РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 мая 2012 года пос. Ленинский Ленинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Илюшкиной О.Ю., при секретаре Саенко Е.С., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-570/2012 по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО <адрес>» о признании недействительными условий договоров управления многоквартирными домами, установил: прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «<адрес>» о признании недействительными пункта 7, пункта 11.1 (в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии на период свыше пяти календарных дней); пункта 11.5 (в части возложения обязанности на собственника предоставить в Управляющую организацию список лиц в количестве 3-х человек, имеющих право действовать от имени собственников во взаимоотношениях с Управляющей организацией); пункта 11.7, пункта 11.18 (в части прекращения предоставления услуг в случае просрочки оплаты более 3-х месяцев); пункта 11.25; пункта 11.21; пункта 12.4; пункта 15 (в части запрета требовать перерасчета платы в случае нарушения п. 11.1); пункта 22 (в части установления срока предъявления претензий) договора управления многоквартирным домом, заключенным между ЗАО «<данные изъяты>» и собственниками жилого помещения <адрес>. Также прокурор <адрес> обратился в суд с исковыми заявлениями в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «<адрес>» о признании недействительными пункта 7, пункта 11.1 (в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии на период свыше пяти календарных дней); пункта 11.5 (в части возложения обязанности на собственника предоставить в Управляющую организацию список лиц в количестве 3-х человек, имеющих право действовать от имени собственников во взаимоотношениях с Управляющей организацией); пункта 11.7, пункта 11.18 (в части прекращения предоставления услуг в случае просрочки оплаты более 3-х месяцев); пункта 11.25; пункта 11.21; пункта 12.4; пункта 15 (в части запрета требовать перерасчета платы в случае нарушения п. 11.1); пункта 22 (в части установления срока предъявления претензий) договоров управления многоквартирными домами, заключенными между ЗАО «УК по ЖКУ» и собственниками жилых помещений: <адрес>; <адрес>. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения ЗАО «<данные изъяты>» законодательства при оказании услуг по управлению многоквартирными жилыми домами. В ходе проверки установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» заключены письменные договора управления многоквартирными жилыми домами: ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ с собственниками жилого <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> по пе<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес>. Договора управления содержат условия, не соответствующие требованиям действующего законодательства. Так, из пункта 7 договора управления многоквартирным домом следует, что «Управляющая организация» имеет право в одностороннем порядке, но не чаще 1-го раза в год, по истечении календарного года, пересматривать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах изменения показателя инфляции, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары, работы, услуги и применяемых на основе Департамента ценообразования <адрес> для сметно-расчетной программы «Гранд-смета» в Российской Федерации, предварительно за 30 рабочий дней представить в письменном виде обоснование корректировки размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, направив уведомление в адрес собственников жилых помещений дома (старших по дому), определенных в договоре. Согласно требованиям действующего жилищного законодательства размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, управляемом управляющей организацией, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, проведенном в установленном законом порядке. Жилищное законодательство не предоставляет управляющей организации право в одностороннем порядке, но не чаще 1-го раза в год, по истечении календарного года, пересматривать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах изменения показателя инфляции и индексировать размер платы. Однако в договорах управления многоквартирными домами такое условие содержится. Пунктом 11.1 Договора управления установлена обязанность собственника заранее уведомлять Управляющую организацию об отсутствии собственника на период свыше пяти полных календарных дней для проведения перерасчета за коммунальные услуги. Исходя из положений п. 11.1 Договора управления, право на перерасчет платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия собственника поставлено в зависимость от исполнения им обязанности по предварительному уведомлению управляющей организации о временном отсутствии. В соответствии с п. 15 Договора в случае нарушения пункта 11.1. собственники не вправе требовать произведения перерасчета платы за содержание и ремонт и коммунальные услуги. Между тем, исходя из ч.2 ст. 155 ЖК РФ и п.54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. В силу пункта 56 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Таким образом, законодатель не связывает право потребителя на перерасчет платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия с обязательным предварительным уведомлением о таком отсутствии, в связи с чем вышеназванные условия договора управления не соответствуют требованиям жилищного законодательства. Пунктом 11.5. Договора управления на собственника возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента заключения настоящего договора предоставить в Управляющую организацию список лиц в количестве 3-х человек, имеющих право действовать от имени собственников во взаимоотношениях с Управляющей организацией. Такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена. Пунктом 11.7 Договора управления