20.07.2012 № 2-1058/12 об обязании проведения перерасчета платы за электроснабжение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2012 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Гудковой О.Н.,

при секретаре Гулидовой И.И.,

с участием

помощника прокурора Ленинского района Тульской области Шмелева А.П.,

представители ответчика ООО <данные изъяты> по доверенности ФИО5, ФИО3,

представителя ОАО <данные изъяты> по доверенности ФИО7,

представителя ОАО <данные изъяты> по доверенности ФИО6,

представителя администрации МО <данные изъяты> по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1058/2012 по иску прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты> о признании действий незаконными, об обязании проведения в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжения перерасчета, и возмещении излишне уплаченных сумм,

у с т а н о в и л :

прокурор Ленинского района Тульской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО <данные изъяты> о признании незаконными действий по начислению платы за потребленную электроэнергию в соответствии с формулой № 6 п.п. «а» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг потребителям коммунальной услуги электроснабжения в <адрес>, в котором отсутствуют коллективный (общедомовый) и индивидуальные приборы учета электрической энергии, об обязании проведения данным потребителями перерасчета платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг от 23.05.12006 № 307.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района Тульской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства ООО <данные изъяты> при начислении платы за потребленную электроэнергию жителям <адрес>. Согласно действующему жилищному законодательству управляющая организация ООО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заключило договор управления многоквартирным домом с собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома. В соответствии с п.2.6. указанного Договора управления многоквартирным домом ООО <данные изъяты> обязана предоставлять коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение. П.4.2, п. 4.3. договора определен порядок взимания платы за коммунальные услуги как по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, а также по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативам потребления коммунальных услуг в случае отсутствия приборов учета. Установлено, что жилые помещение в данном доме не оборудованы как общедомовым прибором учета, так и индивидуальными приборами учета. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда Тульской области от 16 марта 2011 года ОАО <данные изъяты> обязана не применять при начислении платы за электроэнергию потребителям указанного жилого дома формулы № 4 и № 9 до оборудования дома прибором учета в соответствии с требованиями законодательства. Однако, из акта ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на данном жилом доме в том же месте установлены те же приборы учета, что и по состоянию на 2008 год, которые указанным решением суда признаны не являющимися общедомовыми приборами учета. Таким образом, в период с июня 2011 года по февраль 2012 управляющей компанией ООО <данные изъяты> начисления производились по прибору учета, который нельзя принимать за расчетный прибор учета. В нарушение требований жилищного законодательства, ООО <данные изъяты> для учета электроэнергии, необходимой для потребления на общедомовые нужды, а также для определения потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях с июня 2011 года по февраль 2012 года производило расчет с населением за потребленную электроэнергию в соответствии с п.п. «а» п. 21 вышеуказанных Правил, где одной из составляющих формулы 6, являются показания общедомового прибора учета, так как, по мнению ответчика <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета. Хотя, в соответствии с п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей, возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома, либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Однако приборы учета, по показаниям которых производилось с июня 2011 по февраль 2012 исчисление платы за потребленную электроэнергию жителям <адрес>, установленный ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты> в закрытой трансформаторной подстанции в 10 метрах от жилого многоквартирного дома (ВРУ- 0,4 кВ ЗТП №7028), не принимался общим собранием собственников жилых помещений в состав общедомового имущества, соответствующих документов о проведении общего собрания собственников жилого дома по данному вопросу управляющая организация не представила, соответственно, прибор учета, установленный и введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ не может быть отнесен к общедомовому имуществу. Кроме того, решением Ленинского районного суда Тульской области от 16 марта 2011 года, начисления платы за электроэнергию, в том числе и жителям <адрес>, с применением показаний общедомового прибора учета, признаны незаконными, в связи с чем его показания не могли быть положены в основу исчисления размера платы за электрическую энергию с использованием показаний общедомового прибора учета за период с июня 2011 по февраль 2012 года. Таким образом, при отсутствии общедомового прибора учета, применение п.п. «а» п. 21 Привал предоставления коммунальных услуг № 307 формула № 6 является необоснованным и незаконным. Начисление платы должно производиться в соответствии с п.п. «б» п. 19 Правил № 307. Выявленные нарушения требований жилищного законодательства являются недопустимыми, поскольку нарушают права собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, управляемом ООО <данные изъяты> Прокурором заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, поскольку требования завалены в отношении будущих правоотношений, то определить точный круг лиц, в интересах которых заявлены эти требования, невозможно.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ленинского района Тульской области было подано уточненное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, согласно которому просит суд признать незаконными действий по начислению платы потребителям коммунальной услуги электроснабжения в <адрес>, в котором отсутствуют коллективный (общедомовый) и индивидуальные приборы учета электрической энергии по п.п «а» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, устанавливающей, что расчеты за электрическую энергию производят по формуле №6, незаконными, а также обязать провести потребителям коммунальной услуги по электроснабжению перерасчет платы за период с июня 2011 года по 13 февраля 2012 года в соответствии с п.п. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг от 23.05.12006 № 307 формула №3 и возместить излишне уплаченные суммы потребителям коммунальной услуги - электроснабжение.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Ленинского района Тульской области Шмелев А.П. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении по указанным основаниям и просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ООО <данные изъяты> неправомерно применяется формулу № 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, поскольку в доме отсутствуют коллективный (общедомовый) прибор учета и в жилых помещениях граждан отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, то расчеты необходимо производить по п.п.б п.19 раздела 3 Постановления формула №3. Приборы учета электроэнергии <адрес> установлены на подстанции, а не на внешней границе дома, и не являются общедомовыми, поскольку не принадлежат на праве собственности собственникам помещений. Данные факты были установлены вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда от 01 апреля 2010 года и 16 марта 2011 года. В настоящее время в отношении данных приборов учета ничего не изменилось. Документации, подтверждающей, что они являются общим имуществом собственников жилых помещений, ответчиком не предоставлено. Расчеты, проводимые управляющей компанией незаконны, поскольку в соответствии с ними лица, фактически проживающие в данных жилых помещениях, не несут затраты за предоставленную коммунальную услугу. Также ООО <данные изъяты> не учитывает, что в данном доме имеется нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности МО <адрес> – спортзал, в котором отсутствует прибор учета потребленной электроэнергии, никаких счетов для оплаты не выставлялось, а потребленный объем ресурса раскладывался на жильцов дома. Применением данной формулы нарушаются права граждан, поскольку они должны оплачивать за фактически принятое количество энергии.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ООО <данные изъяты> по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, пояснив, что размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, установленных на подстанции. При начислении платы за электроэнергию лицам жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, производится без учета количества фактически проживающих лиц, поскольку они такими сведениями не располагают. Расчет размера платы жителям за потребленную электроэнергию, проживающим в <адрес>, производится на основании счетов-фактур предъявляемых ОАО <данные изъяты> управляющей компании, с учетом величины нормативных потерь. Таким образом, объем (количество) электрической энергии, поданной в многоквартирный дом, определяется управляющей компанией, как исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение», на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (внутридомовых электрических сетей). Не отрицала, что за фактически потреблённую электроэнергию в спортзале счета на оплату не выставляются, а потребленный объем возлагается на граждан. Счетчики, принятые к расчету между ними и ОАО <данные изъяты> в состав общего имущества не введены, принадлежат ОАО <данные изъяты> установлены на подстанции, что не противоречит действующему законодательству. Не согласны с тем, что иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку данный круг определен.

