2-1152/12 о признании действий незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2012 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Тюрина Н.А.,

при секретаре Козловой М.И.,

с участием помощника прокурора Ленинского района Тульской области Якушевой О.А., представителя ответчика

представителя третьего лица- администрации МО <адрес> по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1148/12

установил:

прокурор Ленинского района Тульской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд Тульской области с иском к

Требования мотивированы тем, что

Согласно ч.1, ч.2 ст. 40, 41, 42, 43 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, образование, на охрану здоровья, благоприятную окружающую сред.

В соответствии со ст.2,14 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно ч.6 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.

Согласно ч.1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Во исполнение Закона Тульской области от 09.06.2008 №1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» постановлением администрации Тульской области от 29.01.2010 №97 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Ленинский район, между муниципальным образованием Ленинский район и вновь образованными в его границах поселениями» котельная, расположенная по адресу: <адрес> передана в собственность муниципального образования <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды муниципального имущества , заключенного между «Арендодателем» в лице и.о. главы муниципального образования <адрес> ФИО4 и «<данные изъяты>» в лице генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности: здание – (котельная), назначение: объекты нежилого назначения, общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв., лит.<данные изъяты>,в том числе сооружения котельной: навес лит.<данные изъяты> резервуары лит.<данные изъяты>, водопровод лит. П, колодец водопроводный лит.<данные изъяты>, канализация лит. <данные изъяты>, колодец канализационный лит.<данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, <адрес>, <адрес>. переданы «Арендатору», а именно ООО «Уют» для оказания услуг по теплоснабжению. Срок аренды устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно п.3.2.2. Договора Арендатор обязуется нести расходы на содержание объекта недвижимости, поддерживать его в полной исправности, санитарном, техническом и противопожарном состоянии. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт объекта недвижимости. Принимать долевое участие в капитальном ремонте объекта недвижимости, производимом Арендодателем, пропорционально отношению площади арендуемых помещений к полезной площади здания.

Постановлением Государственного комитета по строительству ЖКХ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые, в соответствии с разделом 1 Правил, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.

Согласно п.2.6.1.Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003г. № 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилого фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.

Пунктом 2.6.5. Правил установлено, что подготовке к зиме подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

В соответствии с п.2.6.3.Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового узла утверждаются органом местного самоуправления с учетом завершения всех работ до 15 сентября текущего года, т.е. до 15.09. 2012 года. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме помимо прочих осуществляют органы местного самоуправления.

В силу положений ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», в связи с чем к содержанию и подготовке данного объекта предъявляются особенные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности как объекта, так и окружающих.

Таким образом, котельная <адрес> является взрывопожароопасным объектом, при эксплуатации которого организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должны соблюдаться требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», направленные на обеспечение безопасности здоровья людей, окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Принятие мер по обеспечению надежного теплоснабжения жителей <адрес> МО <данные изъяты>, а также обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для теплоснабжения населения, относящегося к муниципальному имуществу, в силу закона должно организовываться должностными лицами органа местного самоуправления МО <адрес>.

ФИО2 является главой муниципального образования <адрес> избранным из числа депутатов Собрания депутатов муниципального образования <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 4 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФИО2 руководит администрацией муниципального образования <адрес> (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) на принципах единоначалия.

Таким образом, глава муниципального образования <адрес> ФИО2 наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, по обеспечению теплоснабжением населения <адрес>.

Однако проведенная прокурорская проверка исполнения действующего законодательства, регулирующего порядок подготовки объектов ЖКХ к предстоящему отопительному сезону <данные изъяты>.г., показала, что в муниципальном образовании Обидимское работы по подготовке к отопительному сезону <данные изъяты>.г, в частности, котельной <адрес>, осуществляются с нарушением требований действующего законодательства.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило обращение главы муниципального образования <адрес> о сложившейся критической ситуации по подготовке котельной <адрес> к подготовке отопительному сезону, которай заключается в том, что ДД.ММ.ГГГГ специализированной организацией ООО «<данные изъяты>», проведена экспертиза пяти котлов на котельной в <адрес>. По результатам экспертизы установлено, что все пять котлов не пригодны к дальнейшей эксплуатации и требуется замена данных котлов на новые. Стоимость одного котла марки ВК-21 КСВа 2.0 МВт составляет более <данные изъяты> млн.руб. В бюджете сельского поселения <данные изъяты> таких средств нет». Далее из обращения Главы МО <данные изъяты> следует, что в связи с отсутствием средств в бюджете администрация МО <данные изъяты> обратилась (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) за помощью к заместителю министра –директору департамента жилищно-коммунального комплекса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ФИО5; к главе администрации МО <адрес> ФИО6 ( письмо от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ленинского района, из администрации МО <адрес> поступила информация об угрозе срыва отопительного сезона <данные изъяты> в <адрес>. Одновременно, в прокуратуру района были представлены:

