решение вступило в законную силу 26.06.2010



№ 2-1434/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мурованной М.В.

при секретаре Егоровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Погудиной А.Н. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности восстановить статус вынужденного переселенца и восстановить ее в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье),

установил:

Погудина А.Н. обратилась в суд с заявлением с учетом уточнений требований об оспаривании решения УФМС России по Томской области от 23.04.2010 об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности восстановить статус вынужденного переселенца и восстановить ее в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). В обоснование заявленных требований указала, что с /дата обезличена/ она является вынужденным переселенцем. Обладая указанным статусом, она в соответствии с пп.2, 4 п.1 ст. 7 ФЗ «О вынужденных переселенцах», п.п.1, 2, 3 приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики от 10.04.2001 № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» имела право состоять в списках граждан на получение постоянного жилья, а также на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. С /дата обезличена/ она состояла в сводных списках вынужденных переселенцев в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье). Также она была включена как ветеран труда в единый список учета граждан для заселения в специализированный Дом ветеранов. По договору /номер обезличен/ от /дата обезличена/ ОГСУ «Областным имущественным казначейством» ей в безвозмездное временное пользование было выделено жилое помещение - (-) квартира /номер обезличен/, расположенная по адресу: /адрес обезличен/. В связи с этим УФМС России по Томской области решением от 23.04.2010 ей отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку с ней заключен договор безвозмездного временного пользования жилым помещением /номер обезличен/ от /дата обезличена/. Так как ее лишили статуса вынужденного переселенца, она была исключена из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в очереди в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). Считает решение УФМС России по Томской области от 23.04.2010 незаконным и необоснованным, так как она постоянного жилья соответственно очереди по спискам не получила, денежные выплаты на жилищное обустройство ей не производились, то есть она не является обеспеченной постоянным жильем. Согласно п. 19 раздела 2 Положения «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» от 08.11.2000 № 845 принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения не лишает их права состоять на учете нуждающихся в жилье для постоянного проживания, на получение безвозмездной субсидии. В соответствии с пп. б п. 3 разд. 1, п.44 разд.3 указанного Положения вынужденные переселенцы имеют право на предоставление жилого помещения для постоянного проживания. Предоставление жилья для постоянного проживания оформляется ордером или договором социального найма. В п. 48 разд. 3 данного Положения предоставлена возможность приватизации жилого помещения, выделенного вынужденному переселенцу для постоянного проживания. Заключенный с ней договор безвозмездного пользования жилым помещением /номер обезличен/ от /дата обезличена/ носит временный характер, права и обязанности по данному договору соответствуют правам и обязанностям, которые предоставляются по договорам, заключаемым в отношении жилья для временного поселения, а именно: отсутствие возможности приватизации, обмена, вселения иных лиц и др. Пунктом 1.1 договора безвозмездного пользования /номер обезличен/ предусмотрена ее обязанность вернуть жилое помещение. Соответственно предоставленное ей жилое помещение не обладает характеристиками постоянного жилья, которые подразумевают п. 44, 48 Положения. В связи с этим, полагает, что ее право на получение постоянного жилья в контексте, предусмотренном законодательством о вынужденных переселенцах, нарушено. Согласно п. 40 раздела 3 Положения «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» в компетенцию территориальных органов УФМС входит участие в финансировании строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев и совместное с органами местного самоуправления распределение жилых помещений для постоянного проживания среди состоящих на учете вынужденных переселенцев. Так как членов семьи она не имеет, денежную компенсацию за утраченное жилье не получала, беспроцентную субсидию или безвозмездную ссуду на приобретение (строительство) жилья и иных видов помощи государства на приобретение жилья она также не получала, поэтому вправе быть включенной в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Заявитель Погудина А.Н. в судебном заседании доводы заявления поддержала, дополнительно пояснила, что в /дата обезличена/ она приехала из /адрес обезличен/, УФМС России по Томской области ей присвоен статус вынужденного переселенца и она встала на очередь для получения постоянного жилья как вынужденный переселенец. /номер обезличен/ лет она не имеет своего жилья, /номер обезличен/ лет находится на пенсии, состояла в очереди на улучшение жилищных условий одновременно как вынужденный переселенец, как ветеран труда, как инвалид и в общем порядке в Администрации Ленинского района г. Томска. Все это время она была вынуждена снимать жилье - комнату в квартире. В /дата обезличена/ ей как ветерану труда Областное имущественное казначейство предоставило во временное безвозмездное пользование (-) квартиру по /адрес обезличен/. Перед тем как заключать договор о временном безвозмездном пользовании данной квартирой она обращалась за консультациями к нескольким адвокатам, которые ей разъяснили, что в случае предоставления ей временного жилья ее не могут снять с очереди на улучшение жилищных условий как вынужденного переселенца. Договор она заключила только потому, что является пенсионеркой и не имеет больше возможности снимать жилье. В случае предоставления ей постоянного жилья или иной помощи как вынужденному переселенцу она откажется от временного жилья. С решением УФМС России по Томской области не согласна, так как жилье ей по договору предоставлено временно, на период ее проживания. В этой квартире она не может зарегистрировать своих родственников, которых хотела бы вселить для осуществления за ней ухода, не имеет право сдать жилье в поднаем, обменять, приватизировать и продать его в случае переезда в другой регион.

