Решение не вступило в законную силу



Дело № 2-1345/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Прохоренко Т.А.

при секретаре Поваренкиной О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Зейбель Г.С., Зейбель Е.И, Зейбель И.Е., Зейбель Т.М., Полушвайко В.А., Полушвайко Л.И. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, связанных с признанием дома аварийным и подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Зейбель Г.С., Зейбель Е.И., Зейбель И.Е., Зейбель Т.М., Полушвайко В.А., Полушвайко Л.И. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, связанных с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, указав, что Зейбель Г.С. является собственником квартиры адрес обезличен, который заключением межведомственной комиссии № 281 от 29.01.2010 года признан аварийным и подлежащим сносу. Об этом факте им стало известно в марте 2010 года при рассмотрении искового заявления администрации Ленинского района г. Томска об их выселении из этого дома в связи с чрезвычайной ситуацией. В настоящее время квартиры указанного дома, принадлежащие муниципальному образованию, расселены, а в отношении квартир собственников администрацией г. Томска не решается вопрос об их выкупе, либо предоставлении другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Бездействие администрации г. Томска выражается в том, что не принимаются решения, необходимые для соблюдения процедур, связанных с порядком изъятия жилых помещений собственников. На основании этого просят признать незаконным бездействие администрации г. Томска по соблюдению процедур, связанных с признанием многоквартирного жилого дома адрес обезличен аварийным и подлежащим сносу, обязать администрацию г. Томска принять решение о признании дома адрес обезличен аварийным и подлежащим сносу с определением порядка изъятия жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Впоследствии заявителями были уточнены заявленные требования, они просили признать незаконным бездействие администрации г. Томска по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, связанных с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, безотлагательно в срок до 01.09.2010 года согласовать с заявителями выкупную цены квартиры адрес обезличен либо предоставить другую квартиру.

В судебном заседании заявители в окончательном варианте заявленных требований в связи с изданием Постановления мэра г.Томска № 394 от 30.04.2010 года, которым было утверждено решение Межведомственной комиссии, и жилой дом адрес обезличен был признан аварийным и подлежащим сносу, просят исключить из своего заявления требование о признании незаконным бездействия администрации г.Томска по этому вопросу, в то же время просят признать незаконным бездействие администрации г.Томска по обеспечению их жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу с учетом чрезвычайных обстоятельств технического состояния дома, а именно безотлагательного, в срок до 01.09.2010 года согласования с ними выкупной цены квартиры адрес обезличен либо предоставления другой квартиры с зачетом этой выкупной цены в ее стоимость согласно ст.32 ЖК РФ.

В судебном заседании Зейбель Г.С., Зейбель Е.И., действующий также в интересах несовершеннолетнего Зейбель И.Е., Зейбель Т.М., Полушвайко Л.И., действующая также в интересах несовершеннолетнего Полушвайко В.А., поддержали заявленные уточненные требования в полном объеме, при этом пояснили, что после принятия постановления мэра администрацией г.Томска не предпринимается никаких мер по их отселению из квартиры, находящейся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Представитель заявителей Г действующая на основании ордера адвоката № 0116 от 07.04.2010 года, заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации г. Томска С действующая на основании доверенности № 1584 от 23.02.2010 года, возражала против удовлетворения требований заявителей, представила письменный отзыв, в котором указала, что 30.04.2010 года за № 394 администрацией г. Томска было принято Постановление, каковым было утверждено решение Межведомственной комиссии, жилой дом адрес обезличен был признан аварийным и подлежащим сносу, департаменту капитального строительства администрации г. Томска совместно с администрацией Ленинского района было поручено в срок не позднее 31.12.2011 принять меры к отселению жильцов указанного дома. Таким образом, в установленном законом порядке администрацией г. Томска было принято решение о признании дома аварийным, и, соответственно, бездействие в указанной части со стороны администрации г. Томска отсутствует. В силу положений действующего законодательства администрация г. Томска не наделена полномочиями по определению порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в аварийном жилом фонде. Таковой порядок определен ЖК РФ, и, соответственно, бездействовать в части определения такового порядка администрация г. Томска не может. Отсутствует со стороны администрации г. Томска также бездействие в части определения порядка изъятия жилых помещений. П. 49 Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания…» предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Указанным выше Постановлением администрации г. Томска определено, что меры по отселению жильцов дома должны быть приняты не позднее 31.12.2011 года, строение подлежит демонтажу после отселения жильцов. Таким образом, данный акт содержит все обязательные условия признания дома аварийным. Иных требований к актам органов местного самоуправления о признании жилых домов аварийными действующее законодательство не содержит, и, соответственно, определить порядок изъятия жилых помещений посредством принятия указанного акта невозможно. Более того, в соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 14, в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в представленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Таким образом, изъятие жилых помещений у граждан –собственников помещений в доме, признанном непригодным для проживания, производится на основании ненормативного правового акта органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, и, соответственно, каждого жилого помещения в данном доме. Принятию указанного акта предшествует в обязательном порядке предъявление органом местного самоуправления к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в течение 6 месяцев. Такового требования администрацией Ленинского района г. Томска к собственникам помещений в жилом доме по адрес обезличен не направлялось, и, соответственно, на настоящий момент отсутствуют правовые основания принятия решения об изъятии земельного участка и, соответственно, жилых помещений в указанном доме. Более того, решение вопроса об изъятии жилых помещений в аварийном доме возможно лишь после принятия соответствующего решения об изъятии земельного участка и его государственной регистрации. Администрация г. Томска на настоящий момент не правомочна принять решение об изъятии земельного участка, и зарегистрировать указанный акт. Ввиду чего изъятие жилых помещений на настоящий момент не возможно.