- ксерокопия предварительного заключения ООО «<данные изъяты>» о невозможности дальнейшей эксплуатации 5-ти котлов <данные изъяты> на котельной по адресу: <адрес>, из которого следует, что котлы , , , , , на котельной <адрес> не пригодны для дальнейшей эксплуатации вследствие того, что обечайки котлов имеют трещины, коррозионные язвы и выпучены. Жаротрубная часть котлов забита накипью, имеет множество заглушенных труб. На фронте котлов имеются многочисленные следы ремонта по устранению трещин на передней стенке котла и устранению течи жаротрубной части. Ремонтные работы на этих котлах проводить не целесообразно, требуется замена вышедших из строя котлов на новые.

- ксерокопии обращений генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ;

- ксерокопия обращения главы муниципального образования Обидимское ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО <адрес>, из которых следует о критической ситуации по подготовке котельной к предстоящему отопительному сезону, о необходимости выделения денежных средств для приобретения 5 вышедших из строя котлов котельной.

Однако доводы обращения Главы муниципального образования Обидимское не основаны на законе, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием или отсутствием финансовой возможности.

Как следует из ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Какие-либо договоры между администрацией МО <адрес> и администрацией МО <данные изъяты> по вопросу эксплуатации и обслуживания котельной <адрес> отсутствуют.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В силу ч.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, в том числе, полномочия по организации теплоснабжения, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете муниципального образования <адрес> денежных средств, как это следует из обращения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, не освобождает главу муниципального образования <данные изъяты> ФИО2 от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

За получением субсидий, субвенций, либо других межбюджетных трансфертов глава МО <данные изъяты> ФИО2 не обращался, что подтверждается информацией из администрации МО <адрес>.

Указанные выше обращения Главы МО <данные изъяты> ФИО2 об оказании финансовой помощи в целях подготовки к предстоящему отопительному сезону 2012-2013 г.г. свидетельствуют о ненадлежащем исполнении им полномочий, предусмотренных п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о бездействии при решении столь важного социального вопроса при подготовке котельной <адрес> к отопительному сезону и надежному обеспечению жителей <адрес> теплоснабжением.

На территории <адрес> муниципального образования <адрес> проживает <данные изъяты> тыс.человек ( в том числе <данные изъяты> ребенка). Общество с ограниченной ответственность «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>») оказывает услугу по теплоснабжению населению <адрес>, а также осуществляет теплоснабжение социальных объектов, функционирующих на территории <адрес> МО <данные изъяты>:

- ГОУ «<данные изъяты> ( <данные изъяты> детей);

- МОБУ «<данные изъяты>» (<данные изъяты> детей);

- МДОБУ «<данные изъяты> (<данные изъяты> детей);

-филиал МБУДОД «<данные изъяты>» <адрес>» ( около <данные изъяты> детей);

- филиал МОБУДО «<данные изъяты> (посещает около <данные изъяты> детей);

-Обидимский фельдшерско-акушерский пункт (структурное подразделение <адрес>ной больницы, обслуживает детское и взрослое население численностью более <данные изъяты> тыс. человек);

-Обидимский библиотечный отдел Ленинской межпоселенческой централизованной библиотеки.

Все указанные учреждения пользуются централизованным теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением.

Кроме того, установлено, что ООО «<данные изъяты>» обеспечивает теплоснабжением жителей <данные изъяты> многоквартирного дома, в интересах которых управляющей организацией ООО «<данные изъяты> заключен с ООО «<данные изъяты> договор на поставку тепла для обеспечения жителей домов услугой теплоснабжения.

