Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 мая 2012 года пос. Ленинский Ленинский районный суд Тульской области в составе председательствующего судьи Волкова В.В., при секретаре Ивановой Е.И., с участием истца Марочкиной Л.С., представителя ответчика ГУ ТО «<адрес> <адрес>» ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-626/2012 по исковому заявлению Марочкиной Людмилы Сергеевны к ГУ ТО <адрес> <адрес> <адрес>», <адрес> <адрес> о присвоении звания «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Марочкина Л.С. обратилась в суд с иском к ГУ Тульской области <адрес>», <адрес> и <адрес> с требованиями о признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда». Требования мотивированы тем, что она, работая в потребительской кооперации, награждена значком <данные изъяты>», а также знаком отличия «<данные изъяты>». Однако ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как указанные награды не являются ведомственными. С данным отказом она не согласна, поскольку <данные изъяты> является ведомством, то есть, высшим центральным органом некоммерческой организации. Истица Марочкина Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ Тульской области <адрес> <адрес>» по доверенности ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что значок <данные изъяты>», выданные <данные изъяты>, не могут рассматриваться в качестве ведомственных знаков отличия в труде и не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Представитель ответчика <адрес> <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, согласно которому просил в иске отказать, поскольку система потребительской кооперации в РФ не является ведомством, так как не является органом государственного управления. Соответственно награда <данные изъяты>» не является ведомственной наградой, так как учреждена не органом государственного управления. Суд с учетом мнения истца и представителя ответчика ГУ Тульской области <адрес> <адрес>» в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика <адрес> <адрес>. Выслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Марочкина Л.С. - заведующая магазином № <адрес>, на основании постановления <адрес> <адрес> награждена значком <адрес>», ей выдано удостоверение, подтверждающее награждение, и внесена запись о награждении в трудовую книжку (лист дела №). ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления <адрес> № Марочкина Л.С. награждена знаком отличия <данные изъяты> <данные изъяты> (лист дела № ДД.ММ.ГГГГ Марочкина Л.С. обратилась в ГУ Тульской области<адрес> <адрес>» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче удостоверения «Ветерана труда», поскольку в соответствии со ст.7 ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, в том числе и награждённые ведомственными знаками отличия в труде. Предоставленные истцом знаки отличия не относятся к ведомственным наградам и не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» (лист дела №). Согласно ч.1 ст.7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» - ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Согласно п.4 ст.7 вышеуказанного федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. В пп. 1 п.3 ст.3 первоначальной редакции Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятого Постановлением Тульской областной Думы от 15 февраля 2007 года № 43/1867, под «ведомственными знаками отличия в труде» понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, тем самым конкретизировано понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций. В статье 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО перечислены следующие условия присвоения звания «Ветеран труда»: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Таким образом, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» не изменились. Согласно части 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с этим применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан по признаку принадлежности к организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции. Федеральный закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» определяет понятие потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. В силу ст.31 Федерального закона «О потребительской кооперации в РФ» Союз потребительских обществ является некоммерческой организацией. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления, международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является <адрес>. Данные признаки характеризуют систему потребительской кооперации как ведомство, то есть орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики. Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации № 31 от 26 июля 2002 года «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с п.1 которого названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности. Награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов. Таким образом, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде. Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 ФЗ «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно положениям ст.ст.7, 39 Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55 Конституции РФ). В силу п.п. «б,ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством. Внеся Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменения в Федеральный закон «О ветеранах», которым регулируется и правовой статус ветеранов труда, федеральный законодатель определил для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, и новый правовой механизм их социальной защиты, предполагающий, что меры социальной поддержки для данной категории граждан, а также для граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Принимая такое решение, федеральный законодатель исходил из того, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации не могут действовать произвольно, а должны, как указано в преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации, и что нашло подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 года № 5635-КС. Произошедшее изменение практики применения п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым звание «Ветеран труда» присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения указанного звания в настоящее время. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации. Исходя из положений ч.1 ст.19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч.2 ст.55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование нopм Федерального закона от 12 января 1995 года, Закона Тульской области от 28 февраля 2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения зван «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ. Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что значок <данные изъяты>» и знак отличия <данные изъяты>» являются ведомственными знаками отличия в труде. Данные знаки отличия получены за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия трудового стажа, необходимого для назначения пенсии подтверждается данными трудовой книжки и не оспаривается ответчиком, в связи с чем, отказ ГУ Тульской области <адрес> <адрес>» в присвоении Марочкиной Л.С. звания «ветеран труда» является незаконным. При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о присвоении ей звания «Ветеран труда». На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Марочкиной Людмилы Сергеевны удовлетворить. Признать за Марочкиной Людмилой Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, уроженкой <адрес>, право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать ГУ ТО <адрес> <адрес>» выдать Марочкиной Людмиле Сергеевне удостоверение «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде. Председательствующий В.В. Волков