2-1742/2012 от10.10.2012 об оспаривании нормативно правового акта



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ

10 октября 2012 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Гудковой О.Н.,

при секретаре Дудиной Н.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района Тульской области Жидких А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1742/2012 по заявлению Костина Николая Трофимовича об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

Костин Н.Т. обратился в суд с заявлением о признании недействующими положения пункта 9.2 в части слов «порядок рассмотрения заявления» и пункта 9.1, предусмотренные Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>, утверждённым решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>».

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Собрание представителей МО <адрес> утвердило Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>, о чём названным представительным органом принято решение за , которое опубликовано в установленном порядке в газете «Загородные вести» выпуск от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный нормативный правовой акт противоречит федеральному закону и подлежит признанию недействующим в соответствующей части, в связи со следующим. В силу взаимосвязанных положений, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ (пункт 2), а последний с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4). При этом исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5), а в недельный срок со дня принятия такого решения заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункт 6). Таким образом, система правовых норм федерального уровня, устанавливающая порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает проведение торгов в форме аукциона, - независимо от количества поданных заявлений либо цели, для которой предоставляется земельный участок, - в случае инициирования процедуры оформления земельного участка по заявлению гражданина. Между тем, утверждённый Порядок распоряжения земельными участками предусматривает: «9.1. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в собственность и в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Передача земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии... заблаговременной публикации... о наличии для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В случае если по истечении одного с момента опубликования указанной информации имеется только одна заявка, уполномоченный орган... направляет письменное уведомление заявителю». При этом утверждённый Порядок распоряжения земельными участками предписывает рассматривать обращения заинтересованных в предоставлении (передаче) земельных участков лиц, в порядке, который применяется в случае предоставления участка для строительства (пункт 9.2).

Следовательно, утверждённый Порядок распоряжения земельными участками, предусматривает такое регулирование, которое исключает - без проведения торгов - предоставление земельного участка гражданину в собственность для целей, не связанных со строительством, а в случае аренды земельного участка ставит проведение либо не проведение торгов в зависимость от количества поданных заявок.

Однако, как указано выше, система правовых норм федерального уровня, устанавливающая порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает проведение торгов в форме аукциона, - независимо от количества поданных заявлений либо цели, для которой предоставляется земельный участок, - в случае инициирования процедуры оформления земельного участка по заявлению гражданина. Таким образом, утверждённый Порядок распоряжения земельными участками, в части пунктов 9.1 и 9.2 - противоречит федеральному закону, и фактически устанавливает не процедуры и критерии предоставления земельных участков, а порядок их предоставления, что не входит в компетенцию Собрания представителей МО <адрес>. При таких обстоятельствах, указанные положения, предусмотренные утверждённым Порядком распоряжения земельными участками - подлежат признанию недействующими.

На основании изложенного, принимая во внимание, что утверждённый Порядок распоряжения земельными участками, в части пунктов 9.1 и 9.2 в части слов «порядок рассмотрения заявления», исключает возможность без проведения торгов получить в собственность заявителя сформированный по его инициативе земельный участок для целей, не связанных со строительством, что, в свою очередь, влечёт нарушение гарантированных Конституцией РФ прав заявителя Костина Н.Т. иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2 статьи 35) и учитывая, что испрашиваемый заявителем Костиным Н.Т. земельный участок вопреки требованиям федерального закона предоставлен с торгов другому лицу, просит суд признать недействующими положения пункта 9.2 в части слов «порядок рассмотрения заявления» и пункта 9.1, предусмотренные Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>, утверждённым решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>».

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя Костина Н.Т. по доверенности ФИО7 поддержала доводы заявления, и просила суд их удовлетворить. Дополнила, что в <данные изъяты> года Костин Н.Т. обратился в администрацию МО <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м; адрес: <адрес>, <адрес> по результатам рассмотрения которого, ему было предложено провести работы по формированию испрашиваемого земельного участка, обратиться в порядке, предусмотренном законом с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка, и предоставить в Администрацию кадастровые паспорта данного земельного участка для принятия соответствующего решения. При этом утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (плане), о чём ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО <адрес> <данные изъяты> вынесено постановление . Впоследствии, также были предоставлены кадастровые паспорта испрашиваемого земельного участка.

Названные обстоятельства во взаимосвязи с находящимися в нормативном единстве положениями ЗК РФ, предусматривающими порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (пункты 2-5 ст. 34) указывают на то, что Костин Н.Т. совершил все предусмотренные законом действия и предоставил администрации МО <адрес> как органу местного самоуправления, обладающему правом предоставления испрашиваемого земельного участка, - все необходимые документы для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в его собственность. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает проведение торгов в форме аукциона в случае инициирования процедуры оформления земельного участка по заявлению гражданина независимо от количества поданных заявлений. Предусмотренные законом процедуры предоставления земельных участков посредством проведения торгов (ст. 38, 38.1 и 38.2 ЗК РФ) не применяются в силу того, что земельный участок испрашивается не для строительства, а для целей, не связанных со строительством, поскольку в силу федерального закона личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а не строительство капитальных объектов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").