Отсутствие тепла в вышеуказанных социальных учреждениях и многоквартирных домах <адрес> повлечет нарушение законных прав и интересов граждан на образование (в помещении, в котором не соблюдается тепловой режим, проведение занятий не допускается) и на жилище в условиях, отвечающих требованиям, обеспечивающим благоприятные условия для жизни и здоровья людей, проживающих на территории муниципального образования <адрес>.

Кроме того, данные действия свидетельствуют об отсутствии должной организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в <адрес>, то есть о не исполнении органами местного самоуправления муниципального образования <адрес> установленных ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» полномочий.

Нарушение действующего законодательства, регулирующего порядок подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному сезону может привести к срыву предстоящего отопительного сезона 2012-2013г.г., что повлечет нарушение конституционных прав граждан и создаст социальную напряженность в муниципальном образовании <данные изъяты> приведет к ненадлежащему обеспечению теплом общеобразовательных учреждений и жителей многоквартирных домов, расположенных в <адрес>, что является недопустимым. Кроме того, несоблюдение требований промышленной безопасности, в частности, при проведении на взрывопожарном производственном объекте организацией, работ по подготовке здания котельной и оборудования котельной к предстоящему отопительному сезону, расположенной в центре населенного пункта <адрес> МО <адрес> может привести к возникновению пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу.

Право граждан на достойную жизнь закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, а также на достижение цели надежного обеспечения жителей муниципального образования <адрес> на качественную услугу теплоснабжения.

на территории <адрес> муниципального образования <адрес> проживает 2,013 тыс.человек, в том числе 504 ребенка. Общество с ограниченной ответственностью «Уют» оказывает услугу по теплоснабжению населению <адрес>, а также осуществляет теплоснабжение социальных объектов, функционирующих на территории <адрес> МО <данные изъяты>. Для оказания услуги теплоснабжения управляющая организация ООО «<данные изъяты> на основании договора субаренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ передало в субаренду ООО «<данные изъяты>» котельную, расположенную по адресу: <адрес> другие сооружения, предназначенные для осуществления теплоснабжения населению <адрес>.

Согласно ст.2 Уставу ООО <данные изъяты>», утвержденного решением Единственного учредителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ , целью деятельности является извлечение прибыли. Предметом деятельности Общества помимо прочих является деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.

Для оказания услуг населению <адрес> и обеспечения теплом социальных объектов, между ООО «Газпром межрегионгаз Тула» (поставщик) и ООО «<данные изъяты>» (покупатель) заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в ходе проверки было установлено, что ООО «<данные изъяты>» ненадлежаще исполняет договорные обязательства по оплате за потребленный природный газ, задолженность ООО «<данные изъяты>» за потребленный газ на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

ООО «Уют» не принимаются меры к погашению задолженности перед ООО «<данные изъяты>».

Кроме того, проверкой установлено, что ООО «<данные изъяты>» обеспечивает теплоснабжением жителей <данные изъяты> многоквартирных домов, в интересах которых управляющая организация ООО «<данные изъяты> заключило с ООО «<данные изъяты>» договор на поставку тепла для обеспечения жителей домов услугой теплоснабжения.

Введение энергоснабжающей организацией ООО <данные изъяты> на котельную ООО «<данные изъяты>» ограничения режима потребления газа, электрической энергии (либо прекращения поставки газа, электроэнергии) приведет к перерывам в работе муниципальных и государственных образовательных учреждений, повлечет срыв образовательного процесса и медицинского обслуживания населения, ставит под угрозу возможность реализации конституционного права граждан, проживающих на территории <адрес> на образование и медицинское обслуживание. Будет отключен объект теплоснабжения – котельная, что может привести к срыву отопительного периода <данные изъяты> г.г., нарушению законных интересов добросовестных плательщиков.

Таким образом, несвоевременное исполнение условий договора поставки газа о внесении оплаты ООО «Уют» нарушает права нанимателей и собственников жилых помещений, большинство из которых добросовестно соблюдают сроки оплаты коммунальных услуг.

Кроме того, проверкой установлено, что ООО «<данные изъяты>» имеет задолженность и перед ОАО «<данные изъяты>». Так, согласно пункту 1.1 Договора на снабжение электрической энергией от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «<данные изъяты>» (Гарантирующий поставщик) и ООО «<данные изъяты>» (Покупатель), гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых Покупателю, а Покупатель обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию и оказанные услуги.

