5-119/12 31.07.12 Не соблюдение экологических требований при размещении и обращении с отходами.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31.07.12 года пос. Ленинский

Судья Ленинского районного суда Тульской области Исаева О.С., рассмотрев материал о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

ООО «<данные изъяты>» не соблюдает экологические требования при размещении и ином обращении с отходами. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 20 минут при обследовании территории <адрес> примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на запад от ориентира: <адрес>, <данные изъяты> (далее - земельный участок) обнаружен выброс в атмосферу насыщенного бело-желтого дыма со специфическим запахом горения бытовых отходов. В ходе обследования установлено, что задымление связано с горением мусора на свалке твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной по указанному выше адресу. Площадь возгорания (задымления) приблизительно равна 1 га. Из письма администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией МО <адрес> заключен договор на утилизацию ТБО с ООО «<данные изъяты>». Принимая во внимание, что имелись достаточные основания, указывающие на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «<данные изъяты>».

В результате проведения административного расследования установлено следующее.

Администрация МО <адрес> заключила договор на переработку и утилизацию (захоронение) бытовых отходов на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>». По настоящему договору ООО «<данные изъяты>» обязуется за свой счет осуществлять деятельность по приему, переработке и утилизации (захоронен бытовых отходов на земельном участке (кадастровый номер <данные изъяты>). Место расположение названного участка: примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на запад от ориентира: <адрес><данные изъяты>. Договор вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до окончания проведения мероприятий открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты> арендует названный выше земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для организации полигона твердых бытовых отходов. Участок представлен в аренду на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.2.2. договора условия заключения договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора, начиная ДД.ММ.ГГГГ. Лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности в части сбора и размещения отходов на рассматриваемом земельном участке ООО «<данные изъяты>» на соответствующий запрос об истребовании сведений не представило.

Таким образом, установлено следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» осуществляет эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов - земельного участка, находящегося примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на запад от ориентира: <адрес>, <адрес> в части сбора и размещения твердых отходов.

Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности на указанном выше земельном участке у ООО «<данные изъяты>» отсутствует.

Условия и способы размещения отходов на объекте размещения отходов,
эксплуатируемом ООО «<данные изъяты>», небезопасны для окружающей среды – допускается горение (возгорания) размещаемых на земельном участке отходов с выделением дурнопахнущих веществ. В частности, возгорания допускались в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Возгорания отходов на описанной свалке ТБО подтверждают также обращения жителей: за­явление от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) и пояснения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания представитель по доверенности ООО «<данные изъяты>» ФИО3 просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях общества события административного правонарушения. Предоставил письменные объяснения, где указал следующее. Общество ДД.ММ.ГГГГ приняло данный объект по условиям чрезвычайной ситуации на обслуживание и приведение его в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе локализацию и предотвращение уже имевшихся, имеющих длящееся действие очагов возгорания в теле полигона. В последствии общество стало концессионером по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет организацию полигона ТБО на известном земельном участке. В настоящее время и в момент возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении общество является соискателем лицензии и получает необходимые разрешительные документы на создание объекта концессионного соглашения, деятельности по утилизации не ведет до оформления всех необходимых документов. В настоящее время общество обеспечивает своевременный вывоз отходов на специализированные места их захоронения в другие организации осуществляющие такую деятельность согласно Федеральным законам.

Министерством ни в протоколе об административном правонарушении, ни в материалы дела не представлено каких либо фактических данных свидетельствующих о том, что обществом осуществляется какая-либо деятельность подлежащая лицензированию, а поэтому само событие нарушения норм ст.9. 11. ч.1 ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в действиях общества отсутствуют. Общество приняло на себя обязательство по созданию объекта в рамках частно-государственного партнерства и осуществляет социально значимые действия к сохранению окружающей среды и благополучию здоровья человека на территории муниципального образования <адрес>, и намеренно заниматься созданием и эксплуатацией объекта согласно нормам и требованиям Федеральных законов и нормативных правовых актов администрации <адрес>, что подтверждается показаниями органа местного самоуправления привлеченного в дело в качестве свидетеля. В связи с вышеизложенным обществом не допускаются и не могли быть допущены нарушения ч.1 ст. 18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Об охране атмосферного воздуха", поскольку общество не осуществляло до настоящего момента и не будет осуществлять до получения необходимых документов и создания объекта концессионного соглашения хранение, захоронение и обезвреживание на территории известного населенного пункта загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Поэтому же обществом не могло быть допущено и нарушений п.2.16 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем РФ ДД.ММ.ГГГГ) предусматривающей, что спецавтохозяйство один раз в квартал контролирует правильность заложения внешнего откоса полигона, который, как правило, должен быть 1:4, и что в период сухой, жаркой погоды полигоны должны быть обеспечены средствами для увлажнения ТБО. На территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО и сбор утиля. В материалах дела отсутствуют данные о том, что обществом не обеспечено увлажнение ТБО и что обществом на территории известного полигона производится сжигание ТБО и сбор утиля.

