РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 марта 2012 года пос. Ленинский председательствующего судьи Волкова В.В., при секретаре Ивановой Е.И., с участием заместителя прокурора Ленинского района Тульской области Байбиковой С.В., представителя ответчика администрации МО <данные изъяты> ФИО7, представителя третьего лица ЗАО <данные изъяты>» по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-175/2012 по исковому заявлению прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> и возложении обязанности на администрацию МО <данные изъяты> принять меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, установил: прокурор Ленинского района Тульской области обратился в суд с иском к администрации МО <адрес> и просил признать недвижимую вещь – артезианскую скважину, расположенную по адресу: <адрес> бесхозяйной; признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, по постановке указанного имущества на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество; возложении обязанности на администрацию МО <адрес> принять комплекс мер, необходимых для постановки вышеуказанного имущества на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка доводов, изложенных в коллективном обращении жителей деревни <адрес> по вопросу водоснабжения деревни, поступившем из прокуратуры <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, регулирующие порядок принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Проверкой установлено, что в д.<адрес> имеется артезианская скважина, обеспечивающая водой жителей данной деревни. Из информации, представленной администрацией муниципального образования <адрес>, следует, что артезианская скважина была пробурена в ДД.ММ.ГГГГ году на государственные средства и на проекте планировки и застройки центральной усадьбы <адрес> <адрес> № указанная выше скважина обозначена позицией №. В план приватизации, принятый общим собранием акционеров <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный комитетом <адрес> <адрес>, данный объект недвижимости включен не был. Как следует из информации, представленной <данные изъяты> права на вышеуказанную скважину не зарегистрированы. Данное сооружение не может на законных основаниях передано для эксплуатации в организации либо индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данный вид деятельности. Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом жизнеобеспечения населения не позволяет осуществлять установленный законодательством контроль качества воды, что создает повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по передаче водонапорной башни в муниципальную собственность для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Администрацией муниципального образования <адрес> в нарушение требований действующего законодательства не были приняты меры по постановке указанного имущества на учёт как бесхозяйного имущества. Ненадлежащее исполнение законодательства, регулирующего порядок принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества, создает реальную опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Эксплуатация бесхозяйной скважины как объекта водоснабжения без соблюдения санитарно-эпидемиологических требований создает реальную опасность для здоровья населения и причинения вреда окружающей среде. Администрацией поселения не принимаются меры по принятию в муниципальную собственность вышеуказанной артезианской скважины. Заместитель прокурора Ленинского района Тульской области Байбикова С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, уточнив расположение спорной артезианской скважины, находящейся по адресу: <адрес><данные изъяты> № <адрес> Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> в лице главы администрации ФИО7 в судебном заседании исковые требования, заявленные прокурором, признал, пояснив, что спорная артезианская скважина пробурена в ДД.ММ.ГГГГ году за счет государственных средств. На сегодняшний день право собственности ни за кем не зарегистрировано. Земельный участок, на котором расположена указанна артезианская скважина никому не передавался. Жители деревни <данные изъяты>, пользующиеся водой, сами проводят обслуживание артезианской скважины. Представитель третьего лица ЗАО <данные изъяты>» по доверенности ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что спорная артезианская скважина пробурена в <адрес> году и находится на балансе ЗАО <данные изъяты>». Право собственности на указанный объект не зарегистрировано, но ЗАО проводит обслуживание данной скважины. Земельный участок, где расположена скважина был продан ФИО8., которой также не зарегистрировано право собственности на спорный объект. Третье лицо Летнева Ю.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. С учетом мнения заместителя прокурора Ленинского района Тульской области, представителя ответчика, представителя третьего лица ЗАО <данные изъяты> <данные изъяты>», суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Летневой Ю.С.. Выслушав пояснения заместителя прокурора Ленинского района Тульской области Байбиковой С.В., представителя ответчика, представителя третьего лица ЗАО <данные изъяты>», специалистов, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации - бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Из содержания ст. 130 Гражданского кодека Российской Федерации следует, что, артезианская скважина относится к недвижимому имуществу, так как ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района Тульской области, выявлено, что в <данные изъяты> <данные изъяты>, расположена артезианская скважина, построенная в ДД.ММ.ГГГГ году за счет государственных средств. Данный факт подтверждается сообщением главы МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (лист дела №). Артезианская скважина расположена по адресу: <адрес>, с/п <адрес>., о чем свидетельствует постановление главы МО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела №№). Собственник указанной артезианской скважины отсутствует, что подтверждается следующими доказательствами: сообщениями МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела №№ сообщением территориального управления <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (лист дела №), сообщением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (лист дела №), сообщением администрации МО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (лист дела №), уведомлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (лист дела №). Кроме письменных доказательств отсутствие собственника объекта недвижимости подтверждается показаниями свидетелей. Из показаний свидетелей ФИО4, ФИО6 и ФИО2, допрошенных в судебном заседании, следует, что они являются жителями д.