№ 2-704/2012 от 04.06.2012 г. о признании права на обеспечение жилой площадью;



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

04 июня 2012 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Илюшкиной О.Ю.,

при секретаре Саенко Е.С.,

с участием истца Тропынина В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-704/2012 по исковому заявлению Тропынина Владимира Ивановича к Администрации муниципального образования <адрес> о признании права на обеспечение жилой площадью,

установил:

Тропынин В.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением.

Требования мотивированы тем, что он является ветераном ВС РФ. С <данные изъяты> года служил в Министерстве обороны СССР. В <данные изъяты> году был уволен в запас по ст.49 ч.4 по состоянию здоровья в звании майора, его выслуга составляет <данные изъяты>. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен в очередь для улучшения жилищных условий и переведен в список внеочередников на основании Закона РФ «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией муниципального образования <адрес> в соответствии со ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» ему было предложено получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. Однако, в числе документов, которые необходимы для положительного решения этого вопроса, ему необходимо предоставить справку КЭЧ, подтверждающую, что он сдал жилое помещение по месту службы до 1994 года. Однако данную справку он предоставить не может по следующим причинам. В ДД.ММ.ГГГГ году им получена от Министерства обороны СССР квартира по адресу: <адрес>-а, <адрес>. Данная квартира, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. была предоставлена ему и его семье, состоящей из истца, его супруги – ФИО3 и двоих несовершеннолетних детей – <данные изъяты> года рождения и <данные изъяты> года рождения. В то же время он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь. В ДД.ММ.ГГГГ году воинская часть, в которой он проходил службу, была передислоцирована в <адрес>. Он со своей супругой и сыном был выписан из квартиры по адресу: <адрес>-а, <адрес> переехал в <адрес>. Жильем он не был обеспечен, находился в списках очередников на обеспечение жилищных условий. В вышеуказанной квартире в <адрес> осталась проживать его дочь, которая на тот момент была совершеннолетней, вышла замуж в <данные изъяты> родила ребенка. В настоящее время квартира приватизирована его дочерью и в ней проживает она со своей семьей. К тому же, его дочь также является военнослужащей и служит по контракту в ПВ ФСБ РФ. Таким образом, считает, что имеет право на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением.

В ходе судебного заседания истец Тропынин В.И. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица <адрес> по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Представила в адрес суда заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.

Суд с учетом мнения истца, на основании ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика администрации муниципального образования <адрес> и представителя третьего лица <адрес>

Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (в том числе, указанных в статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.

Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).

Гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).

Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Порядок выпуска и реализации сертификатов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Согласно п. 44 данных Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:

ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается (п. 44.1).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

В соответствии с п.3 Положения, предоставление жилых помещений гражданам в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также денежной выплаты осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов <адрес>, определенных статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, указанных в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.

В соответствии с п.5 вышеуказанного Порядка, для обеспечения гражданина жилым помещением он должен обратиться в уполномоченный орган, который поставил его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с заявлением, содержащим сведения о форме обеспечения жилым помещением, которую избрал гражданин в соответствии с пунктом 2 настоящего порядка. К заявлению прилагаются, в том числе:

к) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилищном фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись.

Судом установлено, что согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Тропынину В.И. с семьей, состоящей из трех человек: жены ФИО3, дочери ФИО15 и сына ФИО16 предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>-а, <адрес> (л.д.16).

Согласно выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Тропынин В.И. – заместитель командира войсковой части , уволен с военной службы Приказом Командующего войсками ЛенВО от ДД.ММ.ГГГГ с зачислением в запас по ст.49 ч.4, аб.2 (по состоянию здоровья), с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в <адрес> (л.д.9).

Согласно постановлению Главы администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Тропынин В.И. поставлен в очередь для улучшения жилищных условий и переведен в список внеочередников на основании Закона РФ «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ ст.15 п.6 (л.д.8).

Из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тропынин В.И. внесен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.52).

Тропынин В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию МО <адрес> о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес>. (л.д.38).

Из сообщения администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с отсутствием в личном деле справки КЭЧ, подтверждающей сдачу жилого помещения по месту службы до 1994 года, правовых оснований для выдачи гарантийного письма для оплаты договора купли-продажи жилого помещения или для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере или для оплаты договора участия в долевом строительстве жилого помещения в соответствии с Порядком по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» не имеется. (л.д.60).

Также судом установлено, что Тропынин В.И. и его жена ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.42).

Какое-либо недвижимое имущество за Тропыниным В.И. не зарегистрировано, что подтверждается сообщениями из УФРС по <адрес> и ФГУП <адрес> (л.д.45-46).

В ходе судебного заседания истец Тропынин В.И. пояснил, что по предыдущему месту жительства по адресу: <адрес>-а, <адрес> он со своей супругой и сыном ФИО9 были сняты с регистрационного учета в связи с выбытием в <адрес> для прохождения военной службы в в/ч в <адрес>.

Из справки командира войсковой части в <адрес> следует, что Тропынин В.И. с июля ДД.ММ.ГГГГ года по августа ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в в/ч в <адрес> и жилой площадью не обеспечивался (л.д.32).

На момент снятия Тропынина В.И. с супругой и сыном с регистрационного учета по адресу: <адрес>-а, <адрес>, в данной квартире осталась проживать их совершеннолетняя дочь ФИО7 со своей семьей- супругом ФИО5 и дочерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые на тот момент не являлись членами семьи истца.

На основании договора передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>-а, <адрес> была передана администрацией МО «Советский городской округ» <адрес> в долевую собственность ФИО7 и ФИО6, которые не являлись членами семьи Тропынина В.И. Право на указанную квартиру зарегистрировано за ФИО6 и ФИО7 в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.17,18).

Таким образом, предоставить справку КЭЧ, подтверждающую сдачу жилого помещения по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ года, истец не имеет возможности по объективным причинам.

По смыслу указанных выше норм права, в частности п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, или по мотивам отсутствия обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность, если указанная справка или обязательство объективно не может быть представлена гражданами по независящим от них причинам.

Отказ администрации МО <адрес> в предоставлении Тропынину В.И. и членам его семьи единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», является незаконным, а нарушенное право истца, подлежит восстановлению.

Представленные истцом доказательства суд признает достоверными и допустимыми, а их совокупность достаточной для вывода о том, что Тропынин В.И. относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, и предоставил необходимые документы для получения сертификата.

В связи с этим исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Тропынина Владимира Ивановича удовлетворить.

Признать за Тропыниным Владимиром Ивановичем и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий О.Ю. Илюшкина