Дело /номер обезличен/
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бутенко Г.Е.
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Томска
Заплатиной Е.А.
при секретаре Золотовской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы по Томской области о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации Гребенщикова Сергея Николаевича, признании недействительным решения ПВС Ленинского РОВД г.Томска о регистрации Гребенщикова Сергея Николаевича, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Томска в окончательном варианте исковых требований обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы по Томской области о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации Гребенщикова Сергея Николаевича, признании недействительным решения ПВС Ленинского РОВД г.Томска от 15.12.2003 о регистрации Гребенщикова Сергея Николаевича и снятии его с регистрационного учета, указывая в обоснование исковых требований, что Гребенщиков С.Н. документирован паспортом гражданина РФ /номер обезличен/, и с 15.12.2003 зарегистрирован по месту жительства по адресу: /адрес обезличен/. Указанный паспорт гражданина РФ Гребенщиковым С.Н. получен взамен паспорта гражданина РФ /номер обезличен/. Данные паспорта выданы в нарушение установленного порядка.
В ходе проверки установлено, что паспорт гражданина РФ /номер обезличен/ Гребенщиков С.Н. получил в связи с обменом, на основании паспорта СССР образца 1974 года /номер обезличен/. В заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме 1П, статья, в соответствии с которой Гребенщиков С.Н. является гражданином РФ, не проставлена. В военном билете на имя Гребенщикова С.Н. /номер обезличен/ имеются отметки о постановке на военный учет с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в /адрес обезличен/. В трудовой книжке серии /номер обезличен/ внесены записи, согласно которым Гребенщиков С.Н. с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ осуществлял трудовую деятельность на территории /адрес обезличен/. По учетам адресно-справочной работы УФМС России по Томской области Гребенщиков С.Н. значится зарегистрированным по месту жительства с /дата обезличена/ по адресу: /адрес обезличен/. До этого времени он с /дата обезличена/ был зарегистрирован по адресу: /адрес обезличен/. По учетам УФМС России по Томской области Гребенщиков С.Н. в приобретении гражданства Российской Федерации в установленном порядке не значится. По учетам базы данных ДКС МИД «Гражданство» сведения о приобретении им гражданства Российской Федерации в консульских учреждениях РФ, находящихся на территории иностранных государств, отсутствуют. Таким образом, Гребенщиков С.Н. не является гражданином РФ с рождения, на территории РФ на 06.02.1992 не проживал, гражданство в установленном порядке не приобретал, паспорта выданы ему в нарушение установленного порядка, следовательно, указанные документы не имеют силы и являются недействительными. В результате незаконных действий должностных лиц Гребенщиков С.Н. получил статус гражданина РФ и, следовательно, незаконно приобрел права и свободы, гарантированные Конституцией РФ. Поскольку реализация прав и свобод гражданина РФ возложена на государство, то в данном случае нарушаются интересы Российской Федерации, так как на государство неправомерно возложена обязанность соблюдать, защищать и реализовывать права Гребенщикова С.Н., как гражданина РФ. Поскольку паспорт гражданина РФ выдан Гребенщикову С.Н. в нарушение установленного порядка, решение ПВС Ленинского РОВД г. Томска от 15.12.2003 о регистрации Гребенщикова С.Н. по месту жительства по адресу: г. Томск, пр. Мира, 37, кв. 31 является незаконным. Ссылаясь на п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 2, 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», ст.ст. 5, 11 Федерального закона от 01.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», истец просит признать недействительным паспорт гражданина РФ /номер обезличен/ на имя Гребенщикова Сергея Николаевича, признать недействительным паспорт гражданина РФ /номер обезличен/ на имя Гребенщикова Сергея Николаевича, признать недействительным решение ПВС Ленинского РОВД г.Томска от 15.12.2003 о регистрации Гребенщикова Сергея Николаевича и снять его с регистрационного учета по адресу /адрес обезличен/
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Томска Заплатина Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Томской области Башмаков Е.И., действующий на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/ со сроком полномочий по /дата обезличена/, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебное заседание представитель ответчика представил заявление о признании исковых требований. Просил снизить размер государственной пошлины до минимального размера, так как Управление Федеральной миграционной службы по Томской области является государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета.
Суд на основании части 5 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Томской области.