<адрес>. В течение длительного времени жители деревни пользуются водой из спорной артезианской скважины. Так как именно ЗАО <данные изъяты> <данные изъяты>» принимало оплату за водоснабжение, при поломках насоса на скважине жители обращались к руководству общества, на что неоднократно получали отказ, в результате чего ремонтировали объект водоснабжения своими силами за счет собственных средств. В ДД.ММ.ГГГГ года при очередном обращении к руководству ЗАО <данные изъяты> <данные изъяты>» ФИО1 сообщил, что спорная артезианская скважина ЗАО не принадлежит, и они в ней не нуждаются. В судебном заседании на проекте планировки и застройки центральной усадьбы <данные изъяты> свидетели указали на позицию №, как на место расположения спорной артезианской скважины. Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник <данные изъяты>» ФИО3 пояснил, что в настоящее время проводится техническая инвентаризация объект недвижимости – артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. <данные изъяты>» располагает сведениями о принадлежности ЗАО «<данные изъяты>» следующих объектов водоснабжения: артезианской скважина <данные изъяты> постройки, артезианская скважина <данные изъяты> года постройки, водонапорная башня лит.<данные изъяты> года постройки, согласно данным технического паспорта. Спорная артезианская скважина к перечисленным объектам недвижимости не относится. Паспорта разведочно-эксплуатационных скважин, на которые ссылается представитель третьего лица, не являются регистрационными документами и безусловным основанием для регистрации указанных в них объектов. Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста начальник сектора градостроительства комитета по градостроительству и землеустройству администрации МО <адрес> ФИО5 пояснила, что артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес><данные изъяты> № <данные изъяты> на проекте <данные изъяты> обозначена позицией №. Данный проект согласован и действует по настоящее время. Вышеуказанная артезианская скважина пробурена на земельном участке, сведениями о принадлежности которого <данные изъяты> не располагает (лист дела №). Доводы представителя третьего лица ЗАО <данные изъяты>» о том, что собственником указанного земельного участка является Летнева Ю.С. суд признает необоснованным, поскольку доказательства указанных обстоятельств представлены не были. Согласно сведениям, представленным <данные изъяты> <адрес>, Летневой Ю.С. в <адрес> принадлежит земельный участок, расположенный в ДД.ММ.ГГГГ южнее деревни <данные изъяты>. Сведения, конкретизирующие расположение участка, принадлежащего Летневой Ю.С., суду представлены не были, в связи с чем основания для признания земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, принадлежащим Летневой Ю.С. у суда отсутствуют. В своих возражениях представитель третьего лица ЗАО <данные изъяты>» ссылается на то обстоятельство, что спорная артезианская скважина пробурена в <данные изъяты> году, как утверждает прокурор Ленинского района, в связи с чем находится на балансе ЗАО, как вошедшая в план приватизации, принятый общим собранием акционеров <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный <данные изъяты>. В своих доводах представитель третьего лица ссылается на представленную суду географическую карту <данные изъяты> с обозначением условных знаков объектов водоснабжения, согласно которой по мнению представителя в ДД.ММ.ГГГГ году артезианской скважины в районе деревни <данные изъяты> не было. Доводы представителя третьего лица, суд считает несостоятельными, поскольку представленная им географическая карта не содержит сведений о периоде ее составления и давности информации, изложенной в ней. В соответствии ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу п.4. ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Из содержания ст. 11 Закона Российской Федерации от 22.07.1993. N«5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, системой федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест п.1.1. Правил). Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор п.1-3 Правил). Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (п. 1.4 Правил). В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку собственник вышеуказанной артезианской скважины отсутствует, данное сооружение не может быть передано на законных основаниях для эксплуатации в организации либо индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данный вид деятельности. Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом жизнеобеспечения населения не позволяет осуществлять установленный законодательством контроль качества воды, что создает повышенную опасность для населения, требует принятия мер по передаче водонапорной башни в муниципальную собственность для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации закреплённого в ст. ст. 41, 42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отсутствие собственника водонапорной башни влечет неисполнение предусмотренных требований п.п.2.4-2.6, 4.1-4.2 Санитарных правил при устранении аварийных ситуаций и технических нарушений, а также не обеспечивает проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора и должного производственного контроля. При этом, меры по обеспечению гигиенических требований к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, организация эксплуатации система водоснабжения не могут быть реализованы по причине не определения эксплуатирующей организации. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 5^0 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Однако администрацией муниципального образования <адрес> в нарушение требований действующего законодательства такие меры приняты не были. Ненадлежащее исполнение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает реальную опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, обеспечение которого, согласно ст. 11 Закона РФ 22.07.1993 №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в числе прочего обеспечивается органами местного самоуправления. На основании изложенного, признавая представленные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора Ленинского района Тульской области подлежат удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области удовлетворить. Признать недвижимую вещь – артезианскую скважину, расположенную по адресу: <адрес> № <адрес>., бесхозяйной. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по постановке на учет бесхозяйного имущества - артезианской скважины, находящейся на территории этого муниципального образования по адресу: <адрес> № <адрес>. Возложить обязанность на администрацию МО <адрес> принять меры для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного имущества - артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> № <адрес> в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу». Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде. Председательствующий