Дело № 2-1147/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2010 года. Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Исуповой Т.А.,
с участием прокурора Казначеевой Е.Н.,
при секретаре Шлотгауэр С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Томская механизированная колонна №44» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,
установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Томская механизированная колонна номер обезличен» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, указывая, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что ОАО «ТМК №44» имеет производственную площадку в адрес обезличен, на которой осуществляется деятельность в сфере деревообрабатывающего производства. На производственной площадке находится административное здание, пилорама Р63, козловой кран, производственный цех. В производственном цехе установлены два четырехсторонних станка, 1 оцилиндровочный станок. Отопление производится электрокотлами, мощностью 1, 5 Квт и 3 Квт. На территории производственной площадки имеется трактор МТ3 82, работающий на дизельном топливе.
С севера производственной площадки имеется свободная от застройки территория, с северо-запада на расстоянии 85 метров - жилой дом (адрес обезличен с запада, юго-запада - на расстоянии менее 30 метров и с востока на расстоянии 300 метров - садово-огороднические участки.
Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу ОАО «ТМК №44» от дата обезличена г. на данной производственной площадке в атмосферу выброс возвещенных веществ в 2009 г. составил 0, 0099т/г, 0, 0458г/с. За дата обезличена на производственной площадке осуществлен выброс загрязняющих веществ в размере 0, 0025 т.
Согласно п. 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом внесенных изменений СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09,утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата обезличена г.) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу п.2.1. СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает, что организации, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, в котором определяются размеры и границы санитарно-защитной зоны (п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-111 класса опасности является обязательной.
Согласно под.2 кл.З, разд. 7.1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 производственная площадка ОАО «Томская механизированная колонна № 44», расположенная в адрес обезличен, относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно защитной зоны 300 метров.
До сегодняшнего дня ОАО «Томская механизированная колонна № 44» проект санитарно-защитной зоны не разработан.
Неисполнение обязанности ОАО «Томская механизированная колонна № 44» по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны и благоустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст. 42 Конституции РФ интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит обязать ОАО «ТМК №44» в срок до дата обезличена г. разработать проект санитарно-защитной зоны производственной площадки, расположенной по адресу: адрес обезличен.
В судебном заседании помощник прокурора Казначеева Е.Н. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика К., действующая на основании доверенности от дата обезличена г., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно отзыву, основным видом экономической деятельности ОАО «ТМК №44» является производство электромонтажных работ (строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, все виды ремонтов энергетических объектов и оборудования, выпуск промышленной продукции, строительных конструкций, материалов и технологического оборудования; работы по монтажу сетей электроснабжения, электротехнических установок, строительство и монтаж средств электрохимзащиты и линий электропередач магистральных трубопроводов).
На производственной площадке в адрес обезличен, ОАО «ТМК №44» осуществляется лесопиление, изготовление деревянных изделий. Указанные виды деятельности не являются основными для ответчика. С севера производственной площадки имеется свободная от застройки территория, с северо-запада на расстоянии 85 метров - жилой дом (адрес обезличен, с запада, юго-запада - на расстоянии около 20 метров жилые дома (адрес обезличен), с юга на расстоянии менее 30 метров и с востока на расстоянии 300 метров садово-огороднические участки.
Обеспечение соблюдения требований санитарного законодательства возложено на главного инженера ОАО «ТМК №44» Р.
Для объектов, являющимися источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, в котором определяются размеры и границы санитарно-защитной зоны. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и /или группы промышленных объектов и производств. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной. Учитывая деятельность организации по лесопилению, производству деревянных изделий, ответчик полагал, что относится к объектам 4 класса опасности, для которых разработка проекта санитарно-защитной зоны не является обязательной. По этой причине проект СЗЗ не разрабатывался.
По результатам проведенной прокурором проверки было вынесено представление от дата обезличена г. об устранении ОАО «ТМК №44» нарушений природоохранного законодательства с требованием в течение месяца (т.е. до дата обезличена г.) принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, и недопущению подобных нарушений впредь. Также дата обезличена г. прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ОАО «ТМК №44» Р.
Во исполнение требований Представления между ответчиком и ООО «Экология» заключен договор по разработке проекта санитарно-защитной зоны для производственной площадки по адресу: адрес обезличен. Срок выполнения работ по разработке проекта обоснования СЗЗ (расчетной) с дата обезличена г. по дата обезличена г.; срок согласования проекта обоснования СЗЗ (расчетной) с 15.06 до получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту расчетной СЗЗ.
Считает, что поскольку ответчик начал добросовестно исполнять Представление, то не было необходимости обращаться с настоящим иском.
Во исполнение требований Представления прокурора между ОАО «ТМК №44» и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» был заключен договор на проведение лабораторных исследований номер обезличен от дата обезличена г., по условиям которого исполнитель обязался выполнить лабораторные исследования (измерения) атмосферного воздуха с выдачей по их результатам протоколов лабораторных исследований в СЗЗ производственной площадки ОАО «Томская МК-44». Ориентировочный срок окончания исследования - дата обезличена.
