия труда.      

Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в отделе социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты>» не включены в специальный трудовой стаж, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не предусмотрены наименования учреждений: культурно-досуговый центр, отдел социального развития и культурно-воспитательной работы.

Специальный стаж Федоровой Л.В. согласно решению комиссии составил <данные изъяты> (листы дела ).

В соответствии с п.1 ст.53 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, данное положение содержит общий принцип о том, что применяется тот закон, который действовал во время возникновения правоотношений и закон, ухудшающий положение гражданина по сравнению с предыдущим не может быть применен в отношении данного гражданина.

Федеральный закон № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Оспариваемые ответчиком периоды работы истца в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>» не могут быть исключены из льготного стажа по основанию, указанному в решении комиссии по назначению пенсий от 21.09.2011 года, а именно, что наименование учреждения не соответствует Списку учреждений, указанных в Постановлении № 781 от 29.10.2002 года и ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

Доводы ответчика в той части, что дошкольное образовательное учреждение не является учреждением, работа в котором подлежит включению в специальный стаж, суд находит несостоятельными.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ № 677 от 01.07.1995 года дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на несколько видов, однако все дошкольные образовательные учреждения преследуют единые цели и задачи – воспитание детей, руководствуются в своей деятельности едиными нормативно-правовыми актами.

Из представленных документов следует, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Федорова Л.В. работала в учреждении, предусмотренном списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с по<адрес> пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, и от 29.10.2002 года № 781, действующими на момент возникновения правоотношений.

Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что в соответствии с Конституцией РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Таким образом, спорные периоды работы истицы в <данные изъяты>» подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Возражения ответчика на требования о включении в специальный трудовой стаж периодов работы в должности музыкального воспитателя суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», предусмотрена должность «музыкального руководителя», однако, «Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» не установлено обязательное условие (для музыкального руководителя в том числе), как выполнение педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 «О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена должность «музыкальный руководитель», а также, пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что работа в должности «музыкального руководителя» засчитывается в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, независимо от времени, когда эта работа выполнялась.

Для подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 (где должность музыкального руководителя не предусмотрена), но, в соответствии с частью 2 пункта 3 Постановления от 22.09.1999 года N 1067, Правила, утвержденные пунктом 1 указанного Постановления по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999 года.

Должность музыкального воспитателя не включена в список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 и список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781. Указанными списками предусмотрены должности воспитателя и музыкального руководителя.

Согласно п.2 Постановления Правительства от 11.07.2002 года N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» обязанность по установлению тождества профессий, должностей и организаций возложена на Министерство труда и социального развития РФ.

Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 года N 39 было установлено тождество наименований должностей музыкального работника музыкальному руководителю.

Согласно письму Комитета по образованию от 12.07.1996 года N 1660 в период с 1964 года по 1996 год значится только две должности: воспитатель и музыкальный руководитель в учреждениях дошкольного образования.

Изложенное свидетельствует о том, что периоды работы в должности музыкального воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду <данные изъяты>» подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

<данные изъяты> центре, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в отделе социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты> <данные изъяты>» подлежат включению в специальный трудовой стаж, суд установил, что на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>» Федорова Л.В. была принята на работу в культурно-досуговый центр <данные изъяты>», на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ переведена в отдел социального развития и культурно-воспитательной работы (лист дела ).

Доводы истца о том, что <данные изъяты>» являются учреждениями для дошкольного образования детей, являются необоснованными, поскольку в судебном заседании не были представлены доказательства тождественности указанных учреждений.

В то же время в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>» истица в спорный период времени была принята на работу на <данные изъяты> по совместительству в <данные изъяты>», что свидетельствует о том, что указанные ею в исковом заявлении культурно-досуговый центр и отдел социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты>» являются обособленными отделами, не выполняющими функции дошкольного образовательного учреждения.

Период работы в <данные изъяты>» с неполной педагогической нагрузкой не подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами, установление момента начала выплаты пенсии в будущем является ошибочным, в связи с чем требования истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                        

р е ш и л :

                       

исковые требования Федоровой Людмилы Владимировны удовлетворить частично.

Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, Федоровой Людмилы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального воспитателя в <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального воспитателя в детском саду <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>».

В удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в отделе социального развития и культурно-воспитательной работы <данные изъяты>» и назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательном виде.

Председательствующий                                                                       В.В. Волков