№2-64/12 от 16.01.12 г. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2012 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе

председательствующего судьи Волкова В.В.,

при секретаре Ивановой Е.И.,

с участием истца Жестровой Е.Н.,

представителей ответчика ГУ <адрес> <адрес> по доверенности ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-64/11 по иску Жестровой Елены Николаевны к ГУ <адрес> <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную трудовую пенсию,

                                                  у с т а н о в и л:

Жестрова Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ <адрес> <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию в соответствии пп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

В обоснование заявленных требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она осуществляет лечебную деятельность. Ее специальный стаж лечебной деятельности в сельской местности составил более 25 лет. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ <адрес> <адрес> ей было отказано в назначении досрочной пенсии.

Данный отказ считает незаконным, утверждает, что в периоды работы в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> центральной районной больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляла лечебную деятельность в муниципальном учреждении лечебно-профилактического характера в качестве заведующей медпунктом – медицинской сестрой, о чем свидетельствует запись в ее трудовой книжке.

Полагает, что курсы повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в специальный стаж, так как являлись обязательными для истца как медицинского работника. На данные периоды за истцом сохранялось место работы, должность и средний заработок, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточнения к исковым требованиям, согласно которым истица просит назначить досрочную трудовую пенсию по старости согласно пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения с заявлением в ГУ <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Жестрова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ <адрес> по доверенности ФИО5 исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные изложенным в решении об отказе в назначении пенсии, а именно, что периоды работы в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <данные изъяты> центральной районной больницы не подлежат включению в специальный стаж, поскольку данная должность не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Таким образом, стаж Жестровой Е.Н. на момент подачи заявления составил <данные изъяты> дней, в связи с чем ей было обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

Представитель ответчика ГУ <адрес> по доверенности ФИО6 исковые требования не признала.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 30.12.2008 года № 319-Ф3 сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Положения данной статьи реализуются через постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также № 1066 от 22.09.1999 года, и № 464 от 06.09.1991 года, действующие в период рассматриваемых правоотношений.

Согласно Постановлению Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Списком профессий работников здравоохранения предусмотрены средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Судом установлено, что Жестрова Е.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <адрес> центральной районной больницы, что подтверждается копией трудовой книжки, справкой от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ <адрес>», архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела №, 21,22).

ДД.ММ.ГГГГ Жестрова Е.Н. обратилась в ГУ - <адрес> <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику.

ДД.ММ.ГГГГ решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – <адрес> было отказано в назначении досрочной пенсии согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет (листы дела № ). Комиссия пришла к выводу о невозможности включения истцу спорного периода работы в специальный стаж, в связи с тем, что наименование должности, которую занимала истица, не предусмотрено законодательством. Комиссией было установлено, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж Жестровой Е.Н. составил дней.

Свои исковые требования о включении указанных периодов истица обосновывает тем, что, работая в указанном учреждении заведующей медицинским пунктом, она осуществляла работу как заведующая медицинским пунктом – медицинская сестра.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Указанным Списком предусмотрена должность заведующего медицинским пунктом - медицинской сестры (фельдшер).

Аналогичное наименование должности содержит Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

Тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о включении ее в подсчет льготного стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть установлена судом, исходя из конкретных обстоятельств дела, что следует из конституционно-правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 года N 197-О, определении Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 года N 81-О и п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

На основании анализа и оценки представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в спорный период работы истица осуществляла деятельность в <данные изъяты> медпункте <адрес> центральной районной больницы в должности заведующей медпунктом – медицинской сестры. Указанное обстоятельство следует из анализа трудовой книжки, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жестрова Е.Н. занимает должность заведующей медпунктом – участковой медсестры.

Факт работы Жестровой Е.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности, указанной в ее трудовой книжке подтверждается показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 и не оспаривается представителями ответчика.

Показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 в части описывающей характер работы истца в спорные периоды времени суд признает недопустимыми доказательствами, поскольку в силу п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Отсутствие у истицы в наименовании должности указание «фельдшер» свидетельствует об ошибочном наименовании должности работодателем и не может быть расценено как обстоятельство, исключающее отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу, поскольку Список от 06.09.1991 года N 464 в отличие от Списков от 22.09.1999 года N 1066 и от 29.10.2002 года N 781 не предъявляет жестких требований к наименованию должностей. При таких обстоятельствах, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж.

Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан к зачету в специальный стаж не приняты периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, а также ранее действовавшими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок исчисления выслуги лет работникам здравоохранения, не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной пенсии за особые условия труда.

Решение Комиссии суд считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пениях в РФ», утвержденными постановлением правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением правительства РФ от 26.06.1995 года № 610 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, оно предусматривает следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.

В п.1 указанного Типового положения закреплено, что образовательное учреждение повышения квалификации создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

Согласно п.7 Типового положения целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

27.06.1962 года Международной организацией труда принята рекомендация №117 «О профессиональном обучении», которая согласно п.1 применяется ко всем видам обучения, предназначаемого для подготовки или переподготовки к первоначальному поступлению на работу, к дальнейшей занятости или к продвижению по работе.

Предприятия, которые сами не в состоянии обеспечить для своих обучающихся все теоретические и практические знания, требуемые для какой-либо профессии, должны принимать меры с тем, чтобы этот пробел был восполнен в учебных заведениях, с освобождением от работы.

Обучающиеся лица, работающие на предприятиях и посещающие учебные заведения согласно вышеизложенного порядка, должны с этой целью освобождаться от работы в рабочее время с сохранением заработной платы.

В рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться в периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав.

Генеральной конференцией Международной организации труда от 05.06.1974 года были приняты Рекомендации «Об оплачиваемых учебных отпусках», положения которых действуют и в настоящее время, и они должны быть применимы к действующему законодательству.

В частности, в рекомендации термин «Оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

В п.21 рекомендаций указано, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться в периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и другие вытекающие из трудовых отношений прав на основе национального законодательства.

КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировал такие же права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Действующее трудовое законодательство также устанавливает право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

В ст.185 ТК РФ гарантировано, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.п. 10-12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» производится на общих основаниях. Согласно п.3 ст.9 и п.2 ст.10 Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным ФЗ и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ). При этом законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для лиц, проходящих дополнительное профессиональное образование и для лиц, которые в тот же период занимались непосредственно трудовой деятельностью.

Таким образом, все спорные периоды нахождения истца Жестровой Е.Н. на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, ныне действующим законодательством и международными рекомендациями в данной отрасли права периоды повышения квалификации как один из видов дополнительного профессионального образования должны учитываться при исчислении соответствующего специального стажа.

Повышение квалификации для Жестровой Е.Н., как медицинского работника, являлось ее должностной обязанностью.

С учетом включения периода работы в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом <адрес> центральной районной больницы и периода прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж работы истца Жестровой Е.Н., а также с учетом специального стажа, признанного ответчиком, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца в ГУ <адрес> <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии, ее специальный стаж работы в сельской местности составлял более лет.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении Жестровой Е.Н. пенсии ввиду отсутствия у последней требуемой продолжительности специального стажа работы необоснован и нарушает законные права истца на пенсионное обеспечение, гарантированные государством, в связи с чем, ее исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                        

р е ш и л :

                       

исковые требования Жестровой Елены Николаевны удовлетворить.

Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, Жестровой Елены Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, Жестровой Елены Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ <адрес> <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Председательствующий                                                                       В.В. Волков