Также генеральным директором ОАО ТМК44» был издан приказ об объявлении выговора с лишением премии главному инженеру Р.
О принятых во исполнение Представления мерах было сообщено в Томскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместитель главного государственного санитарного врача по ТО подвергнул главного инженера Р. административному наказанию в виде штрафа, в настоящее время штраф оплачен.
Истцом не представлено доказательств недобросовестности исполнения либо неисполнения требований прокуратуры, обосновывающих необходимость в принуждении ответчика к разработке проекта природоохранной зоны. Просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лип; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические мероприятия, а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
В судебном заседании установлено, что ОАО «ТМК №44» имеет производственную площадку в адрес обезличен, на которой осуществляется деятельность в сфере деревообрабатывающего производства. На производственной площадке находится административное здание, пилорама Р63, козловой кран, производственный цех. В производственном цехе установлены два четырехсторонних станка, 1 оцилиндровочный станок. Отопление производится электрокотлами мощностью 1, 5 Квт и 3 Квт. На территории производственной площадки имеется трактор МТ3 82, работающий на дизельном топливе.
С севера производственной площадки имеется свободная от застройки территория, с северо-запада на расстоянии 85 метров - жилой дом (пос. Тояновский, 850, с запада, юго-запада - на расстоянии менее 30 метров и с востока на расстоянии 300 метров - садово-огороднические участки.
В ходе проведения выездной проверки на промышленной площадке ОАО «Томская механизированная колонна 44», расположенной в адрес обезличен выявлены нарушения требования природоохранного законодательства, а именно, отсутствует проект санитарно-защитной зоны на указанную производственную площадку.
Согласно приказу генерального директора номер обезличенК от дата обезличенаг., должностной инструкции главного инженера, утвержденной генеральным директором дата обезличена г., обеспечение соблюдения требований санитарного законодательства возложено на главного инженера ОАО «ТМК44» Р.
По итогам проверки дата обезличена г. Томским межрайонным природоохранным прокурором в адрес генерального директора ОАО «ТМК44» вынесено представление о выполнении ряда мероприятий по устранению выявленных нарушений, в т.ч. в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению подобных нарушений впредь.
Кроме того, постановлением от дата обезличена г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении главного инженера ОАО «ТМК 44» Р.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по ТО номер обезличен от дата обезличена г. главный инженер ОАО «ТМК44» Р. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей.
Правонарушителем штраф оплачен в полном объеме.
Согласно п. 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом внесенных изменений СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09,утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 г.) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу п.2.1. СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает, что организации, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, в котором определяются размеры и границы санитарно-защитной зоны (п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-111 класса опасности является обязательной.
Согласно под.2 кл.З, разд. 7.1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 производственная площадка ОАО «Томская механизированная колонна № 44», расположенная в адрес обезличен, относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно защитной зоны 300 метров.
Во исполнение предписания между ООО «ТМК 44» и Общество дата обезличена г. заключен договор номер обезличенс на разработку проекта обоснования санитарно-защитной зоны (расчетной) для производственной площадки по адресу: адрес обезличен ОАО «ТМК 44».
Как следует из Приложения 1 к договору, сторонами оговорены сроки выполнения работ:
Разработка проекта обоснования СЗЗ с дата обезличена г. по дата обезличена г.; процедура согласования проекта обоснования СЗЗ с дата обезличена г. до получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту расчетной СЗЗ (сроки зависят от согласующих сторон).
Кроме того, между ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ТО» и ОАО «ТМ44» дата обезличена г. заключен договор на проведение лабораторных исследований номер обезличенокг на предмет лабораторных исследований (измерения) атмосферного воздуха с выдачей по их результатам протоколов лабораторных исследований.
Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ ОАО «ТМК44» номер обезличен от дата обезличена г. в связи с невыполнением должностных обязанностей, выразившихся в несоблюдении природоохранного законодательства объявлен выговор с лишением премии главному инженеру Р., начальнику участка С., инженеру ОТ и ТБ Ф.
О принятых мерах сообщено Томскому межрайонному природоохранному прокурору с приложением перечня мероприятий.
Из материалов дела следует, что проект своевременно не был разработан, т.к. полагал, что на данную площадку разрабатывать проект не надо. Однако, согласно ч.2 ст. 15 должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что ответчиком на сегодняшний день не в полном объеме устранены нарушения, указанные в предписании, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение может быть исполнено. В связи с чем, суд считает разумным установить срок до дата обезличена года.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета адрес обезличен подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Томская механизированная колонна №44» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Томская механизированная колонна №44» разработать проект санитарно-защитной зоны производственной площадки, расположенной по адресу: адрес обезличен, в срок до дата обезличена г.
Взыскать с открытого акционерного общества «Томская механизированная колонна №44» в доход бюджета г. Томска государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Т.А. Исупова