Третье лицо Гребенщиков С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений по иску пояснил, что приехал в г.Томск из Казахстана в 1984 году, поступил учиться в ТИСИ, до 1987 года обучался на очном отделении, а с 1987 года по 1989 год - на заочном, в этот период времени работал в /текст обезличен/. Продолжая обучаться на заочном отделении, в 1989 году уехал в Казахстан в /адрес обезличен/, где работал по специальности. На тот момент у него был паспорт гражданина СССР. В 1995 году возвратился в Томскую область и /текст обезличен/, где проработал до 1999 года. В 1998 году зарегистрировался по месту жительства в /адрес обезличен/, фактически же проживал, где придется. Его семья в тот момент проживала в Казахстане. В 1999 году он вернулся в республику Казахстан, не снимаясь с регистрационного учета в Томской области, в Казахстане работал и проживал до 2002 года. В феврале 2002 года приехал в г.Томск, устроился на работу. В 2003 году обратился в /адрес обезличен/ РОВД, предоставив все необходимые документы для получения паспорта гражданина РФ. На основании представленных документов, ему выдали паспорт гражданина РФ. Подтвердил, что на 06.02.1992 он не проживал на территории Российской Федерации, однако считает, что его вины в том, что ему были выданы паспорта гражданина РФ, нет.
Заслушав пояснения представителя истца, третьего лица Гребенщикова С.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе иск признать.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебное заседание представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Томской области Башмаков Е.И., действующий на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/ со сроком полномочий по /дата обезличена/, представил заявление о признании исковых требований, которое приобщено к материалам дела. Представитель истца против принятия судом признания иска не возражал.
Суд полагает возможным принять признание иска представителем ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Томской области, т.к. признание им иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В силу ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь с Российской Федерацией, выразившаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Определение наличия такой устойчивой связи в силу ст. ст. 30, 31 названного Закона входит в полномочия федерального органа исполнительной власти, наделенного осуществлением функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов, а также федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, которые при этом в числе других возложенных настоящей статьей Закона обязанностей: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе, в соответствии со ст. 14 Закона; осуществляют отмену решения по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Закона.
Статьей 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что гражданами РФ являются: лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 11 названного закона гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международными договорами Российской Федерации.
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно действовавшей до 01.07.2002 части 1 статьи 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (06.02.1992), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 и не заявившие о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации в течение одного года после этого дня, признавались гражданами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что /дата обезличена/ в отдел УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска поступили документы для замены паспорта в связи с достижением 45-летнего возраста Гребенщикова Сергея Николаевича, /дата обезличена/ года рождения, уроженца /адрес обезличен/. Гребенщиков С.Н. документирован паспортом гражданина РФ /номер обезличен/. С /дата обезличена/ он зарегистрирован по месту жительства по адресу: /адрес обезличен/ Из материалов дела следует, что паспорт гражданина РФ Гребенщиковым С.Н. получен взамен паспорта гражданина РФ /номер обезличен/, в связи с обменом, на основании паспорта СССР образца 1974 года /номер обезличен/. В заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме 1П, статья, в соответствии с которой Гребенщиков С.Н. является гражданином РФ, не проставлена.
Согласно военному билету /номер обезличен/, выданному /дата обезличена/ /адрес обезличен/, Гребенщиков С.Н., /дата обезличена/ года рождения, был принят на учет в /адрес обезличен/. В период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ находился на учетах в РВК /адрес обезличен/. /дата обезличена/ Гребенщиков С.Н. был снят с учета /адрес обезличен/. Затем в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ имеется отметка о нахождении на воинском учете в /адрес обезличен/. /дата обезличена/ Гребенщиков С.Н. был принят на учет /адрес обезличен/, а /дата обезличена/ военным комиссариатом /адрес обезличен/, после чего других записей, свидетельствующих о постановке либо снятии с воинского учета, в военном билете не содержится.
Записями в трудовой книжке /номер обезличен/ подтверждается, что в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ Гребенщиков С.Н. работал /текст обезличен/ в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ - арендатором по откорму скота в Талгарском горкоопторге, в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ - арендатором по откорму скота в Талгарском городском потребительском обществе /адрес обезличен/.
