решение вступило в законную силду 07.06.2010 г.



Дело № 2-640/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

при секретаре Даниловой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Некраш Т.В. к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств администрации г.Томска необходимых для обеспечения жилым помещением, Администрации г. Томска о понуждении к обеспечению вне очереди жилой площадью в г. Томске,

УСТАНОВИЛ:

Некраш Т.В. обратилась с иском к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств администрации г.Томска необходимых для обеспечения жилым помещением, Администрации г. Томска о понуждении к обеспечению вне очереди жилой площадью в г. Томске, указав, что решением Ленинского районного суда г.Томска от 03 июля 2002 года ее родители Н.В.В. и С.Г.В. были лишены родительских прав в отношении нее. Постановлением главы объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов от дата обезличена номер обезличен она была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. В июне 2009 года закончила обучение в ОГУ НПО «Профессиональное училище номер обезличен -Учебно-профессиональный центр социальной адаптации». С 2000 года и до окончания учебного учреждения полностью находилась на государственном обеспечении. До помещения в детское учреждение какого-либо жилого помещения за ней не закреплялось. В собственности жилого помещения не имеет. После окончания учебного заведения она обращалась в Администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди, но, однако, ее обращение о предоставлении жилого помещения было оставлено без удовлетворения. Из-за того, что она не имеет жилого помещения она вынуждена проживать у знакомых и родственников, снимать жилое помещение по договору аренды, неся существенные для затраты по его оплате, не имеет постоянной регистрации, не может устроиться на работу. В связи с указанными обстоятельствами она вынуждена обратиться за защитой своих прав в суд. Просит обязать Администрацию Томской области, обеспечить передачу Администрации г.Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения ее жилым помещением, обязать Администрацию г.Томска предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм по г.Томску.

В судебном заседании истец Некращ Т.В. исковые требования поддержала по основаниям в нем изложенным, дополнительно пояснила, что не имеет собственного жилья, проживает в съемном жилом помещении.

Ответчик - Администрации г. Томска, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель ответчика Администрации г. Томска в лице своего представителя ..., действующей на основании доверенности от номер обезличен г, сроком на один год, исковые требования не признала, представила отзыв, согласно которому администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03, Решением Думы г. Томска от 25.12.2007 № 740, Распоряжением Мэра города Томска от 04.05.2008 N р344 на территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы от имени администрации г.Томска осуществляет управление социальной политики администрации города Томска и администраций районов города Томска. В частности функциями является приобретение жилых помещений за счет средств субвенции для Определенной категории лиц. Согласно п.1.4 приложения 1 к Решению Думы г.Томска от 02.12.2008 №1080, управление является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленным за управлением на праве оперативного управления, имеет смету, лицевые счета, печать установленного образца со своим наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, бланки и штампы, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции. Администрация г.Томска не нарушала прав Некраш Т.В. и, следовательно, у суда отсутствуют основания удовлетворять иск к администрации г.Томска. В соответствии с абз.3 ч.1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ дополнительные гарантии детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по обеспечению жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Часть 1 ст. 15 Закона Томской области номер обезличен от дата обезличена определено, что указанное выше расходное обязательство является расходным обязательством Томской области. При этом согласно ч.2 ст.2 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03 исполнительные органы государственной власти Томской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2009 для приобретения жилых помещений определенной категории лиц выделено местному бюджету около 2 млн. рублей, в 2010 году ожидается субвенция в размере 996 тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 50 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Таким образом, полагает необоснованным привлечение органа местного самоуправления в качестве ответчика по заявленному иску.

Представитель администрации Томской области ..., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена года исковые требования не признала, указав, что в соответствии со ст. 72 Устава (Основного Закона) Томской области Администрация Томской области является высшим исполнительным органом государственной власти Томской области. Надлежащим ответчиком считает Администрацию г. Томска, поскольку в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации городских округов. В части 7 статьи 6 Закона № 188-03 установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 № 298-03 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные выше нормативные акты являются действующими и никем не оспаривались. Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Гражданин, в силу статьей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств. Кроме того, Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания... осуществляются администрацией г. Томска. На основании вышеизложенного, считает, что надлежащим ответчиком является Администрация г. Томска, в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области просит отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Некраш Т.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении III-ОМ 252688 следует, что Некраш Т.В. дата обезличена года рождения имеет родителей: отца - Н.В.В., мать - С.Г.В..

Согласно решению Ленинского районного суда г.Томска от 03.07.2002 года Н.В.В., С.Г.В. лишены родительских прав в отношении Некраш Т.В. дата обезличена года рождения.

Постановлением Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска номер обезличено от дата обезличена года Некраш Т.В. определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

Таким образом, Некраш Т.В. дата обезличена года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство в судебном заседании подтверждено Сведениями о регистрации права собственности Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от дата обезличена г., а также сообщением об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата обезличенаг., согласно которому право собственности на недвижимое имущество Некраш Т.В. не зарегистрировано.

Согласно Договору найма от дата обезличена года Некраш Т.В. занимает жилое помещение по адресу: адрес обезличен

Доказательств наличия жилого помещения у Некраш Т.В. ответчиками не представлено.

Согласно Свидетельства номер обезличен от дата обезличена года Некраш Т.В. окончила ОГОУ НПО «Профессиональное училище номер обезличен»

Из Справки от дата обезличена года номер обезличен следует, что Некраш Т.В. решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г.Томска от дата обезличена года включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. По состоянию на 2009 года ее учетный номер в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 3081, в льготном списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 38.

Ответчиками факт нуждаемости Некраш Т.В. в обеспечении жилым помещением не оспаривается.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, Некраш Т.В. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц, предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. Статья 5 данного закона устанавливает, что финансовое обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

Однако, Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей.

В силу ч. 1 ст. 3 данного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:

финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;

использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:

-осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;

-за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;

-по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Данный
Закон введен в действие с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года Законом Томской области от 29.12.2009 N 298-ОЗ. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 31) к данному Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год, в размере 2766,0 тыс. руб.

Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Некраш Т.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Некраш Т.В. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, исковые требования Некраш Т.В. о возложении обязанности на Администрацию г. Томска обеспечить ее вне очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Исковые требования Некраш Т.В. к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств муниципальному образованию «Город Томск» для осуществления государственных полномочий по обеспечению ее жилым помещением, суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Некраш Т.В. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Томска подлежит взысканию в пользу Некраш Т.В. государственная пошлина в сумме 200,00 руб.

На основании изложенного, суд руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Некраш Т.В. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска обеспечить Некраш Т.В. вне очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 17, 0 квадратных метров, в удовлетворении остальной части требований отказать.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области об обеспечении передачи муниципальному образованию «Город Томск» финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением Некраш Т.В. отказать.

Взыскать с Администрации г. Томска в пользу Некраш Т.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200, 00 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий (подпись) Ю.А. Ходус

Мотивированный текст решения изготовлен дата обезличена года.