Представитель ответчика ООО <данные изъяты> по доверенности ФИО3 в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала, поддержала доводы представителя ФИО5

Представитель третьего лица ОАО <данные изъяты> по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения иска прокурора. Пояснила, что между ними и ООО <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на снабжение электроэнергией. Счетчики принятые ими к расчету с ООО <данные изъяты> установлены на подстанции, что не противоречит действующему законодательству. Расчет с ООО <данные изъяты> производится исходя из объема потребленной электроэнергии с учетом корректировки величины нормативных потерь. Данные по счетчикам, установленных на границе балансовой принадлежности, являются данными для расчета между ними ООО <данные изъяты> но не для расчета с гражданами.

Представитель третьего лица ОАО <данные изъяты> по доверенности ФИО7 в судебном заседании просил рассмотреть требования в соответствии с законодательством. Установка счетчиков на подстанции не противоречит закону, поскольку объем потребленной энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь. Между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на снабжение электрической энергией, который регулировал отношения между вышеуказанными организациями и не регулировал отношения между ООО <данные изъяты> и гражданами, проживающими в <адрес>, которым ООО управляет. Счетчики принятые к расчету установлены за счет средств ОАО <данные изъяты> и принадлежат ему на праве собственности.

Представитель третьего лица администрации МО <адрес> по доверенности ФИО8 просила исковые требования прокурора удовлетворить. Действительно им на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 195,7 кв.м., расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>, в котором располагается спортзал. Отдельного счетчика для учета электроэнергии в спортзале не установлено, счета для оплаты фактически потребленной электроэнергии в спортзале им не поступали, оплата ими не производилась. Считает требования обоснованными, поскольку в данном доме отсутствует общедомовый прибор учета, а на подстанции установлен прибор для расчетов между ОАО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> Расчет ООО <данные изъяты> производится без учета фактически проживающих граждан, не по формуле №3 Постановления Правительства № 307, а также без учета фактически потребленной электроэнергии при использовании спортзала.