Представитель заявителя Костина Н.Т. по доверенности ФИО8 поддержал доводы заявления, и просил суд их удовлетворить. Просил признать недействующими положения пункта 9.2 в части слов «порядок рассмотрения заявления» и пункта 9.1, предусмотренные Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>, утверждённым решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>» с момента их принятия, поскольку данный порядок нарушает права заявителя, и в результате земельный участок который должен был быть предоставлен ему в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, был предоставлен по результатам аукциона иному лицу. Данным порядком предоставления были нарушены права Костина Н.Т., который просил предоставить ему земельный участок для целей, не связанных со строительством. Ст. 34 ЗК РФ не предусмотрено проведение торгов при решении вопроса о предоставлении гражданам земельных участков по их заявления для целей не связанных со строительством.

Представитель заинтересованного лица – собрания представителей МО <адрес> по доверенности ФИО10 возражала против удовлетворения заявления. Земельный участок , расположенный по адресу: <адрес> имел вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства. В ходе проведения аукциона цель приобретения участка – для строительства или для целей не связанных со строительством, не указывалась. В соответствии с пунктами 1,2 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться: земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (целевой земельный участок). Приусадебный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Следовательно, земельные участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривают по целевому назначению возможность жилищного строительства. Следовательно, приобретение земельного участка с видом разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства» не может свидетельствовать о его приобретении для целей не связанных со строительством. Исходя из смысла п.1 ст. 34 ЗК РФ не следует, каким образом должно быть принято решение о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством. Данным пунктом регламентировано, что порядок, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, принимается органом местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, к отношениям связанным с возможностью приобретения прав на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, подлежат применению положения ст. 38 ЗК РФ и постановления Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков". Императивные нормы права, предусматривающие порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов, действующим законодательством не установлены. Таким образом, требования закона к процедуре распоряжения земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства Решение Собрания представителей муниципального образования <адрес> было принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования <адрес>» не нарушает. Указанный порядок разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства и в рамках полномочий органа местного самоуправления. Также заявителем не указано, какие его права и свободы нарушаются этим актом или его частью. Костин Н.Т. сознательно и добровольно участвовал в аукционе по продаже земельного участка , что свидетельствует о его согласии с утвержденным порядком распоряжения земельными участками. В ходе проведения аукциона, Костин Н.Т. имел равные права и равные возможности приобретения испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Решение Собрания представителей муниципального образования <адрес> было принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования <адрес>» соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы Костина Н.Т., а, следовательно, основания для его отмены отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица – собрания представителей МО <адрес> по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявления, поскольку прямого запрета в ст. 34 ЗК РФ о проведении торгов не имеется. Заявитель в ходе проведения аукциона имел равные права и равные возможности приобретения испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Предоставление участка без аукциона будет нарушать права иных претендентов на испрашиваемый земельный участок, а, следовательно, будет нарушен принцип справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Заявитель Костин Н.Т. в судебное заседание не явились. О дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в срок, достаточный для явки в суд и подготовки к судебному разбирательству. От него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя Костина Н.Т.

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора полагавшего заявления обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства и оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:

Частью 1ст. 251 ГПК РФпредусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Материалами дела установлено, что Решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес> (л.д.9- 25).

Данные Решение и Порядок опубликованы в газете «<данные изъяты> », от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

Как следует из существа оспариваемого правового акта, он является нормативным, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, в целях регулирования общественных отношений, связанных с предоставлением земельных участков на территории муниципального образования <адрес> для целей, не связанных со строительством.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3); утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п. 26).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Оспариваемый Порядок утвержден Собранием представителей МО <адрес> во исполнение и в развитие вышеприведенных норм земельного законодательства и законодательства о местном самоуправлении и устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.1).

Согласно ст. 7 ЗК РФ, в соответствии с которой земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса (п. 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п.3.1 «Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>», утвержденного решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков на территории муниципального образования осуществляется после проведения работ по формированию земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Работы по формированию земельного участка включают составлении, согласование и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, проведение кадастровых работ по составлению межевого плана, установлению границ земельного участка.

Составление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории осуществляется при:

- формирование земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов капитального строительства (в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ);

- формирование земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объектов капитального строительства;

- формирование земельных участков, предоставляемых гражданам для целей, не связанных со строительством, в том числе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения;

- формирование земельных участков под существующими объектами;

- формирование земельных участков в случае, предусмотренных главой 1.1. Земельного кодекса РФ.

Порядок составления, согласования и утверждения схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории установлен Положением о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Костин Н.Т. в <данные изъяты> году обратился в администрацию МО <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью <данные изъяты> кв.м; адрес: <адрес>, <адрес>.

По результатам рассмотрения заявления Костину Н.Т. было предложено провести работы по формированию испрашиваемого земельного участка, обратиться в порядке, предусмотренном законом с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка, и предоставить в Администрацию кадастровые паспорта данного земельного участка для принятия соответствующего решения.