установлено, что собственник обязуется не производить переустройство, перепланировку жилого и подсобного помещений, не переоборудовать внутренние инженерные сети помещения, общего имущества без разрешения Управляющей организации, что противоречит ст.26 ЖК РФ. В нарушение действующего законодательства пунктом 11.18 Договора управления предусмотрено, что Управляющая организация оставляет за собой право прекратить предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев. Кроме того, согласно пункту 11.25 договора управления управляющая организация оставляет за собой право в одностороннем порядке передать функции по управлению, содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, находящегося в управлении третьим лицам. Однако, действующее жилищное законодательство не предусматривает право управляющей организации в одностороннем порядке передавать функции по управлению многоквартирного дома третьим лицам. Пунктом 11.17. Договора управления установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за прошедшим. В то же время в п. 11.21 Договора предусмотрено, что в случае отчуждения собственности собственник обязан произвести предоплату за два месяца вперед до момента регистрации права собственности на нового собственника в установленном законом порядке. Данный пункт противоречит требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в силу которых осуществление предварительной оплаты коммунальных услуг в счет будущих месяцев является правом потребителя, а не обязанностью. Включение в Договоры управления пункта 12.4, предусматривающего право собственника требовать одностороннего расторжения договора по решению общего собрания при обоснованных существенных нарушениях Управляющей организацией условий Договора и возможности его расторжения, в таком случае, по истечение 2-х месяцев с момента вынесения решения, ущемляет права потребителей по сравнению с нормами действующего законодательства. В нарушение действующего законодательства пунктом 22 Договора управления предусмотрено, что претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником в течение двух недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечение данного срока Управляющая организация не рассматривает. ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> уточнил исковые требования и просил по всем вышеуказанным объектам в договорах управления многоквартирными домами признать недействительными пункт 7, пункт 11.1 (в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии в период свыше пяти календарных дней); пункт 11.5 (в части возложения обязанности на собственника предоставить в Управляющую организацию список лиц в количестве трех человек, имеющих право действовать от имени собственников во взаимоотношениях с Управляющей организацией); пункт 11.7, пункт 11.18 (в части прекращения предоставления услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев); пункт 12.4; п.15 (в части запрета требовать перерасчета платы в случае нарушения п.11.1 (в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии на период свыше пять календарных дней); пункт 22 (в части установления срока предъявления претензий). Также по всем вышеуказанным объектам исключить п.11.25, поскольку указанный пункт отсутствует в договорах управления многоквартирными домами. По объектам в договорах управления многоквартирными домами: <адрес>, пе<адрес>; <адрес>; <адрес> пункт 11.21 заменить на пункт 11.20, признать недействительным пункт 11.20 договоров управления многоквартирными домами, по вышеуказанным объектам. Определениями Ленинского районного суда Тульской области от 18.04.2012 г. и 19.04.2012 года гражданские дела № 2-570/2012, № 2-571/2012, № 2-572/2012, № 2-573/2012, № 2-574/2012, № 2-575/2012, № 2-576/2012, № 2-577/2012, № 2-578/2012, № 2-579/2012, № 2-592/2012 по искам прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО <данные изъяты> о признании недействительными условий договора управления многоквартирными домами, объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Помощник прокурора <адрес> ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика ЗАО <данные изъяты>» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора не признавал. Суду пояснял, что указанные требования прокурора являются незаконными не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия пунктов 7, 11.1, 11.5, 11.7, 11.18, 11.21, 12.4, 15, 22 Договора направлены на защиту интересов граждан и способствуют выполнению условий договора надлежащим образом со стороны Управляющей организации. Запрета на включение таких условий в договор управления многоквартирным домом в законе не предусмотрено. Пункт. 11.18 договора управления также не противоречит действующему законодательству, поскольку в силу п. 80 «Правил предоставления коммунальных услуг» утвержденных постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг. Кроме того полагает, что у прокурора <адрес> отсутствовали основания для подачи настоящего иска, поскольку отсутствуют обращения граждан о защите их нарушенных прав или законных интересов. Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом. От ФИО13, ФИО5 поступили заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия. Суд, с учетом мнения прокурора, на основании ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьих лиц. Заслушав пояснения помощника прокурора <адрес> ФИО1, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО <адрес> <адрес>» заключены письменные договора управления многоквартирными жилыми домами: ДД.ММ.ГГГГ с собственниками жилого <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками жилого <адрес> (л.д.17-22 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> по пе<адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-19 №); ДД.ММ.ГГГГ с собственниками <адрес> (л.