№ 2-236/2012 от 09.04.2012 г. об оспаривании решения КЭК;



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года пос.Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

Председательствующего Илюшкиной О.Ю.,

при секретаре Саенко Е.С.,

с участием представителя истца Самкурашвили Т.Д. по доверенности ФИО1,

представителя третьего лица <данные изъяты> по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-236/2012 по иску Самкурашвили Тенгиза Давыдовича к <данные изъяты> области, <данные изъяты>», <данные изъяты> об оспаривании решения КЭК от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ <данные изъяты> решения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>И.Бурназяна,

установил:

Самкурашвили Т.Д. обратился в суд с исковым заявлением к <данные изъяты> <адрес>, МУЗ <адрес> больница <адрес>, МБУЗ <данные изъяты> о признании незаконным и необоснованным решения КЭК от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ <данные изъяты> <адрес>.

В обоснование иска ссылался на то, что являлся военнослужащим участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в <данные изъяты> о чем имеет удостоверение серии Р от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Федеральным государственным учреждением «<данные изъяты> <адрес>» он признан инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, что следует из справки МСЭ-2011 . Между тем, истец не согласен с указанием причины инвалидности как общее заболевание, считает, что его заболевание связано с последствиями ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, исходя из его диагноза, указанного в медицинских документах, в соответствии с перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, связь причин его инвалидности с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС должна быть установлена в безусловном порядке. Истец просил признать незаконным и необоснованным решение КЭК от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «<данные изъяты>» <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с дополнительным исковым заявлением к <данные изъяты> <адрес><данные изъяты> об оспаривании экспертного решения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Ссылался на то обстоятельство, что указанным решением ему отказано в установлении причинной связи имеющегося у него заболевания и инвалидности с последствиями ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Истец с указанным решением не согласен, поскольку считает, что эксперты не располагали достаточными данными к отказу в принятии положительного решения. Он являлся военнослужащим участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в <данные изъяты> о чем имеет удостоверение серии Р от ДД.ММ.ГГГГ. На истца распространяются льготы, установленные ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС". Истец просил суд проверить законность и обоснованность решения ФМЭС от ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение отменить и признать, что его заболевания связаны с последствиями ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Определением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству представителя истца, исключены из числа ответчиков МУЗ <адрес> больница <адрес> и ГУЗ ТО «<данные изъяты>

Истец Самкурашвили Т.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчиков Министерства здравоохранения и социального развития <адрес>, МБУЗ <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От <данные изъяты> поступили заявления, в которых они просили рассмотреть дело без их участия и возражение против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица ФКУ «<данные изъяты> <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования Самкурашвили Т.Д не признал, считая их необоснованными. Пояснил, что в силу п. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ. Согласно ч. 6 п. 11 Разъяснения , утвержденного Постановлением Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», устанавливается инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцом было представлено решение федерального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов федерального медицинского <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии связи заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В этой связи Решением филиала бюро ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Самкурашвили Т.Д. признан инвалидом <данные изъяты> группы сроком до ДД.ММ.ГГГГ с причиной инвалидности «общее заболевание».

Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

П. 3 ч. 1 ст. 13 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, также отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1).

Во исполнение Федерального закона Правительство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издало Постановление, которым утвердило Правила признания лица инвалидом, определяющие порядок и условия признания лица инвалидом, порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, сроки и порядок проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования, порядок обжалования решений федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение причин инвалидности возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 3 Разъяснения , утвержденного Постановлением Минтрудсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности с формулировкой "общее заболевание" при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности.

Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются специальным законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1085-О-П отметил, что приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно статье 24 данного базового Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Согласно п. 11 Разъяснения , утвержденного Постановлением Минтрудсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Установление причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, именно межведомственным экспертным советом, предусмотрена и для других категорий инвалидов, в том числе, для претендующих на установление причин инвалидности с формулировками «заболевание, полученное при -исполнении иных обязанностей военной службы связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», «заболевание связано с последствиями радиационных воздействий» и т.п. Для бывших военнослужащих причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС» устанавливается военно-врачебными комиссиями.

Таким образом, определяя меры социальной защиты гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусматривает, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании тех решений, которые вынесены межведомственными экспертными советами.

При отсутствии заключения специального уполномоченного органа межведомственного экспертного совета о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности - заболевание связано с последствиями аварии на ЧАЭС.