Суд, выслушав объяснения сторон, пояснения свидетелей, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг (п.10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.11).

В силу ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги (п.3). Также согласно ч.2 данной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги (п.2).

Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании ст. 155 ч.4 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч.7 ст. 155 ЖК РФ).

Согласно ст. 161 ч. 2 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией (п.3). Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (ч.4 ст. 161 ЖК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> заключили с ООО <данные изъяты> договор управления указанным многоквартирным домом.

В соответствии с п. 2.2. данного договора ООО <данные изъяты> в частности, обязуется предоставлять коммунальные услуги.

Данный договор на момент рассмотрения дела никем не оспорен, недействительным не признан.

Согласно п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Между ОАО <данные изъяты> - гарантирующим поставщиком и ООО <данные изъяты> - покупателем – исполнителем коммунальных услуг заключен договора от ДД.ММ.ГГГГ на снабжение электрической энергией.

В силу п. 8.1. договора он вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до ДД.ММ.ГГГГ и считается ежегодно продленным, если не последует заявление одной из сторон об отказе от договора либо его пересмотре.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с данным договором гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых покупателю для исполнения функции исполнителя коммунальных услуг, а покупатель обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию и оказанные услуги (п.1.1 договора).

Количество потребленной энергии определяется на основе показаний общедомовых приборов учета (п.4.8).

Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в госреестр средств измерений (п.4.1).

Места установки расчетных приборов учета электроэнергии с указанием: типа прибора, класса точности, номера электросчетчика, коэффициента трансформации ТТ, первоначальные показания электросчетчика (на момент установки) присоединительная мощность электроприемников, подключенных к каждому электросчетчику, приведены в приложении к договору (п. 4.2).

Акт замены прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ, являющийся приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ , указывает, что прибор учета заводской номер установлен на <данные изъяты>

Согласно схеме балансовой принадлежности, являющейся приложением в договору, ЗПТ находится за внешней границей многоквартирного дома.

Таким образом, судом достоверно установлено, что прибор учета, учитывающей электрическую энергию, расположен за внешней границей многоквартирного дома.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО <данные изъяты> как управляющая многоквартирным домом организация, производила начисления по коммунальной услуге – электроснабжению и выставляла соответствующие счета к оплате потребителям коммунальной услуги до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснений представителя ответчика ООО <данные изъяты> ФИО5 они при определении платы за коммунальные услуги по электроснабжению в отношении граждан жилые помещении которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, учитывали, что коллективные (общедомовые) приборы учета, расположены на трансформаторной подстанции, и производили начисления за минусом нормативных потерь на участках сетей от границы эксплуатационной ответственности до места установки приборов учета. Приборы учета, установленные на трансформаторной подстанции являются коллективными (общедомовыми) приборами учета, поскольку фиксируют количество потребленной электроэнергии конкретным многоквартирным домом.

Однако исследовав представленные по делу доказательства в совокупности с регулирующим возникшие спорные правоотношения действующим законодательством, суд не может согласиться с данными доводами представителя ответчика, по следующим основаниям:

В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.2006г. № 491 внешней границей сетей электроснабжения входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсосберегающей организацией, является место соединении коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящее в многоквартирный дом.

Согласно п.88 и п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ 31.08.2006г. № 530 собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных с соответствии с жилищным законодательством РФ. Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объеме электроэнергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Исполнитель коммунальных услуг на основании договора электроснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электроэнергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, для использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электросетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электроэнергии определяется на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электросетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электроэнергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электросетей организации и внутридомовых электросетей, объемом использования электроэнергии на общедомовые нужды и объемом оказанной потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Пунктом 143 Правил № 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электросетей, объем принятой в электросети (отпущенной из электросетей) электроэнергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электросетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.

Судом установлено, и подтверждено сторонами по делу, что в соответствии с п. 2.4 договора управления, граница эксплуатационной ответственности определяется границами общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с п.143 Правил № 530 и п.3.7 договора № 3568 объем, отпущенной в сеть электроэнергии, определяемой установленными на трансформаторных подстанциях приборами учета, корректируется с учетом величины технологических потерь электрической энергии определяемой на основании технических параметров рассчитываемого участка и объема отпуска активной электроэнергии в сеть.