д.17-22 №). В соответствии с ч.1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно ч.1.1. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1)соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1)состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, пользующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами (статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»). Проверяя соответствие условий указанных Договоров требованиям действующего законодательства, суд приходит к следующему. Из пункта 7 договора управления многоквартирным домом следует, что «управляющая организация имеет право в одностороннем порядке, но не чаще 1-го раза в год, по истечении календарного года, пересматривать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах изменения показателя инфляции, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары, работы, услуги и применяемых на основе Департамента ценообразования <адрес> для сметно-расчетной программы «Гранд-смета» в Российской Федерации, предварительно за 30 рабочий дней представлять в письменном виде обоснование корректировки размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, направив уведомление в адрес собственников жилых помещений дома (старших по дому), определенных в договоре». В соответствии с п.3 ч.3 ст. 162 ЖК РФ порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы является существенным условием договора управления. Согласно ч.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, в силу закона предусмотренное ч.3 п.3 ст. 162 ЖК РФ существенное условие договора управления многоквартирным домом -определение цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, определено императивной правовой нормой и не может быть изменено или отменено соглашением сторон; эти условия входят в договор и принимаются сторонами договора к исполнению. В соответствии с ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Из части 4 ст. 158 ЖК РФ следует, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Таким образом, согласно требованиям действующего жилищного законодательства размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, управляемом управляющей организацией, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, проведенном в установленном законом порядке. Жилищное законодательство не предоставляет управляющей организации право в одностороннем порядке, по истечении календарного года, пересматривать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах изменения показателя инфляции и индексировать размер платы. Однако в договорах управления многоквартирными домами такое условие содержится. Таким образом, управляющей организацией нарушены существенные условия договора управления многоквартирным домом, а именно условия об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, что недопустимо, поскольку нарушаются права и законные интересы собственников жилых помещений, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Кроме того, в нарушение п.п.4 ч.3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления не прописан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Пунктом 11.1 Договора управления установлена обязанность собственника заранее уведомлять Управляющую организацию об отсутствии собственника на период свыше пяти полных календарных дней для проведения перерасчета за коммунальные услуги. Исходя из положений п.11.1 Договора управления, право на перерасчет платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия собственника поставлено в зависимость от исполнения им обязанности по предварительному уведомлению управляющей организации о временном отсутствии. В соответствии с п.15 Договора в случае нарушения пункта 11.1. собственники не вправе требовать произведения перерасчета платы за содержание и ремонт и коммунальные услуги. Между тем, исходя из ч.11 ст. 155 ЖК РФ и п.54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. В силу пункта 56 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Таким образом, законодатель не связывает право потребителя на перерасчет платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия с обязательным предварительным уведомлением о таком отсутствии, в связи с чем вышеназванные условия договора управления не соответствуют требованиям жилищного законодательства. Пунктом 11.5. Договора управления на собственника возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента заключения настоящего договора предоставить в Управляющую организацию список лиц в количестве 3-х человек, имеющих право действовать от имени собственников во взаимоотношениях с Управляющей организацией. Однако такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена. Пунктом 11.7 Договора управления установлено, что собственник обязуется не производить переустройство, перепланировку жилого и подсобного помещений, не переоборудовать внутренние инженерные сети помещения, общего имущества без разрешения Управляющей организации. Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. В силу части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, включение в договор условия, возлагающего на собственника обязанность получить разрешение Управляющей организации в случае проведения мероприятий по переустройству и перепланировке жилого помещения противоречат названным нормам законодательства. В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) невыполнении условий такого соглашения. Согласно пункту 81 Правил предоставления или ограничения предоставление одной или нескольких коммунальных услуг осуществляется в следующем порядке: а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу; б)при непогашении задолженности в течение установленного в В нарушение вышеуказанных норм пунктом 11.18 Договора управления предусмотрено, что Управляющая организация оставляет за собой право прекратить предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев. В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, пунктом 55 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Пунктом 11.17. Договора управления установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за прошедшим. В то же время в п.11.21 ( пункт 11-20 по договорам заключенным ЗАО «<данные изъяты> с собственниками жилым помещений: <адрес>, пе<адрес>) Договора предусмотрено, что в случае отчуждения собственности собственник обязан произвести предоплату за месяц вперед до момента регистрации права собственности на нового собственника в установленном законом порядке. Данный пункт противоречит требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в силу которых осуществление предварительной оплаты коммунальных услуг в счет будущих месяцев является правом потребителя, а не обязанностью. По своей правовой природе договор управления многоквартирным домом относится к договорам возмездного оказания услуг, которые регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Пунктом 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Данная норма согласуется с положениями статьи 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Кроме того, в силу части 8.2. статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Каких-либо дополнительных критериев оценки нарушения обязательств со стороны управляющей организации как основания для одностороннего отказа от договора (существенность, грубость, систематичность) закон не устанавливает. Таким образом, включение в Договор управления пункта 12.4, предусматривающего право собственника требовать одностороннего расторжения договора по решению общего собрания при обоснованных существенных нарушениях Управляющей организацией условий Договора и возможности его расторжения, в таком случае, по истечение 2-х месяцев с момента вынесения решения, ущемляет права потребителей по сравнению с вышеуказанными нормами закона. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. В нарушение данной нормы закона пунктом 22 Договора управления предусмотрено, что претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником в течение двух недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечение данного срока Управляющая организация не рассматривает. Согласно пункту 1 ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В силу статьи 180 Гражданского кодекса РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ЗАО «Управляющая компания по ЖКУ» о том, что условия в Договорах управления многоквартирными домами не противоречат действующему законодательству, суд находит несостоятельными. Судом был исследован довод представителя ответчика, что прокурором иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, хотя данный круг возможно определить. Однако в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Ст.25 ч.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 закреплено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании изложенных норм законодательства суд считает, что данный довод представителя ответчика не состоятелен, поскольку допускаемые ЗАО «УК по ЖКУ» нарушения при включении в договоры управления многоквартирными домами вышеуказанных условий, противоречащих действующему законодательству, привели к нарушению прав и свобод значительного числа граждан и данные нарушения приобрели особое общественное значение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «<адрес>» удовлетворить. Признать недействительными условия предусмотренные: пунктом 7; пунктом 11.1 (в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии на период свыше пяти календарных дней); пунктом 11.5 (в части возложения обязанности на собственника предоставить в Управляющую организацию список лиц в количестве 3-х человек, имеющих право действовать от имени собственников во взаимоотношениях с Управляющей организацией); пунктом 11.7, пунктом 11.18 (в части прекращения предоставления услуг в случае просрочки оплаты более 3-х месяцев); пунктом 11.21; пунктом 12.4; пунктом 15 ( в части запрета требовать перерасчета платы в случае нарушения п.11.1 ( в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии на период свыше пяти календарных дней); пунктом 22 (в части установления срока предъявления претензий) договоров управления многоквартирными домами, заключенными между ЗАО <адрес>» и собственниками жилых помещений: - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>, - <адрес>; - <адрес>; - <адрес>. Признать недействительными условия предусмотренные: пунктом 7; пунктом 11.1 (в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии на период свыше пяти календарных дней); пунктом 11.5 (в части возложения обязанности на собственника предоставить в Управляющую организацию список лиц в количестве 3-х человек, имеющих право действовать от имени собственников во взаимоотношениях с Управляющей организацией); пунктом 11.7, пунктом 11.18 (в части прекращения предоставления услуг в случае просрочки оплаты более 3-х месяцев); пунктом 11.20; пунктом 12.4; пунктом 15 ( в части запрета требовать перерасчета платы в случае нарушения п.11.1 ( в части установления обязанности собственника заранее уведомлять об отсутствии на период свыше пяти календарных дней); пунктом 22 (в части установления срока предъявления претензий) договоров управления многоквартирными домами, заключенными между ЗАО <адрес>» и собственниками жилых помещений: - <адрес> по пе<адрес>; - <адрес>; -<адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области. Председательствующий: О.Ю.Илюшкина.
которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
организацией ее обязательств по договору управления.
уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление
указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3
суток) письменным извещением потребителя; в)в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.