Дополнительно пояснил, что не отрицает, что имело место возгорание в том месте и в то время, которое указаны в протоколе. Однако, вины общества в этом нет, поскольку объект был принят в очагом возгорания ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ, который просит приобщить к материалам. В настоящее время обществом не проводится деятельность по утилизации и захоронению отходов, проводятся лишь организационные мероприятия. Мусор с территории района собирается и вывозится в соответствии с имеющейся договоренностью на аналогичный объект в <адрес>. Обществом введена должность эколога с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ и на эту должность принят ФИО7. Кроме того, обществом заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым до ДД.ММ.ГГГГ общество должно получить лицензию. Этого нельзя было сделать до заключения договора аренды земельного участка, который входит в пакет документов для оформлении лицензии. Договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ. После установления факта возгорания Министерством, были выделены дополнительные средства и очаг был погашен.

Генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО4 согласился в фактами изложенными в протоке, фактически признал вину общества, дополнив, что в настоящее время все нарушения устранены, и в дальнейшем допускаться не будут.

Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля начальник отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО5, подтвердил все факты, изложенные в протоколе. По возгоранию на данной свалке поступили жалобы от жителей <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По мере установления факта, очаг возгорания обществом был потушен. Просил применить наказание в виде приостановления деятельности общества.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 9, 11, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производ­ства и потребления», Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмо­сферного воздуха», хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В соответствии со ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Суд, оценивая все доказательства в совокупности, находит вину общества доказанной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Допрошенная в качестве свидетеля представитель администрации МО <адрес> председатель комитета по правовой работе и админитсративной реформе ФИО6 пояснила, что с предыдущим обществом «<данные изъяты>», осуществляющим эксплуатацию данного объекта, администрация расторгала договор досрочно через суд. При этом была введена чрезвычайная ситуация, было заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ДД.ММ.ГГГГ, протокол которого просила приобщить к материалам дела, в ходе которого было предложено Главе администрации на время проведения открытого конкурса заключить договор с ООО «<данные изъяты>», что и было сделано. ДД.ММ.ГГГГ был зафиксирован очаг возгорания на полигоне, о чем составлен акт. Каких-либо жалоб от жителей района после заключения договора с ООО «<данные изъяты>» в администрацию района не поступало.

Свидетель ФИО7 пояснил, что он работает экологом в обществе.. Сразу после заключения договора с администрацией МО <адрес> общество проводило работы по тушению очагов возгорания. Очаг возгорания может быть один, он находится глубоко в теле полигона, но возгорания могут происходить в различных местах. Проводились работы по засыпанию, пересыпанию и утрамбовке. В мае эта работа активизирована, работали 3 бульдозера, закупался грунт, производилась пересыпка. Деятельность, подлежащая лицензированию, не велась. Но мусор, который собирается с территории района, складируется на данном полигоне. Решается вопрос о заключении договора с <данные изъяты> полигоном.

Показания данных свидетелей говорят о том, что на момент заключения договора на эксплуатацию данного объекта, очаги возгорания на нем были, общество об этом знало и предпринимало определенные меры. Возгорание в месте и времени, указанном в протоколе, не отрицается представителями общества, и оно было потушено, после установления данного факта министерством. На территории полигона складируется мусор, то есть осуществляется деятельность по размещению отходов. При том что лицензия отсутствует.

Помимо признания вины общества в лице генерального директора ФИО4. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вина подтверждается также: определением о возбуждении дела об административной ответственности и проведении административного расследования (лист 2), определениями об истребованиями сведений, необходимых для разрешения дела(лист 3-4), договором на переработку и утилизацию (захоронение) бытовых отходов на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела 6-9), договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела 12-16). Кадастровой выпиской на земельный участок (листы 17-23), Уставом ООО «<данные изъяты>» (листы 27-40), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Выше приведенные доказательства являются достоверными, обоснованными и достаточными.

Таким образом, вина ООО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена. При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает в соответствии с ч.3 ст. 4.1 характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность и обстоятельств, отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости назначения ООО «<данные изъяты>», в связи с совершением им вышеуказанного административного правонарушения, наказания в виде приостановления деятельности.

Руководствуясь ст.ст.20.4, 23.1 КоАП РФ,

постановил:

признать ООО «<данные изъяты>», юридический адрес: <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде приостановления деятельности сроком на 15 суток.

Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 суток.

Судья О.С. Исаева