Представитель заявителя Фролова Ю.Ю., действующая на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в судебном заседании заявленные требования поддержала, в обоснование указала, что Погудиной А.Н. не предоставлено постоянное жилье, а потому она не считается жилищно обустроенной. Обстоятельства, препятствующие ей обустроиться на новом месте жительства, сохранились, так как жилье по договору /номер обезличен/ от /дата обезличена/ передано ей во временное пользование, не может быть приватизировано и не подлежит обмену на другое жилье. Данным договором ей не предоставлено право проводить капитальный ремонт, а соответственно, улучшать свои жилищные условия и обустраиваться в квартире. Поэтому отказ УФМС России по Томской области в продлении ей статуса вынужденного переселенца необоснован. Вынесением такого решения права Погудиной А.Н. как вынужденного переселенца ущемляются, так как по действующему законодательству ей полагается жилье для постоянного проживания, а фактически она получила временное жилье как ветеран труда и лишилась возможности получить постоянное жилье в будущем. Семьи она не имеет, другие формы государственной поддержки ей не предоставлялись, поэтому она вправе числиться в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Представитель УФМС России по Томской области Б., действующий на основании доверенности /номер обезличен/ от /дата обезличена/, в судебном заседании и в своем письменном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что на момент обращения Погудиной А.Н. с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца она была жилищно обустроена. Заявительница заключила договор безвозмездного временного пользования от /дата обезличена/, по которому ей было предоставлено жилье на неопределенный срок. С условиями указанного договора она была ознакомлена, к его заключению ее никто не понуждал. Учитывая, что она была обеспечена жильем на неопределенный срок, обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства, отсутствовали, поэтому УФМС России по Томской области приняло решение об отказе ей в продлении статуса вынужденного переселенца на основании п. 25 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС РФ от 20.12.2007 № 465. Данное решение зафиксировано в протоколе и направлено Погудиной А.Н. в форме уведомления в соответствии с приложением № 5 к Административному регламенту и в пределах срока, установленного регламентом для рассмотрения такого заявления. Кроме того, решением УФМС России по Томской области об отказе Погудиной А.Н. в продлении статуса вынужденного переселенца ее право состоять на учете нуждающихся в жилье для постоянного проживания, на получение безвозмездной субсидии в органах местного самоуправления не нарушено по той причине, что данный вопрос не входит в компетенцию ФМС России и ее территориальных органов.

Заслушав пояснения заявителя, его представителя, представителя УФМС России по Томской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В силу п.п. 2, 4 ст. 5 указанного закона решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца от /дата обезличена/, справкой УФМС России по Томской области /номер обезличен/ от /дата обезличена/, что заявитель Погудина А.Н., /дата обезличена/ года рождения, признана вынужденным переселенцем на основании решения УФМС России по Томской области от /дата обезличена/. Согласно копиям заявлений от /дата обезличена/ Погудина А.Н. ежегодно обращалась в УФМС России по Томской области о продлении ей срока действия статуса вынужденного переселенца, в чем ей до /дата обезличена/ не было отказано.

Как следует из п. 4 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишения статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцах, утвержденного приказом ФМС РФ от 20.12.2007 №465 (в ред. от 20.08.2009), решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца, продлении срока его действия, утрате и лишении статуса вынужденного переселенца принимаются территориальными органами.

В силу п. 25 указанного Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Согласно копии протокола /номер обезличен/ от /дата обезличена/ решением Управления ФМС России по Томской области от 23.04.2010 Погудиной А.Н. отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием у нее обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства. Как видно из копии уведомления на имя Погудиной А.Н. при принятии решения учитывалось, что на основании договора /номер обезличен/ от /дата обезличена/ ей передано в безвозмездное временное пользование изолированное жилое помещение - (-) квартира /номер обезличен/ по /адрес обезличен/, на неопределенный срок.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п.20 постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Порядок и виды жилищного обустройства на территории РФ граждан, признанных вынужденными переселенцами, определены Положением «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 №845.

В соответствии с п. 40 указанного Положения территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ (в настоящее время - ФМС РФ) на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), участвует в финансировании строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев; вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган. Указанная норма Положения принята в соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», ст. 7 которого предусматривает для вынужденных переселенцев также такие виды государственной помощи, как получение безвозмездной субсидии на жилищное строительство, предоставление денежной компенсации за утраченное жилье.

В силу пп. «б» п. 40 Положения, п. 9 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) от 10.04.2001 № 31 в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания отказывается следующим вынужденным переселенцам: проживающим в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающим в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи; получившим денежную компенсацию за утраченное жилье; получившим долговременную беспроцентную возвратную ссуду или безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья; использовавшим иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что Погудина А.Н. не является членом семьи нанимателя либо собственника жилого помещения, не получала денежную компенсацию за утраченное жилье, ссуду или субсидию, не использовала иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) именно постоянного жилья.

