вступило в законную силу



Дело № 2-2280/09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2009 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Исуповой Т.А.,

при секретаре Шлотгауэр С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чарыковой Екатерины Александровны к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Чарыкова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование своих требований, что она имеет статус сироты, воспитывалась в МУ приют «Друг», затем в школе-интернате номер обезличен для детей-сирот; затем обучалась в ПУ номер обезличен, которое обеспечивал её жильем в общежитии на период обучения. По окончании училища, она утратила право на проживание в общежитии и была выселена без предоставления другого жилья. Жилья не имеет. дата обезличена г. у неё родился сын Ч.. После рождения ребенка она проживает в адрес обезличен у чужих людей; временно зарегистрирована в приюте С. по адресу: адрес обезличен

Так как она родилась в ____, воспитывалась в школе-интернате номер обезличен для детей-сирот, в установленном законом порядке за ней должно быть закреплено жилье, она обратилась в администрацию г. Томска, однако выяснила, что жилье за ней не закреплялось, т.к. отец Ч1 ушел из семьи, находился в розыске, а мать не имела постоянного места жительства и работы, вела скитальческий образ жизни, злоупотребляла спиртными напитками. Родители имели квартиру по адресу: адрес обезличен, которую они продали, деньги пропили, другого жилья не приобрели. Родители были лишены родительских прав на основании решения Ленинского районного суда г. Томска от дата обезличена.. Администрация Ленинского района г. Томска поставила её на очередь на получение жилья с дата обезличена г.. В настоящее время очередь по общему списку номер обезличен, в списке учёта детей-сирот - номер обезличен.

В настоящее время она с малолетним ребенком не имеет жилья, доход состоит только из пособия по уходу за ребенком; арендовать жилье она не имеет возможности.

Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона ТО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ТО», просит обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением Чарыкову Е.А. и Ч.; обязать Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области целевым назначением для обеспечения Чарыковой Е.А. и Ч., предоставить им вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, не ниже установленных социальных норм по г. Томску.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Томской области Ш., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличенаг., исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв. Согласно письменному отзыву в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. В случае, если средства субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 30.12.2008 года № 308-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», недостаточно для обеспечения жилыми помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Дума г. Томска решением от 25.12.2007 года № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска. Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку- сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при исполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может. Помимо этого в силу ст. 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право физического лица на предоставление вне очереди жилого помещения, как лицу из числа детей - сирот, не может быть постановлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ. В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.15 Закона ТО от 19.08.1999 г. №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» жилое помещение предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Ребенок не относится к категории указанных лиц. Следовательно, требование Чарыковой Е.А. об обеспечении её малолетнего сына жилой площадью является необоснованным и незаконным. Считает надлежащим ответчиком Администрацию г. Томска.

Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не заявлял.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Администрации г. Томска.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика - Администрации Томской области, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, он предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде хищения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Чарыковой Екатерины Александровны (номер обезличен), следует, что она родилась дата обезличена г., её родителями указаны Ч1 и Ч-ва

Решением Ленинского районного суда г. Томска от дата обезличена года Ч-ва и Ч1 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Чарыковой Е.А., дата обезличена

Поскольку Чарыкова Е.А. осталась без попечения родителей, на основании постановления Главы Объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от дата обезличена года номер обезличенО она была направлена в детское государственное учреждение.

Как следует из справок ОАБ от дата обезличена г. Ч1 и Ч-ва были зарегистрированы по адресу: адрес обезличен соответственно до дата обезличена г. и дата обезличена г.. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий семьи Ч1, Чарыковы квартиру по адресу: адрес обезличен продали, в результате сделки остались без жилья, т.к. после продажи ничего не приобрели. Место жительства Ч1 не установлено, Ч-ва со слов очевидцев живёт в лесу в землянке.

Справкой от дата обезличена г. подтверждается, что Чарыкова Е.А., дата обезличена г.р. действительно обучалась в школе-интернате номер обезличен и в дата обезличена закончила 8 классов.

В дата обезличена она закончила обучение в ОГОУНПО «Профессиональное училище номер обезличен -УПЦСА» г. Томска, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании.

Справкой Администрации Ленинского района г. Томска от дата обезличена года номер обезличен подтверждается, что согласно постановлению главы администрации от дата обезличена г. номер обезличен Чарыкова Е.А. состоит в списках учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в списках учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Учетный номер в общем списке учета номер обезличен; в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - номер обезличен Согласно сообщения Администрации г. Томска, в очереди в общем списке Чарыкова Е.А. состоит под номер обезличен; в льготном списке номер обезличен.

Таким образом, Чарыкова Е.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

Данное обстоятельство не оспорено ответчиками, подтверждается сообщением об отказе в предоставлении сведений из ЕГРПНИ от дата обезличена г., сведениями о регистрации права собственности по состоянию на дата обезличена г, свидетельством о регистрации по месту пребывания, согласно которому Чарыкова Е.А. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу адрес обезличен

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Таким образом, Чарыковой Е.А. должно быть представлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Томске.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет средств какого бюджета обеспечивать указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 закона).

В силу ч. 1 ст. 3 названного закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:

финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона;

запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;

использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Согласно ч.3 ст.3 названного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

В силу п.5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Ответчиками не оспаривается, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц переданы органами местного самоуправления в установленном порядке.

На осуществление данных полномочий предусмотрена субвенция местным бюджетам из областного бюджета.

Дума г. Томска Решением от 25.12.2007 года № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска.

Поскольку Закон ТО от 19.08.1999 г. «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ТО» содержит четкий перечень лиц, которым предоставляется жилое помещение, а сын Чарыковой Е.А. к данной категории не относится, следовательно, требование о предоставлении жилого помещения в т.ч. сыну истца удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. №131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органам местного самоуправления. Законом Томской области №188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч.3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.

Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.

В силу п. 1.3 ст. 52 Устава г. Томска, принятого решением Томского городской Думы от 22.03.2005 г. № 841, собственником муниципального жилищного фонда является муниципальное образование г. Томск.

В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 53 Устава г. Томска в пределах компетенции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Согласно ст. 25 Устава г. Томска структуру органов местного самоуправления МО г. Томск составляют Дума г. Томска, мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Счетная палата.

В соответствии со ст. 37 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в силу п.п. 1.42-1.49, 1.6 ст. 39 Устава г. Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, в т.ч. жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилого фонда, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства.

Такие полномочия иным органам местного самоуправления в соответствии с Уставом г. Томска не предоставлены.

Согласно п.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма. Учитывая изложенное, суд находит требования истца об обязании Администрации г. Томска предоставить ей жилое помещение в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, с Администрации г. Томска в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной полшины в размере ..... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чарыковой Екатерины Александровны удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Томска приобрести и предоставить Чарыковой Екатерине Александровне вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17 кв.м. за счет средств бюджета Томской области.

Взыскать с Администрации г. Томска в пользу Чарыковой Екатерины Александровны государственную пошлину в размере 100 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Т.А. Исупова