Таким образом, суд считает, что приборы учета электроэнергии, установленные на трансформаторных подстанциях ОАО <данные изъяты> с учетом величины нормативных потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электросетей до места установки прибора учета, показывают объем электроэнергии, принятой исполнителем коммунальных услуг – ООО <данные изъяты> от гарантирующего поставщика - ОАО <данные изъяты> в электросеть и подлежащей оплате покупателем ООО <данные изъяты>

Ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд приходит к выводу, что ответчик не предоставил убедительных доказательств, бесспорно указывающих на количество потребленной абонентами электроэнергии, поскольку исходя из пояснении данных в судебном заседании и представленных доказательств следует, что ООО <данные изъяты> несет убытки, связанные с отпуском приобретенной у гарантирующего поставщика электроэнергии, но это не свидетельствует о потреблении этих потерь неопределенным кругом лиц, в интересах которого прокурор обратился в суд с иском, а возложение на получателей коммунальных услуг бремени расходов связанных с потерями электроэнергии не указывает на то, что они образовались во внутридомовых сетях и связаны с содержанием общего имущества дома. Ненадлежащая организация работы ООО <данные изъяты> по учету электроэнергии по приобретению ее покупателями в данном случае не может служить основанием для возложения на получателей услуги дополнительной обязанности по ее оплате. ООО <данные изъяты> выставляются счета для оплаты всех потерь внутридомовых сетей, что является не верным и возлагает на получателя электроэнергии обязанность по возмещению в том числе и потерь, которые могут не являться затратами на содержание общего имущества собственников многоквартирного дома.

Между тем, указанные приборы учета электроэнергии, установленные на трансформаторных подстанциях ОАО <данные изъяты> не указывают на объем (количество) коммунального ресурса, поданного в конкретный многоквартирный дом, а тем более не определяют объем коммунального ресурса - электроэнергии, потребленного конкретным многоквартирным домом, в связи с чем, указанные приборы учета электроэнергии в данном случае нельзя признать и использовать как коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии.

В связи с изложенным, установив на основании совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме, находящегося в управлении ООО <данные изъяты> и не оборудованного непосредственно на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей счетчиками учета поданной в дом электроэнергии, суд приходит к выводу, что применение ответчиком ООО <данные изъяты> при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей жилые помещения, которых не оборудованы индивидуальными (общеквартирными) приборами учета электрической энергии, а приборы учета электроэнергии, установлены на трансформаторных подстанциях ОАО <данные изъяты> по п.п. «а» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, устанавливающего, что расчеты за электроэнергию производятся по формуле №6, являются необоснованными и незаконными, поскольку возлагают на получателя услуги возмещение не только бремени содержания общего имущества дома, в котором он проживает, а фактически возмещение потерь электроэнергии, которые образовываются у покупателя в лице ООО <данные изъяты> перед ресурсоснабжающей организацией.

Часть 1 ст. 36 ЖК РФ указывает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электроустановок систем дымоудаления и др., а также другого электрооборудования, расположенного на этих сетях.

В силу п.24 данных Правил сведении о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержание сведения о состоянии общего имущества.

Пунктом 27 этих же Правил определено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством РФ порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Согласно ч.10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Министерством регионального развития РФ письмом от 20.12.2006г. № 14313-РМ/07 определено, что техническая документация должна передаваться безвозмездно.

Предоставленный суду акт общего осмотра технического состояния общего имущества здания и наружных сетей от ДД.ММ.ГГГГ, не доказывает факт принятия приборов учета - электросчетчиков в состав общедомового имущества, поскольку подтверждает лишь факт его осмотра, а не факт его принадлежности на праве общей долевой собственности собственникам помещений.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ООО <данные изъяты> пояснила, что иной технической документации, подтверждающей состав общего имущества собственников многоквартирного дома они не располагают. Приборы учета электроэнергии, установленные на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и внутридомовых электросетей не принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.

В силу ст. 61 п.2 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

01 апреля 2010 года Ленинский районный судом Тульской области было вынесено решение, вступившее в законную силу 20 мая 2010 года, а также решение от 16 марта 2011 года, вступившее в законную силу 19.05.2011 года, которыми было установлено, что нельзя признать коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии в многоквартирном <адрес>, который находился на тот момент в управлении ОАО <данные изъяты> поскольку они не входят в состав общего имущества собственников многоквартирного дома и не принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.

Данные обстоятельства не были опровергнуты представителями ответчика и в ходе рассмотрения данного дела. Как пояснил представитель ответчика при рассмотрении дела с момента вступления предыдущих решений в законную силу никаких изменений в технической документации не произошло.