Схема расположения испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Рождественское <адрес> с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, была утверждена постановлением главы администрации МО <адрес> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ . Постановление вступило в законную силу с момента подписания и на момент рассмотрения дела ни кем не оспорено, и не отменено.

Испрашиваемый участок постановлен на кадастровый учет, и сведения о нем внесены в ГКН, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.33).

В силу п.2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном впункте 2настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.3).

Орган местного самоуправления на основании указанного впункте 2настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренногостатьей 29настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральнымзаконом"О государственном кадастре недвижимости" (п.4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному впункте 4настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного впункте 5настоящей статьи решения (п.6).

Таким образом, судом установлено, что Костин Н.Т. совершил все предусмотренные законом действия и предоставил администрации МО <адрес> как органу местного самоуправления, обладающему правом предоставления испрашиваемого земельного участка, - все необходимые документы для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в его собственность с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, то есть для целей не связанных со строительством.

В силуст. 1 ГК РФгражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1). Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2).

В соответствии сост. 2 ГК РФгражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Статьей 3 ГК РФ предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. 1). Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (п. 2).

Правоотношения, связанные с предоставлением гражданам земельных участков, регулируются нормами гражданского законодательства, его общие и специальные положения содержатся в ГК РФ, а также в ЗК РФ и иных законах и нормативных актах федеральных органов власти, принятых в пределах их компетенции.

На основании вышеприведенных норм действующего законодательства суд считает, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает проведение торгов в форме аукциона в случае инициирования процедуры оформления земельного участка по заявлению гражданина независимо от количества поданных заявлений.

Однако согласно п.9.1 Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в собственность и в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Передача земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Информацию с указанием срока приема заявлений о предоставлении участка публикует управление по использованию муниципальных земель. В случае если по истечении одного месяца с момента опубликования указанной информации имеется только одна заявка, уполномоченный орган местного самоуправления направляет письменное уведомление заявителю.

Лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением на имя главы администрации муниципального образования. Требования к содержанию заявления, прилагаемым документам и порядок рассмотрения заявления изложены в ст. 4 Порядка (п.9.2 Порядка).

На основании постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона о продаже в собственность трех участков с », которое было размещено в сети интернет, ДД.ММ.ГГГГ был проведен аукцион предметом которого был лот - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. По итогам аукциона победителем аукциона по продаже данного участка в собственность признан ФИО5, что подтверждается протоколом о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования; если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п.17); если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (абз.12 п.19).

При таких обстоятельствах суд полагает, что п. 9.1 и 9.2 в части слов «порядок рассмотрения заявления» Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес> противоречит законодательству более высокого уровня.

Согласно частям 2 и 3ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч.2); решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание; такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (ч.3).

Довод представителя заинтересованного лица о том, что согласно Федеральному закону от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, то на нем может быть в будущем возведен жилой дом, а, следовательно, он предоставляется также с целью связанной со строительством на будущий период, не основан на нормах действующего законодательства.

Однако суд не может согласиться с данной позицией, поскольку Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» статьей 4 определяет, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч.1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч.2). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч.3).

Как достоверно установлено судом, земельный участок , предоставлен в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, следовательно, на нем может быть возведен один жилой дом и иные сооружения, с соблюдением определенных правил и нормативов. Однако в настоящий момент доказательств, подтверждающих, что заявитель в будущем будет производить строительство на данном земельном участке суду не предоставлено.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Костин Н.Т. обращался с заявлением о предоставлении ему земельного участка с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и именно с таким видом разрешенного использования данный участок был выставлен на аукцион. Ни в одном из документов исследованных судом не содержится сведений о строительстве в границах данного участка объектов недвижимости.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что вышеприведенные нормы Порядка в части, устанавливающей обязательность проведения торгов (аукционов) по продаже земельного участка с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, противоречатпунктам 2-6 ст. 34ЗК РФ, устанавливающим порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, которым не предусмотрено проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка. Кроме того, суд отмечает, что случаи заключения договора о продаже вещи или имущественного права исключительно путем проведения торгов могут быть установлены лишь Гражданским кодексом РФ или иным законом (п. 3 ст. 447ГК РФ).

Доводы представителя заинтересованного лица не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к неверному толкованию ими норм материального права. При этом суд считает, что указанные нормыПорядка фактически устанавливают не процедуры и критерии предоставления земельных участков, а порядок их предоставления, что не входит в компетенцию Собрания представителей.

В связи с этим суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление Костина Николая Трофимовича об оспаривании нормативного правового акта, удовлетворить.

Признать недействующими положения пункта 9.2 в части слов «порядок рассмотрения заявления» и пункта 9.1, предусмотренные Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>, утверждённым решением Собрания представителей МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО <адрес>», со дня его принятия.

В соответствии сч. 3 ст. 253 ГПК РФи ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» обязать редакцию газеты «Загородные вести» опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий:                                                                      О.Н. Гудкова