Однако, ООО «<данные изъяты>» не исполняет условия договора на энергоснабжение. На ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «<данные изъяты>» за потребленную электроэнергию составляет <данные изъяты> рублей. Потребляемая ООО «<данные изъяты>» электроэнергия используется Обществом для обеспечения функционирования котельной <адрес>.

Таким образом, действия ООО «<данные изъяты>», не выполняющего обязательства по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ в части оплаты, могут привести к ограничению (приостановлению) поставки электроэнергии на котельную <адрес>. В свою очередь это приведет к ограничению (приостановлению) подачи отопления потребителям, что является нарушением закона и конституционных прав граждан, добросовестно оплачивающих потребленную тепловую энергию. В нарушение требований вышеизложенного закона, в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную <адрес> будут нарушены права граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах <адрес> МО <адрес>, которые не смогут получать услугу отопления в необходимых объемах и надлежащего качества.

Помощник прокурора Ленинского района Якушева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями, поскольку полагает, что

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» по доверенности в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

,

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» по доверенности в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» по доверенности в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

,

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» по доверенности, в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

ООО «<данные изъяты>», по доверенности в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, представили заявление, в котором указали, что исковые требования поддерживают и просили рассмотреть дело без их участия.

Суд, с учётом мнения помощника прокурора Ленинского района Тульской области Якушевой О.А., представителя ответчика по доверенности ФИО7, представителя третьего лица, на основании ст. 167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя

Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Из данного конституционного принципа вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории <адрес> муниципального образования <адрес> проживает <данные изъяты> тысяч человек ( в том числе <данные изъяты> ребенка). Общество с ограниченной ответственность «<данные изъяты>» (далее -ООО «<данные изъяты>») оказывает услугу по теплоснабжению населению <адрес>, а также осуществляет теплоснабжение социальных объектов, функционирующих на территории <адрес> МО <данные изъяты>

Согласно договору субаренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты> передало в субаренду ООО «<данные изъяты>» котельную (расположенную по адресу: <адрес>) и другие сооружения, предназначенные для осуществления теплоснабжения населению <адрес> (л.д.42-43).

Согласно ст.2 Устава ООО «<данные изъяты> утвержденного решением Единственного учредителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ , целью деятельности общества является извлечение прибыли. Предметом деятельности Общества помимо прочих является деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.

Для оказания услуг населению <адрес> и обеспечения теплом социальных объектов, между ООО «Газпром межрегионгаз Тула» (поставщик) и ООО «<данные изъяты>» (покупатель) заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверка показала, что ООО «<данные изъяты>» ненадлежаще исполняет договорные обязательства по оплате за потребленный природный газ, задолженность ООО «<данные изъяты>» за потребленный газ на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании ст.ст.307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Из письма ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в прокуратуру <адрес> следует, что ООО «<данные изъяты>» предложило ООО «<данные изъяты>» в кратчайшие сроки погасить имеющуюся задолженность за потребленный газ и обеспечить своевременную оплату текущего потребления. В случае отсутствия оплаты предприятию предлагается самостоятельно сократить потребление газа. В противном случае ООО «<данные изъяты>» для обеспечения защиты своих прав будет вынуждено предпринять все предусмотренные действующим законодательством меры, а именно одностороннее расторжение договора поставки газа, инициирования процедуры банкротства предприятия.

Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 №1 (в последней редакции постановления от 17.07.1998 №789, с изменениями, внесенными постановлением №530 от 31.08.2006) регламентирован порядок прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных топливно-энергетических ресурсов, который является льготным и распространяется на организации -потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 3 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя о возможном ограничении подачи газа.

Пунктом 4 названного Порядка предусмотрено, что если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи газа не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить подачу топливно-энергетического ресурса до полного погашения задолженности. В указанный срок организация потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «<данные изъяты>» не принимаются меры к погашению задолженности перед ООО «Газпром межрегионагз Тула».

На момент проведения проверки ООО «<данные изъяты>» доказательств о намерении погасить имеющуюся задолженность по оплате потребленного газа, принимаемых обществом достаточных мерах, направленных на предотвращение прекращения подачи газоснабжения (расторжения договора поставки газа в одностороннем порядке) не представило.