На основании норм действующего законодательства и исследованных в ходе рассмотрения дела предоставленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что установленные на трансформаторных подстанциях ОАО «<данные изъяты> счетчики учета поданной в дом электроэнергии не являются коллективными (общедомовыми) приборами учета, в связи с чем использование их показаний в расчетах с потребителями за коммунальную услугу - электроснабжение и применение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 формулы №6, является необоснованным, поскольку расчет за коммунальную услугу – электроснабжение для потребителей жилые помещения, которых расположены в многоквартирном доме, не оборудованного коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, и жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, необходимо производить по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

Эти доводы были предметом рассмотрения дела № 2-28/2010 по иску прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> об обязании проведения перерасчета, и дела № 2-283/2011 по иску прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> об обязании проведения перерасчета, зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, и обязании не применять при начислении платы формул №4 и № 9, которым управляющая компания была обязана провести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в доме, расположенном по адресу: <адрес>, перерасчет платы за электроэнергию жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

При рассмотрении данного дела суд считает, что производимые ООО <данные изъяты> расчеты за электроэнергию по формуле № 6 являются противоречащими нормам действующего законодательства также по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 544 п.1 ГК РФ плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Однако при рассмотрении дела установлено и не оспорено представителями ответчика и третьими лицами, что при проведении ежемесячных расчетов жильцам дома за потребленную электроэнергию ООО <данные изъяты> не учитываются сведения о количестве граждан, проживающих в жилом помещении, которые являются составляющей n i в формуле №6 и сведения о потребленной электроэнергии собственником нежилого помещения, расположенного на 1 этаже дома –МО <адрес>, что влияет на размер ежемесячной платы за потребленную электроэнергию в сторону увеличения, тем самым ставя потребителей в неравные условия.

Данные обстоятельства при рассмотрении дела были подтверждены свидетелями ФИО9, ФИО10 и ФИО11, которые показали, что начисления за услугу электроснабжение происходит не за фактически потребленную электроэнергию, а на сумму значительно большую.

Проводимые ООО <данные изъяты> начислениями нарушаются права жителей многоквартирных домов, поскольку на добросовестных плательщиков возлагается обязанность по оплате за собственника нежилого помещения, расположенного на 1 этаже дома и за лиц, которые фактически проживают в жилых помещениях, в которых отсутствуют ИПУ, но не предоставляют об этом сведения в ООО <данные изъяты>

Таким образом, суд приходит к выводу, что расчет платы за электроэнергию по формуле № 6 ООО <данные изъяты> производит без учета фактического количества граждан проживающих в квартирах, не оборудованных ИПУ и без учета фактически затраченной энергии в нежилом помещении - спортзале.

Судом был исследован довод представителя ответчика, что прокурором иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, хотя данный круг возможно определить. Однако в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Ст.25 ч.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

На основании изложенных норм законодательства суд считает, что данный довод представителя ответчика не состоятелен, поскольку допускаемые ООО <данные изъяты> нарушения при начислении жителям платы за электроэнергию привели к нарушению прав и свобод значительного числа граждан и данные нарушения приобрели особое общественное значение. Суду были также предоставлены сведения о лицах, в чьих интересах был заявлен иск прокурором, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут самостоятельно предъявить исковые требования в суд.

Возлагая на ООО <данные изъяты> обязанность произвести перерасчет, суд учитывает, что при заключении договора на снабжение электроэнергией от ДД.ММ.ГГГГ, между сторонами составлены соответствующие документы подтверждающие снятие начальных показаний с приборов учета, таким образом, у ответчика ООО <данные изъяты> имеется возможность исходя из начальных показаний приборов учета произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, с учетом данных о начале начислений с июня 2011 года по адресу: <адрес>, перерасчет за данный период гражданам жилые помещения, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

Также суд считает, что после проведенных перерасчетов необходимо в возместить жильцам <адрес> излишне уплаченные суммы за электроснабжение.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствие с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

По данному делу с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты> о признании действий незаконными, об обязании проведения в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжения перерасчета, и возмещении излишне уплаченных суммы, удовлетворить.

Признать действия ООО <данные изъяты> по начислению платы потребителям коммунальной услуги - электроснабжение в <адрес> в котором отсутствует коллективный (общедомовый) прибор учета, и индивидуальные приборы учета электрической энергии, по п.п.а п.21 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, незаконными.

Обязать ООО <данные изъяты> произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в доме, расположенном по адресу: <адрес>, в котором отсутствует коллективный (общедомовый) прибор учета и индивидуальные приборы учета электрической энергии, перерасчет платы за электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ по п.п.б п.19 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, возместив излишне уплаченные суммы потребителям коммунальной услуги - электроснабжение.

Взыскать с ООО <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий:                                                                      О.Н. Гудкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200