Заслушав заявителей и их представителя, представителя органа местного самоуправления, действия которого обжалуются, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в заявлении, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: адрес обезличен, принадлежит на праве собственности Зейбель Г.С.

Помимо собственника в указанной квартире зарегистрированы и проживают Зейбель Е.И., Зейбель И.Е., Зейбель Т.М., Полушвайко В.А., Полушвайко Л.И., что подтверждается пояснениями заявителей, а также справкой, выданной ООО «УК Жилищник» от 01.02.2010 года.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 было утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Заключением межведомственной комиссии № 281 от 29.01.2010 года жилой дом по адрес обезличен признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п. 49 вышеуказанного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Во исполнение данной нормы администрацией г. Томска 30.04.2010 года издано постановление № 394, согласно которому многоквартирный дом адрес обезличен признан аварийным и подлежащим сносу, в постановлении указано, что департаменту капитального строительства администрации г. Томска совместно с администрацией Ленинского района г. Томска в срок не позднее 31.12.2011 года следует принять меры к отселению жильцов указанного многоквартирного дома.

Таким образом, с учетом даты принятия указанного постановления, а также пояснения представителя администрации г. Томска о том, что к указанной в Постановлении администрации г. Томска от 30.04.2010 года дате- 31.12.2011 года все жильцы данного дома должны быть фактически выселены, т.е. проведены все необходимые процедуры, связанные с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, суд не усматривает бездействия администрации г. Томска по решению вопросов, связанных с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, так как небольшой срок (1,5 месяца), прошедший после принятия постановления, сам по себе, с учетом пояснений представителя администрации о том, что все указанные в Постановлении мероприятия, безусловно, будут выполнены, однако для их проведения требуется разумный срок для соблюдения Регламента подготовки решений об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным ми подлежащим сносу, для муниципальных нужд(приложение к распоряжению администрации г.Томска от 14.12.2009 № 1525), не может свидетельствовать о бездействии органа местного самоуправления.

В соответствии с чем суд приходит к выводу, что требование заявителей о признании незаконным бездействия администрации г. Томска по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, связанных с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, удовлетворению не подлежат.

Суд считает необоснованными доводы заявителей о том, что бездействие администрации г. Томска выражается в том, что не принимаются решения, необходимые для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, связанных с порядком изъятия жилых помещений собственников, предусмотренных ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем нарушаются права заявителей.

Порядок изъятия жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанном аварийным, принадлежащих гражданам на праве собственности, определен действующим законодательством.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предъявленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно, об изъятии каждого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч.1-3,5-9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо представлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции в течение 6 месяцев, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе и реконструкции (п. 10 ст. 32 ЖК РФ, Приложение № 1 к Регламенту подготовки решений об изъятии земельных участков, утвержденному Распоряжением Администрации г. Томска № р1525 от 14.12.2009 года)

Требование собственникам жилых помещений в жилом доме по адрес обезличен о сносе аварийного дома либо его реконструкции не направлялось, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, а потому на настоящий момент отсутствуют правовые основания принятия решения об изъятии земельного участка и, соответственно, жилых помещений в указанном доме, при этом ненаправление требования со дня принятия Постановления администрации от 30.04.2010 года на момент рассмотрения дела в суде, с учетом установленного для этой процедуры срока в 6 месяцев, суд также не может расценивать как нарушение разумных сроков, которое повлекло нарушение прав заявителей. Более того, согласование с заявителями выкупной цены принадлежащей Зейбель Г.С. квартиры адрес обезличен, либо предоставлении другой квартиры взамен указанной возможно лишь после принятия соответствующего решения об изъятии земельного участка и его государственной регистрации, в соответствии с чем администрация г. Томска на настоящий момент не обладает полномочиями принять решение об изъятии земельного участка, ввиду чего изъятие жилого помещения, принадлежащего заявителю Зейбель Г.С., путем его выкупа также на настоящий момент не возможно, в соответствии с чем требования заявителей о безотлагательном в срок до 01.09.2010 года согласовании с ними выкупной цены квартиры адрес обезличен либо предоставлении другой квартиры также не подлежит удовлетворению, при этом суд приходит к выводу, что требуемый заявителями срок-до 01.09.2010 года заявителями не мотивирован, в чем заключается нарушение их прав в случае исполнения Постановления от 30.04.2010 года в указанный в нем срок, заявителями также не указывается, более того, сам по себе указанный в постановлении срок отселения жильцов многоквартирного дома адрес обезличен не позднее 31.12.2011 года, заявителями не спаривается, доводов тому, что данный срок с учетом соблюдения всех предусмотренных законом процедур является неразумным, заявителями не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления ЗейбельГ.С., Зейбель Е.И., Зейбель И.Е., Зейбель Т.М., Полушвайко В.А., Полушвайко Л.И. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, связанных с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, безотлагательного в срок до 01.09.2010 года согласования с заявителями выкупной цены квартиры адрес обезличен либо предоставления другой квартиры.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного текста решения.

Судья: (подпись)

Копия верна

Судья Прохоренко Т.А.