Базовый Закон не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Следовательно, данное право возникает с момента установления такой связи, т.е. вынесения соответствующего решения межведомственным экспертным советом.

Из выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> удостоверения серии <данные изъяты> Самкурашвили Т.Д. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.10).

Согласно пропуска от ДД.ММ.ГГГГ Самкурашвили Т.Д. имел право въезда к закрытую зону <адрес> (л.д.10).

Из военного билета истца сер. НЗ усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился при исполнении обязанностей по ликвидации аварии в 30-км. зоне ЧАЭС.

Самкурашвили Т.Д. является инвалидом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., в очередной раз освидетельствован в филиале ГБ МСЭ по <адрес>. Согласно Акту N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ освидетельствования БМСЭ основной диагноз - <данные изъяты>, вызывают необходимость социальной защиты гражданина и явились основанием для установления истцу <данные изъяты> инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на <данные изъяты>

Решение филиала от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> в <данные изъяты> истец не обжаловал.

Из решения <данные изъяты> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что основной диагноз (<данные изъяты>) не связаны с радиационным воздействием, являются общесоматическими (л.д.70).

Таким образом, причинная связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС - Самкурашвили Т.Д. не была установлена в предусмотренном законом порядке, в связи с чем Главное бюро МСЭ не усмотрело связи инвалидизирующих заболеваний истца с его участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, заключение о причине инвалидности основано на решении межведомственного экспертного совета, который установил, что заболевание истца общее, с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связано. Оснований сомневаться в обоснованности заключений данных органов не имеется.

Из представленных суду документов установлено, что медицинские документы истца, представленные им в ФМЭС, были предметом комиссионного исследования, решение ФМЭС принято на основании представленных истцом и изученных документов, в том числе решения РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Истцом не представлены надлежащие доказательства того, что решение ФМЭС от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением требований действующего законодательства, без учета медицинских документов.

При этом, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, составленный врачебной комиссией МУЗ «<данные изъяты>» в отношении Самкурашвили Т.Д. никаким образом не может повлиять на установление причины инвалидности. Форма /у-06 оформлялась МУЗ <данные изъяты> и утверждалась ВК МБУЗ <данные изъяты>» согласно Постановлению правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях признания лица инвалидом». На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии. Заключение ВК выдавалось на основании объективных данный осмотра пациента, результатов обследования и лечения, проведенных Самкурашвили Т.Д. накануне и в течение года перед переосвидетельствованием. Данный протокол является всего лишь направлением на медико-социальную экспертизу и оснований для его признания незаконным судом не усматривается.

Доводы представителя истца ФИО1 о непредставлении в ФМЭС документации о состоянии здоровья истца опровергаются представленными ФМЭС сведениями о том, что для рассмотрения заявления истца об установлении причинной связи имеющихся у него заболеваний с последствиями ликвидации аварии на ЧАЭС была представлена выписка из амбулаторной карты истца, содержащей сведения о наблюдениях с ДД.ММ.ГГГГ до момента освидетельствования. Ранее имеющаяся медицинская документация утрачена в связи с переездом из Абхазии в Россию. Заболевания, установленные <данные изъяты> соответствуют оценке состояния здоровья, данной ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> и согласуются с данными выписки из амбулаторной карты.

Ссылка истца на то, что его инвалидность может быть установлена на основании перечня заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является не состоятельной.

Так, при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-76-У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы" врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории): граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Однако Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от ДД.ММ.ГГГГ , утвердивший указанный Перечень, на который ссылается представитель истца, и Приказ Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ , вносивший изменения и дополнения в вышеуказанный приказ, были признаны недействующими решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а имеющееся у истца заболевание не входит во вновь утвержденный совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что согласно представленной ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> медицинской документации Самкурашвили Т.Д. изначально в ДД.ММ.ГГГГ инвалидность была установлена с причиной «общее заболевание», причина инвалидности «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» ему за весь период его наблюдений и освидетельствований в ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> не устанавливалась.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, в удовлетворении иска Самкурашвили Т.Д. о признании права на получение второй группы инвалидности по причине заболеваний, связанных с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказано.

На основании изложенного у суда отсутствуют основания для признания решения КЭК от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «<данные изъяты>» и экспертного решения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> незаконными, в связи с чем в удовлетворении заявленных истцом требований должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Самкурашвили Тенгизу Давыдовичу о признании незаконными решения КЭК от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ <данные изъяты>» и экспертного решения от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий О.Ю. Илюшкина