На территории <адрес> муниципального образования Обидимское функционируют 7 учреждений социальной сферы, в том числе 1 областного подчинения. Все указанные учреждения пользуются централизованным теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением.

Кроме того, установлено, что ООО «<данные изъяты> обеспечивает теплоснабжением жителей 21 многоквартирного дома, в интересах которых управляющая организация ООО «<данные изъяты> заключило с ООО «<данные изъяты>» договор на поставку тепла для обеспечения жителей домов услугой теплоснабжения.

Введение энергоснабжающей организацией ООО «<данные изъяты>» на котельную ООО «<данные изъяты> ограничения режима потребления газа, электрической энергии ( либо прекращения поставки газа, электроэнергии) приведет к перерывам в работе муниципальных и государственных образовательных учреждений, повлечет срыв образовательного процесса и медицинского обслуживания населения; ставит под угрозу возможность реализации конституционного права граждан, проживающих на территории <адрес> на образование и медицинское обслуживание. Будет отключен объект теплоснабжения - котельная, что может привести к срыву отопительного периода <данные изъяты> нарушению законных интересов добросовестных плательщиков.

Таким образом, несвоевременное исполнение условий договора поставки газа о внесении оплаты ООО «<данные изъяты>» нарушает права нанимателей и собственников жилых помещений, большинство из которых добросовестно соблюдают сроки оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей. Граждане, проживающие в жилых многоквартирных домах <адрес>, являются потребителями тепловой энергии, поставляемой ООО «<данные изъяты>».

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что на взаимоотношения граждан - потребителей с ООО «Уют» распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Статьей 9 Федерального Закона от 26.01.1996 №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законодательством в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

На основании пункта 51 названных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и не причиняющие вреда его имуществу.

Приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской федерации договором, не допускается, что установлено пунктом 83 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

В нарушение данных требований закона, в случае прекращения подачи газа на котельную <адрес> будут нарушены права граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах <адрес> МО <адрес>, которые не смогут получать услугу отопления в необходимых объемах и надлежащего качества.

Таким образом, действия ООО «<данные изъяты>» не выполняющего обязательства по договору поставки газа в части оплаты, могут привести к ограничению (приостановлению) поставки газа на котельную <адрес>. В свою очередь это приведет к ограничению (приостановлению) подачи отопления потребителям, что является нарушением закона и конституционных прав граждан, добросовестно оплачивающих потребленную тепловую энергию.

Кроме того, из информационного письма ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «<данные изъяты>» имеет задолженность перед ОАО «<данные изъяты>».

Согласно пункту 1.1. Договора на снабжение электрической энергией от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых Покупателю, а Покупатель обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию и оказанные услуги.

Однако, ООО «Уют» не исполняет условия договора на энергоснабжение. На ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «<данные изъяты>» за потребленную электроэнергию составляет <данные изъяты>.

Потребляемая ООО «<данные изъяты> электроэнергия используется Обществом для обеспечения функционирования котельной <адрес>.

Таким образом, действия ООО «Уют», не выполняющего обязательства по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ в части оплаты, могут привести к ограничению (приостановлению) поставки электроэнергии на котельную <адрес>. В свою очередь это приведет к ограничению (приостановлению) подачи отопления потребителям, что является нарушением закона и конституционных прав граждан, добросовестно оплачивающих потребленную тепловую энергию.

В нарушение требований вышеизложенного закона, в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную <адрес> будут нарушены права граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах <адрес> МО <адрес>, которые не смогут получать услугу отопления в необходимых объемах и надлежащего качества.

При этом суд полагает, что принимаемые ООО «<данные изъяты>» меры, направленные на предотвращение подачи электроэнергии, являются недостаточными.

В части 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мер, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратуры Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

Доводы представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» о необоснованности иска прокурора <адрес>, суд находит несостоятельными, поскольку принятие, по мнению ответчика всех возможных мер по соблюдению обязательств по оплате потребленного газа и электроэнергии, не может являться основанием к ограничению прав потребителей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

На основании изложенного суд считает исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области действующего в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия (бездействия) главы муниципального образования <адрес> ФИО2, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий, предусмотренных п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконными.

Обязать главу муниципального образования <адрес> ФИО2, Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» произвести подготовку котельной, расположенной по адресу: <адрес> отопительному сезону <данные изъяты>.г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий: Н.А.Тюрин