Так, согласно справке УФМС России по Томской области /номер обезличен/ от /дата обезличена/ Погудина А.Н., /дата обезличена/ года рождения, прибывшая из /адрес обезличен/, является вынужденной переселенкой с /дата обезличена/, состоит в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих в очереди в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с /дата обезличена/. Денежные выплаты Погудиной А.Н. на жилищное обустройство не производились, жилое помещение для постоянного проживания не предоставлялось.

Копия сообщения УФРС России по Томской области об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП от /дата обезличена/ /номер обезличен/ также свидетельствует о том, что Погудина А.Н. не имеет объектов недвижимости ни в собственности, ни на иных законных основаниях.

Как пояснила заявительница в судебном заседании, семьи у нее не имеется, ни одним из видов государственной помощи, оказываемой вынужденным переселенцам, она так и не воспользовалась, постоянного жилья до настоящего времени не имеет, с /дата обезличена/ испытывала постоянные проблемы с жильем, проживала в разных местах. Представитель УФМС России по Томской области данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривал, какие-либо доказательства обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил.

При этом как следует из копии договора безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан /номер обезличен/ от /дата обезличена/, заключенного между ОГСУ «Областное имущественное казначейство» и Погудиной А.Н., заявительнице как ветерану труда передано в безвозмездное временное пользование жилое помещение - (-) квартира /адрес обезличен/ В соответствии с п. 1.1 указанного договора однокомнатная квартира /номер обезличен/ площадью /номер обезличен/ кв.м. предоставлена для проживания Погудиной А.Н. с условием ее обязательного возврата. Согласно п.2.3 договора Погудина А.Н. не вправе осуществлять обмен или замену данного жилого помещения, его приватизацию, сдачу в поднаем, вселение иных лиц и разрешать проживание временных жильцов.

В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (приложение №1 к Постановлению Администрации Томской области от 07.11.2008 № 234а) специализированный Дом ветеранов, расположенный по адресу: /адрес обезличен/ относится к специализированному жилищному фонду Томской области.

Как следует из ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда наряду с жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения относятся и жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.

При этом согласно п. 19 Положения «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» принятие вынужденных переселенцев на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения не лишает их права состоять на учете нуждающихся в жилье для постоянного проживания, на получение безвозмездной субсидии или долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья, на использование иных видов государственной помощи на строительство (приобретение) жилья.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предоставление Погудиной А.Н. в безвозмездное временное пользование на основании договора /номер обезличен/ от /дата обезличена/ жилого помещения специализированного жилищного фонда не свидетельствует об отсутствии у нее обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства, в том смысле, который предусмотрен в Положении «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», поскольку на момент решения вопроса о продлении статуса вынужденного переселенца у заявительницы отсутствовало постоянное жилье.

Довод представителя УФМС России по Томской области о том, что на момент рассмотрения заявления Погудиной А.Н. обстоятельства, препятствующие ей обустроиться на новом месте жительства, отсутствовали, так как согласно п.5.1 договора от /дата обезличена/ он заключен на неопределенный срок, не могут быть признаны обоснованными, так как в силу п. 1.1 указанного договора жилье предоставлено Погудиной А.Н. именно во временное пользование, а не для постоянного проживания.

Согласно сообщению Комитета жилищной политики Департамента капитального строительства Администрации г. Томска /номер обезличен/ от /дата обезличена/ решением Комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы при администрации г. Томска от /дата обезличена/ Погудина А.Н. исключена из списка очередности и списка участников подпрограммы в связи с утратой статуса вынужденного переселенца.

Таким образом, решение УФМС России по Томской области от 23.04.2010 об отказе Погудиной А.Н. в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с предоставлением ей во временное пользование жилого помещения специализированного жилого фонда повлекло нарушение права последней на получение в порядке государственной поддержки вынужденных переселенцев жилья для постоянного проживания или долговременной беспроцентной возвратной ссуды, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья.

В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Принимая во внимание, что заявительница, имея статус вынужденного переселенца, не воспользовалась ни одним из гарантированных ей законом видов государственной помощи, отказ в предоставлении которых в связи с передачей жилого помещения во временное пользование (а не с обустройством на новом месте жительства в соответствии с Положением «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ») действующим законодательством не предусмотрен, суд приходит к выводу, что решение УФМС России по Томской области от 23.04.2010 об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем УФМС России по Томской области обязано принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявительницы, в том числе на продление статуса вынужденного переселенца.

В соответствии с п. 7 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденного приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10.04.2001 № 31, комиссия территориального органа Минфедерации России по распределению жилья на основании сведений органов местного самоуправления о принятии вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), формирует сводный по соответствующему субъекту РФ список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Таким образом, поскольку вопросы формирования и ведения сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), отнесены к компетенции УФМС России по Томской области, заявление Погудиной А.Н. в части возложения обязанности на УФМС России по Томской области восстановить ее в указанных сводных списках является обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Погудиной А.Н. удовлетворить.

Признать решение Управления Федеральной миграционной службы России по Томской области от 23.04.2010 об отказе в продлении Погудиной А.Н. статуса вынужденного переселенца незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Томской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя путем восстановления Погудиной А.Н. статуса вынужденного переселенца и восстановления Погудиной А.Н. в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Мурованная М.В.