№ 2-1013/2012 от 17.07.2012 г. о признании недвижимой вещи бесхозяйной, обязании принять меры для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества;



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2012 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Илюшкиной О.Ю.,

при секретаре Саенко Е.С.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО1,

представителя ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1013/2012 по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании недвижимой вещи бесхозяйной, обязании принять меры для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

прокурор <адрес> обратился в Ленинский районный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования <адрес> о признании недвижимой вещи – автомобильной дороги <данные изъяты> расположенной на территории муниципального образования <адрес>, бесхозяйной; об обязании администрациию муниципального образования <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества автомобильной дороги <данные изъяты> расположенной на территории муниципального образования <адрес>.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры области была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта. В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога от н.<адрес> до границы <адрес> расположена в пределах муниципального образования <адрес>., находится в границах муниципального образования <адрес> и является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. Однако, автодорога <данные изъяты> до настоящего времени не находится в муниципальной собственности, не включена в реестр муниципального имущества, является бесхозяйной. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, не обеспечивает соблюдение установленного порядка использования полос отвода автомобильных дорог местного значения, а также осуществлять учет дорог, в том числе, в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решения вопросов местного значения. Кроме того, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни, здоровья граждан, а также имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В силу изложенного, непроведение необходимой работы по принятию в собственность автомобильных дорог не позволяет должным образом планировать и осуществлять дорожную деятельность.

С целью расширения сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройства принята Федеральная целевая Программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Неоформление в собственность бесхозяйных автомобильных дорог не позволяет реализовать цели указанной Федеральной целевой Программы, а именно расширение сети сельских дорог и их благоустройство, что отрицательно сказывается на социальном и экономическом развитии села.

Кроме того, статус автомобильных дорог в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта, и представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Статус указанного недвижимого имущества - автомобильной дороги <данные изъяты> - в качестве бесхозяйного создает повышенную опасность для населения и окружающей среды, требует принятия незамедлительных мер по обеспечению его безопасности собственником, эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями, установленным действующим законодательством.

Ненадлежащее исполнение законодательства о транспортной безопасности создает реальную опасность нанесения вреда населению, окружающей среде, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных чрезвычайных ситуациях, а также не обеспечивает надлежащим образом противодействие терроризму на территории <адрес>.

В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> ФИО1 поддержала заявленные требования, дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями. Пояснила, что действующее законодательство не предусматривает обязанность органа местного самоуправления ставить на учет объект недвижимого имущества в качестве бесхозяйного. Кроме того, обратила внимание на то, что автомобильная дорога <данные изъяты> соединяет населенные пункты <адрес> и лишь территориально проходит по землям муниципального образования <адрес>. Согласно Постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>», автомобильная дорога <данные изъяты> не соответствует критерию отнесения к дорогам общего пользования местного значения муниципального образования <адрес>, поскольку территориально населенные пункты <адрес> не соединяет, и жителями муниципального образования <адрес> не используется. Таким образом, никакого значения для муниципального образования <адрес> не несет. В ДД.ММ.ГГГГ года администрацией муниципального образования <адрес> в адрес администрации <адрес> было направлено обращение о возможности принятия автомобильной дороги <данные изъяты> в муниципальную собственность <адрес>. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № ПА-2553 администрацией <адрес> выражено согласие и намерение принять данную дорогу в собственность <адрес>. Таким образом, решение вопроса о правообладателе автомобильной дороги <данные изъяты>» решается органами власти во внесудебном порядке. В связи с этим, полагает, что требования прокурора являются преждевременными и могут нарушить законные права и интересы как муниципального образования <адрес>, так и муниципального образования <адрес>.

Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что автомобильная дорога от н.<адрес> до границы <адрес>, расположена в пределах муниципального образования <адрес>, находится в границах муниципального образования <адрес> и является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

К вопросам местного значения, как определено пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что автомобильная дорога <данные изъяты> не находится в муниципальной собственности и не включена в реестр муниципального имущества (л.д.23-24).

Из сообщения администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что автомобильная дорога от населенного пункта <данные изъяты> до границы <адрес> не является собственностью МО <адрес> (л.д.21).

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктами 4, 5 положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 580 закреплено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В силу требований ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Как установлено ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Согласно ч.10 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения (ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ предусматривается обязанность владельца по оценке технического состояния автомобильных дорог и проведения их ремонта (ст.ст.17, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

В силу п.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ под владельцем автомобильных дороги понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ.

Из сообщения главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-18) усматривается, что для проведения юридической процедуры принятия на баланс муниципального образования автомобильных дорог необходимо предварительно провести их паспортизацию. В ДД.ММ.ГГГГ году планируется паспортизация двух автомобильных дорог, состоящих в казне муниципального образования <адрес>, общей протяженностью около <данные изъяты>, а также четырех автомобильных дорог с автобусным движением, являющихся подъездами к населенным пунктам <адрес>, общей протяженностью около <данные изъяты>. Дополнительно, в ДД.ММ.ГГГГ планируется паспортизация подъездной автодороги к <адрес>, протяженностью около <данные изъяты>

Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43) объекты недвижимого имущества – вид объекта: сооружение, наименование: автомобильная дорога, адрес: <адрес> в реестре федерального имущества по <адрес> не числится.

Согласно сообщению Ленинского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на автомобильную дорогу <данные изъяты>, расположенную – <данные изъяты>, <адрес> – право собственности не зарегистрировано (л.д.44).

Указанные обстоятельства являются основанием для признания недвижимой вещи - автомобильной дороги <данные изъяты> расположенной на территории муниципального образования <адрес> бесхозяйной.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доводы прокурора о том, что автомобильная дорога <данные изъяты>», расположенная на территории муниципального образования <адрес> не имеет собственника, подтверждается представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.

Доводы представителя администрации в судебном заседании о том, что вопрос о правообладателе автомобильной дороги <данные изъяты> решается органами власти во внесудебном порядке, в связи с чем требования прокурора являются преждевременными, суд находит несостоятельными, поскольку до настоящего времени заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества автомобильной дороги <данные изъяты> в орган, осуществляющий гос.регистрацию прав на недвижимое имущество, никем не подано.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация <адрес> выразила согласие и намерение принять данную дорогу в собственность <адрес>, в связи с чем нет необходимости обязывать администрацию МО <адрес> обращаться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, суд находит также необоснованной, поскольку из сообщения первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация МО <адрес> готова принять указанный выше участок дороги в собственность муниципального образования <адрес> после оформления администрацией МО <адрес> соответствующей технической документации и права собственности (л.д.31).

Кроме того, из сообщения администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что автодорогу <данные изъяты> планируется паспортизировать в ДД.ММ.ГГГГ году для принятия в собственность района с последующей передачей в собственность <адрес> (л.д.24).

Таким образом, поскольку спорный объект недвижимого имущества расположен в пределах муниципального образования <адрес>, то на данную администрацию и должна быть возложена обязанность обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, так в их совокупности, суд полагает, что требования прокурора <адрес> о признании автомобильной дороги <данные изъяты> бесхозяйной, обязании администрацию обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанной автомобильной дороги, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

решил:

требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать недвижимую вещь – автомобильную дорогу <данные изъяты>», расположенную на территории муниципального образования <адрес>, бесхозяйной.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества автомобильной дороги <данные изъяты> расположенной на территории МО <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий: О.Ю.Илюшкина.


-32300: transport error - HTTP status code was not 200