№ 2-59/2012 от 08.02.2012 г. о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании незаконным бездействие администрации, обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества;



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Илюшкиной О.Ю.,

при секретаре Саенко Е.С.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО1,

представителя ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-59/2012 по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании незаконным бездействие администрации, обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

прокурор <адрес> обратился в Ленинский районный суд Тульской области с заявлением к администрации МО <адрес> о признании недвижимой вещи гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> в н.<адрес> (центральная часть), расположенное на территории муниципального образования <адрес> бесхозяйной; признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Рождественское, выразившееся в непостановке на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество вышеуказанного гидротехнического сооружения; об обязании администрации муниципального образования <адрес> принять меры для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения пруда на <адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> в н.<адрес> (центральная часть), расположенного на территории муниципального образования <адрес>.

Требования мотивированы тем, что на территории муниципального образования <адрес> в н.<адрес> (центральная часть) находится гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, приток <адрес>, приток <адрес>. В ходе обследования вышеуказанного сооружения было обнаружено, что в состав ГТС входит грунтовая плотина длиной около <данные изъяты>., по гребню проезжая, асфальтированная; водосбросное сооружение трубного типа (железобетонная труба диаметром около <данные изъяты>.); место сброса воды в районе выходного оголовка сильно засорено поваленными деревьями. Данное ГТС является бесхозяйным недвижимым имуществом, представляет опасность для населения и окружающей среды, требуют принятия незамедлительных мер по передаче ГТС в муниципальную собственность с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций

В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> ФИО1 поддержала заявленные требования, уточнив их, просила обязать администрацию МО <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – <адрес> <адрес> Ленинский отдел, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного – центральная часть н.<адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> - на территории муниципального образования <адрес>.

Представитель ответчика администрации МО <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями, поскольку полагает, что обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества является правом муниципального образования, но не его обязанностью, в связи с чем прокурор не вправе обращаться в суд с настоящими требованиями.

Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Данное Положение (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) регулирует вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей (далее именуются - объекты недвижимого имущества).

Пункт 5 Положения предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно п.7 Положения документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории муниципального образования <адрес> в центральной части н.<адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> расположено гидротехническое сооружение пруда. Данное ГТС было выявлено в ходе проведенной проверки обследования гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес>.

Так ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: помощника природоохранного прокурора <адрес> ФИО3, старшего помощника прокурора <адрес> ФИО7, начальника сектора <адрес> ФИО4, государственного инспектора <данные изъяты> ФИО5, с выходом на место установлено, что на территории муниципального образования <адрес> в н.<адрес> (центральная часть) расположено ГТС пруда на <адрес>, приток <адрес>, приток <адрес>. В состав ГТС входит грунтовая плотина длиной около <данные изъяты>., по гребню проезжая, асфальтированная. Водосборное сооружение трубного типа (ж\б труба диаметром около <данные изъяты>). Место сброса воды в районе выходного оголовка сильно засорено поваленными деревьями. Собственник не установлен (л.д.10-12).

Отнесение объекта к гидротехническому сооружению входит в компетенцию <данные изъяты> Данным органом спорный объект недвижимости отнесен к гидротехническому сооружению, в соответствии с действующими нормативными актами и предъявляемым к ГТС требованиям.

Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ приняты Строительные нормы и правила РФ СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения», которыми признаются сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, включая плотины, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилища, и т.п.

ГТС пруда, расположенное в центральной части н.<адрес>, приток <адрес>, приток <адрес>, отвечает указанным требованиям.

Согласно сообщению главы администрации муниципального образования <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) ГТС пруда, расположенного: <адрес> <адрес>, центральная часть <адрес> не стоит на учете и не имеет собственника.

Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), сообщению <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сообщению <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, право на объект недвижимого имущества: Гидротехническое сооружение, адрес: <адрес>, сельское <адрес>, приток <адрес>, приток <адрес>, не зарегистрировано.

В реестре собственности муниципального образования <адрес> ГТС пруда, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, центральная часть н.<адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> не числится (л.д.14).

Указанные обстоятельства являются основанием для признания ГТС пруда на <адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> в н.<адрес> (центральная часть) бесхозяйным недвижимым имуществом.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ в состав Гидротехнического сооружения входит грунтовая плотина длиной около <данные изъяты> по гребню проезжая, асфальтированная. Водосбросное сооружение трубного типа (ж\б труба диаметром около <данные изъяты>). Место сброса воды в районе выходного оголовка сильно засорено поваленными деревьями (л.д.10-12).

Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация и осуществление мероприятий по защите и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 14 ФЗ- к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ст. 50 ФЗ- в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доводы прокурора о том, что ГТС в н.<адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> не имеет собственника, подтверждается представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Факт наличия данных объектов в действительности подтверждается актом проверки, где описаны данные объекты.

Бесхозяйное, находящееся в неудовлетворительном состоянии ГТС представляет собой потенциальную опасность нанесения вреда жизни и здоровью населения МО <адрес> в случае возможной аварии и возникновения чрезвычайной ситуации.

Отсутствие собственника ГТС влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Установленные меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанного ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Доводы представителя администрации в судебном заседании о том, что в связи с тем, что чрезвычайная ситуация еще не наступила, то необоснованно вести речь о какой-либо угрозе ее возникновения, суд находит несостоятельными, поскольку в компетенцию администрации муниципального образования <адрес> как органа местного самоуправления, в первую очередь, входит предотвращение любой чрезвычайной ситуации, тем более в сложившейся ситуации, когда имеется реальная угроза ее возникновения, а данная предупредительная работа направлена именно на защиту интересов граждан, как и работа по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Спорный объект недвижимого имущества расположен на территории МО <адрес>, на которое и должна быть возложена обязанность обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Бездействие администрации в этой части свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст.225 ГК РФ.

На основании изложенного суд считает исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 197-199, 285 ГПК РФ, суд

решил:

требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> в н.<адрес> (центральная часть), расположенное на территории муниципального образования <адрес> бесхозяйным недвижимым имуществом.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – гидротехнического сооружения пруда, расположенного – центральная часть н.<адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> на территории муниципального образования <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – <адрес> Ленинский отдел с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного в центральной части н.<адрес>, приток <адрес>, приток <адрес> на территории муниципального образования <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий: О.Ю.Илюшкина.