Дело № 2-1337/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бутенко Г.Е.
при секретаре Золотовской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Матвеевой М.С. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу финансовых средств для обеспечения жилым помещением, внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Матвеева М.С. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить передачу финансовых средств для обеспечения жилым помещением, внеочередном предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 17, 0 кв. м. по договору социального найма, указав в обоснование заявленных требований, что после лишения матери Матвеевой М.В. родительских прав была направлена в Малиновский детский дом, в котором воспитывалась до /дата обезличена/. При помещении в детский дом, за ней не было закреплено жилое помещение ввиду того, что квартира, в которой она проживала до детского дома, находилась в полуразрушенном состоянии. После окончания пребывания в детском доме ей не было предоставлено жилое помещение. В настоящий момент в связи с отсутствием жилого помещения она проживает и зарегистрирована по адресу: /адрес обезличен/ у родственницы отца ее трехлетнего ребенка, брак с которым не зарегистрирован, при этом членом семьи собственника она не является, прав в отношении данного жилого помещения не приобрела, поскольку совместного хозяйства с собственником не ведет, имеет отдельный семейный бюджет со своей дочерью, коммунальные услуги оплачивает собственник. Администрацией Ленинского района г.Томска ей было отказано в постановке на учет как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на том основании, что она была выявлена и принята на учет органами опеки и попечительства администрации Тегульдетского района Томской области. В г.Томске ей было предложено встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях. С учетом уточнения исковых требований, ссылаясь на п. 2. ч. 2 ст.57 ЖК РФ, ст.ст. 1, 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2, 3 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», истец просит обязать администрацию Томской области обеспечить передачу администрации города Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением в г.Томске не менее 17, 0 кв.м.; обязать администрацию г.Томска за счет средств, предоставленных администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением, приобрести и предоставить ей, Матвеевой М.С., вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в г.Томске общей площадью не мене 17, 0 кв.м.
В судебном заседании истец Матвеева М.С. и ее представитель Мельник Е.Ю. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Матвеева М.С. дополнительно пояснила, что в настоящее время она обучается по очной форме обучения в ТГПУ, общежитием не обеспечена, т.к. у нее имеется ребенок. Полагает, что поскольку она длительное время проживает в г. Томске, имеет регистрацию, ей должно быть вне очереди предоставлено жилое помещение на территории г. Томска.
Представитель ответчика - Администрации Томской области Шапарева М.А., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/ со сроком полномочий один год, исковые требования Матвеевой М.С. не признала. В судебном заседании пояснила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Матвеева М.С. на учете не состоит. В соответствии с Законом Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. Законом 188-ОЗ установлено, что субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к Закону. В случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 года № 298-03 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями (ч. 7 ст.6 Закона № 188-ОЗ). Ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска Матюканцев А.О., действующий по доверенности от /дата обезличена/ /номер обезличен/ со сроком полномочий один год, исковые требования не признал. В судебном заседании пояснил, что для того, чтобы Матвеевой М.С. было предоставлено жилое помещение, ей необходимо встать на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. На настоящий момент времени истица обучается в ВУЗе по очной форме обучения и может быть обеспечена общежитием, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Матвеевой М.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Матвеевой М.С. /номер обезличен/ следует, что она родилась /дата обезличена/, ее отцом является С., а матерью - З.. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении ф. /номер обезличен/.
Согласно решению Тегульдетского районного суда Томской области от /дата обезличена/ З. лишена родительских прав в отношении дочери Матвеевой М.С..
Как следует из справки ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Малиновский детский дом» от /дата обезличена/ Матвеева М.С., /дата обезличена/ года рождения, являлась воспитанницей детского дома и находилась на полном государственном обеспечении с /дата обезличена/ (приказ о зачислении /номер обезличен/в от /дата обезличена/) по /дата обезличена/ (приказ об отчислении /номер обезличен/в от /дата обезличена/).
Справкой Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» /номер обезличен/ от /дата обезличена/ подтверждается, что Матвеева М.С. является студенткой очной (дневной) формы обучения на бюджетной основе 3 курса группы 1071. Приказ о зачислении /номер обезличен/ИПП от /дата обезличена/, дата окончания ТГПУ - /дата обезличена/.
Из искового заявления, пояснений истца в судебном заседании следует, что она состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Тегульдетского района Томской области. /дата обезличена/ она обратилась с заявлением о снятии ее с учета, так как она имеет постоянную регистрацию в г.Томске и не имеет возможности переехать в с.Тегульдет. Указала, что работает в Томске, обучается в университете и ее ребенок посещает детский сад. Решением комиссии по жилищным вопросам муниципального образования «Тегульдетское сельское поселение» от /дата обезличена/ /номер обезличен/ Матвеева М.С. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С. пояснила, что Матвеева М.С. временно до получения жилого помещения, с /дата обезличена/ проживает и зарегистрирована в квартире, принадлежащей ей, свидетелю, С., на праве собственности. Членом ее семьи Матвеева М.С. не является.
Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в доме /адрес обезличен/, Матвеева М.С. зарегистрирована по данному аресту /дата обезличена/. Жилое помещение предоставлено собственником С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии /номер обезличен/ от /дата обезличена/.
Из материалов дела следует, что Администрацией Ленинского района г. Томска Матвеевой М.С. отказано в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, т.к. она была выявлена и принята на учет детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства администрации Тегульдетского района Томской области (письмо от /дата обезличена/ /номер обезличен/).
Суд считает данный отказ администрации Ленинского района г.Томска незаконным.
Частью 3 статьи 4.1 Закона Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть приняты на учет только в одном муниципальном образовании.
Согласно части 2 названной статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе представить заявление о принятии на учет и документы, указанные в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона, в органы местного самоуправления городских округов, а также поселений, входящих в состав муниципальных районов, органы опеки и попечительства которых их выявили и приняли на учет детей, оставшихся без попечения родителей.
Как указано выше, Матвеева М.С. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в муниципальном образовании «Тегульдетское сельское поселение», до достижения возраста 23-х лет обратилась в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, следовательно, должна быть принята на учет детей, оставшихся без попечения родителей. Местом ее жительства в смысле ст. 20 ГК РФ следует считать г. Томск, где она должна быть обеспечена вне очереди жилой площадью, исходя из абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Суд считает, что Матвеева М.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Таким образом, /.../ должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 1 Закона).
Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются Администрацией г. Томска.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску Матвеевой М.С. является Администрация г. Томска.
Вместе с тем, и законодательством Российской Федерации, и законом Томской области предусмотрено возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно, обязанности органа исполнительной власти, на предоставление вне очереди жилого помещения только по окончании их пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Матвеева М.С. в настоящее время проходит обучение в учреждении высшего профессионального образования, где может быть обеспечена общежитием, срок окончания Томского государственного педагогического университета - /дата обезличена/, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения истицы в суд и рассмотрения спора в суде у ответчиков не возникла обязанность предоставить ей жилое помещение вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истица в настоящее время обучается в Томском государственном педагогическом университете, то есть иск предъявлен преждевременно, исковые требования Матвеевой М.С. к Администрации г. Томска, Администрации Томской области о предоставлении вне очереди жилого помещения не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Матвеевой М.С. к Администрации Томской области об обеспечении передачи Администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения ее жилым помещением в г.Томске, к Администрации г.Томска о приобретении и предоставлении вне очереди на условиях договора социального найма жилого помещения в г.Томске общей площадью не менее 17, 0 кв.м. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Г.Е. Бутенко