В судебном заседании Гребенщиков С.Н. подтвердил, что на 06.02.1992 он проживал в Республике Казахстан, следовательно, он не мог быть признан гражданином Российской Федерации на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Из заключения служебной проверки УФМС России по Томской области от 28.05.2009 следует, что 18.05.2009 в адрес УФМС России по Томской области из отдела УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска поступил рапорт и материалы для проведения проверки, обоснованности и законности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации /номер обезличен/. В ходе проверки установлено, что по учетам УФМС России по Томской области Гребенщиков С.Н. в приобретении, выходе из гражданства Российской Федерации в установленном порядке не значится. По учетам базы данных ДКС МИД «Гражданство», установленной в УФМС России по Томской области, сведения о приобретении Гребенщиковым С.Н. гражданства Российской Федерации в Консульских учреждениях Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, отсутствуют. УФМС России по Томской области сведениями о проживании Гребенщикова С.Н. на 06.02.1992 на территории Российской Федерации, сведениями о представлении Гребенщиковым С.Н. решения суда об установлении юридического факта о постоянном проживании на территории Российской Федерации до 06.02.1992 и после указанной даты, не располагает. Заключением служебной проверки от 28.05.2009 паспорта на имя Гребенщикова С.Н. признаны выданными в нарушение установленного порядка.
С заключением служебной проверки по факту выдачи паспортов гражданина РФ Гребенщикову С.Н. суд соглашается и приходит к выводу, что паспорт гражданина РФ /номер обезличен/ на имя Гребенщикова Сергея Николаевича, паспорт гражданина РФ /номер обезличен/ на имя Гребенщикова Сергея Николаевича, были выданы в нарушение установленного порядка, в связи с чем требование истца о признании указанных паспортов недействительными подлежит удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» закреплено, что таковой выдается только гражданам РФ (п. 1). В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Из пункта 7 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» следует, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Вместе с этим, праву свободно выбирать место жительства корреспондирует обязанность гражданина РФ и иностранного гражданина зарегистрироваться по месту жительства (пребывания).
Порядок регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания установлен Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (в редакции от 18.07.2006) «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также принятыми во исполнение данного Закона Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.2003 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) место жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из статьи 6 Законаследует, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию части 3 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Согласно выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2003 № 102-О правовой позиции добросовестное поведение как граждан, так и должностных лиц, ответственных за регистрацию, является обязательным условием надлежащей регистрации граждан в конкретном жилом помещении. Из этого вытекает, что злоупотребление правом указанными лицами может повлечь признание решения о регистрации недействительным в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц.
В силу статьи 7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», а также п.п. «ж» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, одним из оснований для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства является обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Предоставление Гребенщиковым С.Н. в ОУФМС России по Ленинскому району г. Томска несоответствующих действительности документов повлекло нарушение законных прав и интересов Российской Федерации, поскольку смыслом регистрационного учета является, прежде всего, как учет граждан Российской Федерации в целом, так и персонифицированный учет каждого гражданина. Поскольку паспорт гражданина РФ выдан Гребенщикову С.Н. в нарушение установленного порядка, он незаконно приобрел права и свободы гражданина Российской Федерации, решение ПВС Ленинского РОВД г. Томска от 15.12.2003 о регистрации Гребенщикова С.Н. по месту жительства по адресу: /адрес обезличен/, является недействительным и влечет снятие Гребенщикова С.Н. с регистрационного учета по указанному адресу.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 №928 (в редакции от 31.10.2009), контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации осуществляется Федеральной миграционной службой, которая является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Основными задачами ФМС России являются в том числе осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации (пункты 1, 2).
Исходя из ст. 4Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Таким образом, на основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.
Признать недействительным паспорт гражданина Российской Федерации /номер обезличен/ на имя Гребенщикова Сергея Николаевича.
Признать недействительным паспорт гражданина Российской Федерации /номер обезличен/ на имя Гребенщикова Сергея Николаевича.
Признать недействительным решение ПВС Ленинского РОВД г. Томска от 15.12.2003 о регистрации Гребенщикова Сергея Николаевича по адресу: /адрес обезличен/.
Снять Гребенщикова Сергея Николаевича с регистрационного учета по адресу: /адрес обезличен/.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Г.Е. Бутенко