2-46/2012 17.01.2012г. о признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Фроловой Л.А.,

при секретаре Милёхине И.И.,

с участием истца Никитина В.В.

представителя ответчика ГУ <данные изъяты> «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2012 по иску Никитина Владимира Викторовича к Государственному учреждению <данные изъяты> «Управлению социальной защиты населения <данные изъяты>», Министерству здравоохранения и социального развития администрации <данные изъяты> о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Никитин В.В. обратился в суд с иском к указанным ответчикам и просил признать его право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электрическая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, обязать Государственное учреждение <данные изъяты> «Управление социальной защиты населения <данные изъяты>», назначить ему как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату с указанной даты и выдать справку на льготный проездной билет по тому основанию, что он является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ года на основании удостоверения « Ветеран труда», выданного ответчиком. Истец является получателем пенсии по выслуге лет в МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ <данные изъяты> « Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, но ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении указанных мер. Отказ считает незаконным в связи с чем вынужден обратиться в суд.

Истец Никитин В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что звание « Ветеран труда « было ему присвоено на основании решения суда.

Представитель ответчика Государственного учреждения <данные изъяты> «Управление социальной защиты населения <данные изъяты> ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Никитина В.В., о чем представила письменные возражения.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития <данные изъяты>, являющегося правопреемником Департамента социального развития <адрес> в результате реорганизации на основании Указа губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО5, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно письменному отзыву на иск, считает исковое заявление Никитина В.В. необоснованным и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Судом установлено, что Никитин В.В. признан «Ветераном труда» на основании решения <данные изъяты> и ему ответчиком выдано удостоверение ДД.ММ.ГГГГ. Никитин В.В. получает пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Никитин В.В. обратился в ГУ <данные изъяты> Управление социальной защиты населения <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как « Ветерану труда», предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги и получении справки на льготный проездной билет.

ДД.ММ.ГГГГ решением директора ГУ <данные изъяты> « Управления социальной защиты населения <данные изъяты>» истцу было отказано в предоставлении вышеуказанных мер, поскольку он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Суд считает незаконным отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки истцу по следующим основаниям.

Согласно п. ж ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание « Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, которым определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В силу ст.3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50% коммунальных услуг.

Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Ст. 7 указанного Закона говорит о том, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.

Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 введён на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно ст. 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по государственному пенсионному обеспечению назначаются в том числе и пенсии за выслугу лет.

Ст.8 указанного закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет военнослужащим назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Правовой анализ ст. 27 п.1 и ст.2, 4, 5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что всем, указанным в ст. 4 категориям пенсионеров с 01.01.2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным законом.

В настоящее время на истца распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» согласно которому, право на пенсию имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел, а назначается она в порядке и по нормам ( статьи 1,2), предусмотренным Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин, поэтому ответчиком неправильно применены правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, а ссылка на то, что у истца не выполняется требуемое в законе Тульской области условие – достижение возраста 60 лет, является неправомерной.

Кроме того, как ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на её назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги военной и (или) правоохранительной 20 лет. В месте с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст.2 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в целях компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при достижении установленной законом выслуги.

Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии со ст. 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, а следовательно, истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 1,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также на получение единого месячного льготного проездного билета.

Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п.п.15 п.6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утверждённого постановлением Администрации Тульской области от 20.11.2006 года № 579 «Об утверждении положения о Департаменте социального развития Тульской области» Департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесённых ими в связи с предоставлением данных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Никитина Владимира Викторовича удовлетворить.

Признать за Никитиным Владимиром Викторовичем, как «ветераном труда», право на получение мер социальной поддержки.

Признать за Никитиным Владимиром Викторовичем право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 % коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение <данные изъяты> « Управление социальной защиты населения <данные изъяты>» назначить Никитину Владимиру Викторовичу ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ и выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного проездного билета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Фролова